Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
ТиНАО
Крупный образовательный комплекс появится в Коммунарке
Инфраструктура
Центр обработки данных возвели в районе Отрадное
Международный медкластер
В Москве построен Центр хронических болезней
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Парковки
Транспорт
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Мосгоргеотрест: случаи провала грунтов в Москве единичны

Темы в материале:

Градостроительная политика

25 июн. 2019 г. 11:54

Вопрос о возможности строительства на той или иной территории - скорее экономический, чем инженерный, так как современные технологии позволяют строить везде, утверждает управляющий ГБУ «Мосгоргеотрест» Александр Серов. В интервью РИА Недвижимость он рассказал о том, как его ведомство относится к диггерам, есть ли тайны у московского подземелья, и почему в Москве случаются провалы грунтов.

— Александр Юрьевич, ваше ведомство существует с 1944 года, расскажите вкратце, чем занимается "Мосгоргеотрест" сегодня?

— Мы занимаемся работами, которые в совокупности составляют понятие "инженерные изыскания". Это разностороннее обследование строительных площадок, зданий и сооружений. Инженерные изыскания проводятся не только перед проектированием и строительством, но и сопровождают эти процессы, а также используются для оценки и прогноза возможных изменений по окончании строительства.

— А имеются ли сегодня в Москве неисследованные места?

— Территория Москвы в старых границах хорошо изучена - как в части геологии, так и геодезии. Но есть территории новой Москвы, ее мы будем изучать по мере необходимости, так как изучение конкретных участков выполняется не просто так, а под заказ. В действительности, значительная доля присоединенных территорий - это леса. Сейчас на этой территории мы в основном участвуем в проведении геологических изысканий в районах развития новых линий метрополитена, предоставляем инженерно-топографические планы для проектов планировки новых районов. В прошлом году мы завершили работу по созданию крупномасштабной геологической карты перспективных зон развития территории новой Москвы.

— Расскажите об этой карте, какую площадь вы обследовали, какие зоны наиболее перспективны?

— Гидрогеологическая карта создана на территорию 508 квадратных километров, а карта карстово-суффозионных процессов - на 168 квадратных километров. В целом эта карта показала, что за исключением нескольких мест, где требуется более серьезная инженерная подготовка, различные градостроительные проекты в Троицком и Новомосковском округах имеют хорошие перспективы.

— Можно ли вообще говорить, что какие-то места в городе наиболее чувствительны к строительству, а другие - менее?

— Принятие решений о возможности строительства – это не наша компетенция, мы даем исходную информацию, которую уже потом интерпретируют проектировщики и решают, что и как строить. Но могу сказать, что строить можно везде – даже в океане и в пустыне, что доказано на примере Объединенных Арабских Эмиратов. Это совсем не инженерный вопрос, а экономический - насколько выгодно вкладывать деньги в разработку технологии строительства на Марсе, и как скоро это может окупиться.

— О каких именно технологиях вы говорите, и чем ваша работа сегодня отличается от ваших предшественников, к примеру, советского времени?

— Произошедшие изменения не просто впечатляют, они вызывают законное чувство гордости. Сегодня для геодезических работ и других видов изысканий у нас есть технологии создания электронных карт и планов, высокоточные приборы - геодезические и фотограмметрические. Вычислительная техника, парк современных буровых установок, с лабораторным оборудованием и другой специальной техникой, современные средства связи, глобальные спутниковые системы навигации, материалы аэрокосмической съёмки.

— Как в вашей сфере дела с кадрами?

— Сегодня в ГБУ "Мосгоргеотрест" работает немногим меньше двух тысяч человек, средний возраст работников около 40 лет. У нас существует преемственность традиций: многие семьи работают в третьем-четвертом поколениях. При этом сегодня в отрасли необходимы специалисты, обладающие профессиональными знаниями, умением и навыками работы с цифровыми методами обработки информации и электронными устройствами. Что касается невостребованных профессий, то, конечно, ушли в прошлое чертежники в прямом понимании этого слова, то есть люди, которые вычерчивали карты рейсфедером. Теперь наши картографы и геодезисты используют для создания планов высокие компьютерные технологии и мощную полиграфическую технику.

— Сегодня Москва гораздо больше и быстрее, чем раньше, растёт вглубь. Какие здесь риски, и как вы помогаете строителям минимизировать их?

— Оптимальное использование территории мегаполиса невозможно без освоения подземного пространства. Минимизировать риски можно только при высокой согласованности действий всех участников строительства - изыскателей, проектировщиков (архитекторов и конструкторов) и строителей. Цель инженеров-геологов - обеспечить проектировщиков и строителей информацией об инженерно-геологических условиях площадки будущего строительства в пределах значительных глубин, достигающих 80-100 метров и более. Собственно, предоставляя им эту информацию, мы помогаем избежать рисков.

