timelapse

Лукаш Качмарчик: «Мы всегда верим в то, что непреодолимых препятствий не существует»

Темы в материале

Лукаш Качмарчик, партнер и главный архитектор Blank Architects - о любимых проектах и о разнице между западным и российским подходом к проектированию.

– В вашем портфолио множество реализованных проектов разных форматов. Расскажите, с чего и как начиналась ваша практика в России?

– Офис Blank Architects был основан в 2008 году, 10 лет назад. Наша команда начинала свой путь с проектов, связанных с ритейлом: торговые объекты в европейском формате только появлялись в Москве в те годы. Первые проекты располагались за МКАД и были довольно незамысловатыми с архитектурной точки зрения. Со временем локации менялись, стало появляться больше торговых объектов ближе к центру города, и вместе с тем, постепенно усложняясь, трансформировались и требования к архитектуре моллов. Одним из первых наших крупных проектов стал ТЦ «Тройка» недалеко от ТТК: мы проектировали его в соответствии с актуальными на тот момент европейскими архитектурными стандартами, задумывали его комфортным не только для арендаторов, но и для покупателей. «Тройка» стал первым торговым проектом с медиафасадом, в том время это было необычное решение для Москвы.

– По вашему опыту, чем отличается подход к проектированию в Европе и в России?

– Различия заметны уже на этапе образования. На Западе подход к проектированию более конструктивный и, на мой взгляд, эффективнее готовит студентов к реалиям профессии архитектора. В программе западного образования преобладают практические занятия. Важно дать студентам понимание взаимосвязи процессов: как архитектура взаимодействует с конструктивом, какова роль инженерии в проекте, рассказать о специфике материалов, о том, как на реализацию проект влияют смета и графики строительства. Эти знания максимально приближены к современной реальности, тенденциям, особенностям индустрии.

– Иными словами, подход более практичный?

– Именно. На практических занятиях в европейских университетах мы учились понимать, что такое архитектура и как она работает. Сам подход к образованию в Европе более открытый, чем в России: если ты обоснуешь преимущества своей концепции и идеи, значит, все возможно. Когда я учился в Германии, я впервые столкнулся с тем, что нормативы, оказывается, не аксиомы, их можно корректировать, привлекая специалистов к разработке специальных технических условий. В Москве такой подход появился позже. Мы, кстати, работаем с рядом научных институтов по этому вопросу.  Например, раньше построить большие помещения, которые не разделены на пожарные секции бетонными стенами, было невозможно - нормативы не предусматривали подобных решений. Сегодня при грамотном подходе и четкой проработке проекта такая возможность есть.

– Как вы считаете, какие качества или особенности в подходе помогли бюро добиться успеха в России?

– Думаю, на старте нам очень помогло настойчивое стремление реализовывать проекты именно в том виде, в котором они были задуманы, искать пути и решения, а не подстраиваться под внешние ограничения. Рынок торговой недвижимости находится в постоянном поиске новых уникальных концепций — инновационные фасадные решения, качественное благоустройство окружающих территорий, новые востребованные форматы внутренних пространств, интересные интерьеры, понятные планировки — все это конкурентные преимущества. К примеру, работая над проектом реконструкции ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное», мы, помимо нестандартных фасадных решений с перфорированными панелями, предусмотрели строительство отдельной входной группы из парка, расположенного за зданием и «отрезанного» от части района. Лестница ведет посетителей парка сразу на открытую террасу с фудкортом на последнем этаже ТРЦ.  Простое, но эффективное решение делает торговый центр «точкой притяжения» района. Чтобы быть максимально востребованными, торговые проекты должны оперативно трансформироваться с учетом актуальных запросов общества. Хорошо, когда архитектор обладает нужными знаниями и широким кругозором, чтобы предложить и вдохновить заказчика на новый подход к организации пространства или внедрение инновационной технологии.

– В каких сегментах, кроме торговой недвижимости, вы наработали экспертизу?

– Мы не ограничиваемся одним сегментом. Наш ключевой приоритет - создание ответственной архитектуры, и этот принцип находит отражение в каждом проекте бюро. Сейчас в нашем портфолио множество проектов формата mixed-use. Например, в рамках проекта реновации территории легендарного автомобильного завода ЗИЛ, мы спроектировали многофункциональный центр, в котором есть офисная часть, конференц-центр, гостиница и молл. Здание реализовано в виде объемов разной высоты, объединенных общим кирпичным стилобатом. Другой знаковый объект, в реконструкции котором мы принимали участие - «Фабрика Станиславского», в котором сочетаются культурная и деловая функции. В нашем портфолио есть проекты по благоустройству, жилые объекты, мы стали победителями конкурса на архитектурный облик станции метро «Ржевская». Для этого проекта мы создали пространство в довольно лаконичном стиле, на мраморных стенах при помощи пиксельной печати мы отразили портреты знаковых личностей из истории российского театра. Входная группа выделена изящными колоннами, а сам легкий, прозрачный фасад выполнен из стекла. 

Постоянная работа в рамках одного сегмента создает «ловушку» для архитектора: есть риск начать повторяться. Мы же стараемся каждый раз находить потенциал в новых локациях и новых типах проектов. Одним из последних вызовов для нас стал работа над проектом ВТБ Арена – Центральный стадион «Динамо».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

– Работа над реновацией этого объекта была коллективной, в проекте принимали участие разные архитектурные бюро. Сейчас Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина - первый из известных стадионов, где на первом этаже располагается торговая функция, а под ней — паркинг.  Такая многофукциональность предполагает детальную проработку всех возможных сценариев перемещения людей, особое внимание к планировочным решениям, в том числе с точки зрения разделения разных групп посетителей.

Торговый центр «Арена плаза» по правилам безопасности полностью отделен от спортивной части, но в его архитектуре и дизайне подчеркнуты история и уникальный функционал места. В интерьерах ТЦ мы постарались отразить саму историю спортивного клуба: стилизовали логотип с буквой «Д» и интегрировали его в арт-инсталляции и дизайн входных групп. 

Мы разработали рабочую документацию стадиона, учли изменения функционала проекта.  Сам стадион будет функционировать в комплексе с окружением – парком, гостиницей, объемом офисов и жилья. Мы получили возможность поработать также над ландшафтом территории: связать стадион со спортивным парком «Динамо» и создать зоны вокруг уже построенного отеля Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park. Основная идея, лежащая в концепции нашего проекта ландшафта в жилой застройке, – «московский дворик», знакомый жителям города и любимый ими.

Пространство между домами тщательно спроектировано для разных групп пользователей, с учетом разных функций помещений. И, безусловное достоинство проекта - обилие зелени. Для нашей команды этот проект стал одним из любимых в Москве.

Михаил Абрамычев