timelapse
Все темы

«Тверская, 13»: От поликлиник до мегапроектов

В преддверии Дня строителя и 25-летия столичного Стройкомплекса исполняющий обязанности заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал о текущих задачах московских строителей и о том, что предстоит делать завтра.

- Марат Шакирзянович, в отчете на заседании Правительства вы сказали, что готовится конкурс на мега-проект «Москва-река». Что он представляет собой?

- Все урбанисты мира считают, что нам надо более активно заниматься развитием территории вокруг Москвы-реки. Поэтому Сергей Семенович Собянин дал поручение проработать этот вопрос и сделать оценку градостроительного развития этой территории. Мы ведем сейчас эту работу, в ходе которой вырисовывается неприглядная картина. Многие участки по берегам Москвы-реки находятся в заброшенном состоянии.

Самый большой из них – территория ЗИЛа. Если посмотреть на этот участок со стороны реки, это как Дом Павлова в Сталинграде!

Прокатитесь на речном трамвайчике и посмотрите, какие страшные здания там стоят. Хотя во всем мире река – место отдыха и рекреации, зона привлечения инвестиций. Поэтому поставлена задача взять Москву-реку в отдельный крупный проект.

Мировой опыт в этом плане есть. Это Темза в Лондоне, Сена в Париже, Рейн в Берлине. Очень серьезно занимаются развитием водного пространства в Ванкувере. Сейчас мы готовим техническое задание на международный конкурс и, скорее всего, в конце года будем его проводить. Почему международный? Потому что это действительно мега-проект. Протяженность береговых линий Москвы-реки на территории города составляет 180 км. Здесь есть чем заниматься...

- А что с конкурсом по Зарядью?

- На него заявилось 240 команд-участниц. До финала дошли шесть. Сейчас они готовят свои предложения. Техническое задание прописано очень четко, и конкурсанты выйти за него не могут. Кроме парка, здесь ничего не будет. Только минимальный объем парковок и иных сопутствующих объектов. Также принято решение о реставрации и приведении в порядок по отдельной программе всех расположенных поблизости храмов. Деньги на это выделены.

- Правительство Москвы объявило о масштабной программе строительства поликлиник. Не могли бы вы рассказать об этом подробней?

- Эта программа уже вошла в активную фазу. 50 поликлиник будет строить город, а порядка восьми планируется возвести с участием инвесторов. По 37 поликлиникам мы уже имеем градостроительные планы земельных участков. По десяти приступили к проектированию. Стараемся максимально ускорить этот процесс, чтобы быстрее выйти на площадку. Вместе с Департаментом здравоохранения Москвы мы делаем и другую колоссальную работу. Переходим на типовые поликлиники.

Уже сейчас ясно, что наиболее оптимальный формат городской поликлиники – 750 посещений в смену. Были и другие варианты, но по соотношению цена-качество, площадям, необходимым для размещения оборудования, 750 посещений – самый выгодный формат.

Это будут базовые поликлиники с хорошим оборудованием, где можно провести обследование всего организма. Недавно мы сдали такие поликлиники в районе Северный, в Зеленограде. За счет стандартизированного набора услуг и помещений строиться типовые поликлиники будут довольно быстро. И будут обходиться значительно дешевле. При этом прошу заметить: экономим мы не на здоровье москвичей, а на строительстве – применяемых технологиях, проектных решениях. В целом эта программа будет стоить порядка 25 – 30 млрд рублей. Это одна из крупнейших программ по здравоохранению в мире. Редко где в течение короткого промежутка времени могут вложить в здоровье людей почти миллиард долларов...

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию по Ходынке.

- Там будет шикарный парк. По нему тоже будет проведен международный конкурс, где уже сейчас много интересантов. С парком будет интегрирован Центр современного искусства. То есть это будет хорошая зона отдыха, которой здесь очень не хватает. Большой плюс и в том, что в 2015 году здесь откроется новая станция метро. Потому что по узеньким дорожкам добираться сюда было бы сложно. Открытие станции метро дает хорошую возможность развить эту площадку с градостроительной точки зрения.

Не стоит забывать и об еще одном серьезном ограничении, стоящем перед нами, – это перекладка инженерных коммуникаций.

От реконструкции некоторых магистралей мы отказались пока, потому что перекладка коммуникаций составляет треть общей стоимости работ. А иногда при этом нужно сносить такие объекты, которые тоже влетят в копеечку. Такие ограничения порой приводят к тому, что мы отказываемся от ранее намеченного плана и ищем другие решения. Как проектные, так и организационные.

- Метро во Внуково – насколько отдаленная перспектива?

- Это градостроительные коридоры в рамках корректировки Генплана с перспективой за 2020-е годы. Пока решение есть только по метро в Рассказовке – мы его уже проектируем. А дальше закладываем коридоры с возможностью продления метро в случае необходимости. Если пассажиропоток будет увеличиваться, мы можем продлить ветку, там остается всего 4 километра.

- Марат Шакирзянович, много ли мест в Москве, при посещении которых у вас душа радуется?

- В Москве мне нравится практически все! Это самый динамично развивающийся мегаполис мира. Чтобы понять, как хорошо в нашей столице, надо съездить... в Рио-де-Жанейро. Я был там недавно на переговорах с представителями ФИФА и в рамках изучения опыта подготовки к чемпионату мира по футболу. Там тоже живет 12 млн человек. И мы по привычке думаем, что все там «ходят в белых штанах» и наслаждаются жизнью. Остап Бендер заблуждался. Ничего этого я не увидел. Да, храм Христа на горе красивый, вид оттуда шикарный. Но дороги плохие. Бразильцы 45 минут презентовали, как последние 8 лет они строят 12 километров метро. Я послушал и говорю: мы только в этом году вводим двенадцать с половиной. Они сразу дар речи потеряли...

Владимир Мохов

«Тверская, 13»