— Вы как никто знаете подземную часть города, и, должно быть, слышали знаменитый миф о "подземной" Москве – миф о так называемом "метро-2", городе под городом. Действительно ли оно существует?

— У любого мифа есть какие-то свои предпосылки, в каждой шутке, как говорится, доля правды. Столичный метрополитен характеризуется сильной разветвленностью, и при его строительстве, конечно же, создавались и какие-то дополнительные служебные и обслуживающие помещения - депо и так далее. Когда говорят о "метро-2", я думаю, что именно эти помещения люди и имеют в виду. Исследовать это с профессиональной точки зрения нам не приходилось.

— Невозможно не спросить, как вы относитесь к диггерам, которые, по сути, иногда пытаются заниматься вашей работой?

— Я бы не сказал, что мы как-то к ним относимся. Диггер – человек, увлекающийся исследованием подземных объектов. Инженер-геолог, работающий в Мосгоргеотресте – человек, профессионально изучающий свойства грунтов с целью дальнейшего строительства. Геодезисты, обследующие подземные коммуникации с целью их правильного нанесения на планы, тоже по роду своей деятельности никак не пересекаются с диггерами.

— О подземной части поговорили, а если говорить о росте города вверх, с точки зрения геологии, насколько "Москва-Сити" удачное место для расположения небоскребов?

— "Москва-Сити", несмотря на близость к реке, опирается на очень хорошие грунты, в основе которых известняк, поэтому там все хорошо. Наши геологи и геофизики непосредственно участвовали в изысканиях данного участка. И ещё один плюс "Москва-Сити" – здесь заложены достаточно хорошие фундаменты.

— С вами согласовывают не только масштабные градостроительные проекты, но и проекты благоустройства. Зачем?

— Все просто: территория Москвы насыщена подземными коммуникациями, и даже такой на первый взгляд незначительный процесс, как посадка деревьев, может привести к нежелательным вмешательствам, а то и к аварийной ситуации. Поэтому при проектировании зеленых насаждений требуется обязательное рассмотрение на соответствие проекта Сводному плану подземных коммуникаций. И у нас были случаи, когда указывалось, что в этом конкретном месте сажать нельзя из-за риска возможных повреждений коммуникаций.

— Расскажите, для чего городу нужен этот Сводный план подземных коммуникаций и сооружений?

— Расширение городов ведет к росту потребности развития инженерных сетей и коммуникаций (газоснабжение, электросети, водоснабжение, телекоммуникации и другое). Кроме того, проектирование и строительство новых подземных коммуникаций требует наличия информации о существующей подземной инфраструктуре. Сводный план подземных коммуникаций и сооружений города – это кадастр подземного пространства Москвы, для его создания было оцифровано более 300 тысяч документов, накопленных с 1944 года.

— Какова сегодня протяженность сетей в Москве?

— Мы ради интереса пытались подсчитать, сколько километров сетей опутывает столицу, но довольно быстро отказались от этой идеи, поскольку изменения в Сводном плане происходят в ежедневном режиме. После того, как информация была сведена в единый информационный ресурс, она постоянно обновляется: мы наносим на Сводный план сведения о согласованных проектах строительства подземных сетей и сооружений, а также показываем коммуникации, исполнительные документы на которые приняла Москомархитектура после завершения стройки.

— Работа над этим планом окончательно завершена или предполагается его как-то модифицировать?

— Работа по созданию Сводного плана завершена, но информация постоянно актуализируется. Стоит также отметить, что Сводный план способствует существенному сокращению сроков на проведение инженерных изысканий для застройщиков и получение технических заключений. Он позволяет оптимизировать процессы подключения новых объектов к инженерным сетям и тем самым способствует снижению административных барьеров. Эти услуги реализованы в электронной форме – то есть, заявитель может подать документы и получить результат, не покидая своего рабочего места или даже из дома – через официальный портал мэра и правительства Москвы. Это существенно экономит время городских застройщиков и проектировщиков, являющихся основными потребителями этих услуг.

— Также сейчас вы участвуете в создании 3D-визуализации Москвы вообще, и в частности кварталов реновации. Для чего это нужно?

— Требования наших потребителей к форме представления информации возрастают, в связи с чем Мосгоргеотрест при поддержке Москомархитектуры начал внедрять территориальные информационные модели, позволяющие визуализировать геопространственные данные в 3D-формате. Эта карта представит собой уже не двухмерное, а трехмерное изображение объекта. Сейчас делается только наземная часть, но в перспективе ставится задача дополнить ее и подземной составляющей. Сегодня уже созданы реалистичные модели примерно половины кварталов, подлежащих реновации. Это позволяет более наглядно демонстрировать изменения, которые происходят, и принимать правильные градостроительные решения.

— А кто главный "клиент"? Кому нужна эта 3D-карта?

