timelapse

«Солнцево» утонет в свете

Темы в материале

Платформы станции метро, которые утопают в солнечном свете, возможно ли это? По задумке архитекторов именно такой станет «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии столичной подземки.

О том, как добиться эффекта «солнечных брызг», и почему входные павильоны у этой станции будут похожи на дачные домики, рассказал руководитель студии «NEFA ARCHITECTS» Дмитрий Овчаров.

 

 

- В 2014 году вы одержали победу в конкурсе на архитектурный облик станции «Солнцево». В чем заключалась ваша концепция?

- Мы выбрали простое и логичное решение, сделав солнечный свет частью дизайна. Для этого в стенах и крыше входного павильона предусмотрены отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.

 

 

На станции этого эффекта удалось достигнуть путем отраженного света. С этой целью в потолке сделаны отверстия, за которыми установлены колодцы для отражённого света.

Реализуем и интересный прием оптической иллюзии - эффект солнечного диска, который увидит пассажир, поднимаясь по эскалатору.

 

 

На самом деле части этой фигуры разбросаны по нескольким плоскостям - потолку, стенам, полу. По мере движения вперед человек понимает, что это некая иллюзия, которая рассыпается на части. Композиции предусмотрены в обоих вестибюлях и переходе.

- Чем ваша концепция покорила жюри?

 - Возможно, нам удалось сделать ее более точной и простой. Вообще решение лежало на поверхности. Мы приезжали в Солнцево, посмотреть окружающую застройку, которая не представляла собой никакого интереса - обычные панельные дома, поэтому решили, что району просто необходим яркий архитектурный объект.

Солнцево раньше был дачным поселком, который создавался в 30-е годы прошлого века. Спальный район появился здесь намного позднее. Поэтому входные павильоны станции в виде дачных домиков с двускатной крышей отражают его историю.

 

 

- Какие материалы планируется использовать в отделке?

- Вообще мы склоняемся к бетону. В интерьере предусмотрены фиброцементные панели, которые будут имитировать этот материал. В павильонах используем белый бетон с элементами стеклянных вставок.

 

 

- Чем станция «Солнцево» будет отличаться от остальных в московской подземке?

- Наверное, некоей простотой в хорошем смысле. Есть станции московского метро, где простота доведена до неинтересности. Надеюсь, что «Солнцево» будет отличаться лаконичным, но в то же время запоминающимся образом.

- Организаторы конкурса оговаривали стоимость, в которую необходимо уложиться при отделке будущей станции?

- Безусловно, бюджет был обозначен. Мы постарались разработать довольно простые решения по отделочным материалам и технологии. И в дальнейшем, при эксплуатации объекта, из-за большого количества света не потребуется дополнительных затрат. Уверяю, «Солнцево» ничем не отличается от обычных станций московского метро. Никаких дополнительных затрат не планируется. К тому же, будут использоваться современные эргономичные LED панели (Light Emitting Diode – это полупроводник, который излучает видимый свет, когда через него проходит электричество – Прим. Ред.).

 

 

- Как победитель архитектурного конкурса, ваша компания будет осуществлять авторский надзор за строительством?

- Конечно! Реализацию проекта в нашей компании контролирует специальная проектная группа, куда входят инженер, дизайнер, архитектор. Свои замечания мы заносим в журнал авторского надзора. Также приезжаем на объект, если возникают какие-либо вопросы.

Сначала с нами заключили договор на эскизную часть, затем было предложено сделать рабочие чертежи. Сейчас устраняем последние замечания, недочеты. У нас прошло несколько согласований: и в самом Метрострое, и в его дивизионах.

- Были какие-то серьезные правки в проекте?

- Принципиально ничего не поменялось, будет реализована наша идея.

 

 

- Насколько почетно для архитектора спроектировать дизайн станции метро?

- Это очень престижно. И мы по-настоящему счастливы, что такой шанс выпал нашей команде. Это был первый опыт работы над дизайном станции метро. В основном занимаемся транспортными проектами, в том числе аэропортами, в разных регионах России.

 

 

- Сейчас проходит очередной конкурс на архитектурно-художественное решение станций Второго кольца метро, или, как его называют строители - Третьего пересадочного контура. Что бы вы посоветовали его участникам?

- Внимательно читать условия, которые прописаны в техническом задании. Архитектор должен фантазировать, придумывая что-то оригинальное, но не забывать об обозначенных критериях, не отрываться от реальности.

Еще надо представлять, кто будет оценивать твою работу. Попытайтесь поставить себя на место членов жюри и понять, на что бы они обратили внимание. Впрочем, так следует вести себя на любом архитектурном конкурсе.

Алёна Терновая