— Не секрет, что читать строительные чертежи и проекты умеет далеко не каждый, а вот 3D-модель понятна всем. Да и профессиональные проектировщики сегодня уже переходят на технологии информационного моделирования (так называемое BIM-проектирование), и результаты инженерных изысканий Мосгоргеотреста в трехмерном формате становятся все более востребованными в городе. Первыми потребителями, конечно, стали наши коллеги – градостроительные проектировщики из Москомархитектуры.

— Александр Юрьевич, периодически в Москве случаются провалы грунтов. Если сравнивать с другими городами, насколько город в этом смысле находится в "зоне риска"?

— Почему-то принято считать, что это частое явление. Но для такого города, как Москва, это единичные случаи. В основном провалы происходят на дорогах. Так исторически сложилось, что все коммуникации проходят как раз под дорогами. Коммуникации иногда могут прохудиться, соответственно, вода уходит вниз и размывает грунт, после может случиться просадка. Вторая причина заключается в том, что строительство дорог - это, в основном, насыпные грунты - гравий, песок и сверху асфальт. Иногда из-за больших осадков вода протекает внутрь, как бы под асфальт или под землю, тем самым она уплотняет грунт, и верхнее покрытие может просесть. Получается, что для предотвращения таких инцидентов основной вопрос - это водоотведение.

— А ведется ли статистика по случаям провалов грунта в Москве?

— Если нас куда-то вызывают на место, то да, конечно, фиксируем. И при том количестве существующих в мегаполисе коммуникаций случаи эти единичны.

— Правда ли, что в столице стоит остро проблема карстово-суффозионных процессов и существует целая карта карстовой опасности Москвы?

— Карта карстовой опасности есть, она ведется в актуальном режиме. Насколько нам известно, карстовые провалы были отмечены в Москве в последний раз в конце 70-х или начале 80-х годов. За счет того, что гидрогеологическое состояние грунтов четко отслеживают, таких ситуаций больше не наблюдается.

Ольга Гахокидзе

РИА Новости – Недвижимость

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • инженерные сети и сооружения
  • новые технологии
  • провал грунта
  • проектирование

Другие материалы по теме

Реконструкция здания ГБУ "Мосгоргеотрест"
Комплексная застройка территории по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, ул. Александры Монаховой, вблизи дер. Столбово (ППТ2-5) жилой многоквартирный дом №2 с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями/ район Коммунарка, квартал 160, з/у 1В
Комплексная застройка территории по адресу: г. Москва, п. Сосенское, ул. Александры Монаховой, вблизи дер. Столбово (ППТ2-5) жилой многоквартирный дом №1 с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями.
5 июл. 2019 г.
Проект уникального жилого небоскреба на территории «Москва-Сити»
2 фото
25 июн. 2019 г.
Лаборатория испытаний конструктивных слоев дорожных одежд и грунтов ГБУ «ЦЭИИС»
15 фото
25 июн. 2019 г.
Создание сводного плана подземных коммуникаций Москвы упростило подключение к инженерным сетям
Создание сводного плана подземных коммуникаций Москвы упростило подключение к инженерным сетям
25 июн. 2019 г.
Половину кварталов реновации уже перенесли на 3D-карту
Половину кварталов реновации уже перенесли на 3D-карту
21 июн. 2019 г.
Более 100 км энергосетей построит ОЭК в 2019 году
Более 100 км энергосетей построит ОЭК в 2019 году

Новости дня

Все новости
24 дек. 2025 г. 22:08
Москва занимает второе место среди крупнейших мегаполисов мира по размеру экономики – мэр
24 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: утвержден проект планировки территории для обслуживания пересадочного узла «Лесопарковая»
24 дек. 2025 г. 12:21
Сергей Собянин рассказал об итогах и планах строительства метро
24 дек. 2025 г. 12:15
Определены подрядчики строительных работ в рамках реализации проектов КРТ в трех округах Москвы
24 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: с 2011 года в столице возвели более 300 производственных объектов
24 дек. 2025 г. 10:00
В доме по программе реновации на 2-й Дубровской улице ведется устройство монолитных конструкций
24 дек. 2025 г. 09:00
«Мосинжпроект» отмечен наградой за внедрение передовых технологий и развитие цифровизации
24 дек. 2025 г. 09:00
Владимир Ефимов: в Щербинке по проекту КРТ построят жилье и востребованную инфраструктуру

Просмотренные материалы

Построена первая очередь клубного дома «Река» в Раменках
Реконструкция стадиона «Москвич» завершится в 2022 году
Как изменится станция Каланчёвская МЦД-2 после реконструкции
Дом по реновации с подземной парковкой построят в ЮЗАО
Дворцу художественной гимнастики в Лужниках исполнился 1 год
В России введут 80 млн кв. метров жилья в 2019 году
Главный архитектор Москвы рассказал об особенностях «Зарядья»
Москва и область синхронизируют планы дорожного строительства

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика