timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: строительная отрасль динамично развивается

Темы в материале

Марат Хуснуллин об итогах года, знаковых объектах и инвестиционной активности.

Москва быстрыми темпами превращается в город, комфортный для жизни: возводятся уникальные сооружения, создаются общественные пространства, а возведение транспортных объектов и вовсе вышло на рекордные объемы. В этом году уже открылись 15 станций метро (а до конца 2018-го откроют еще две), введено 127 км дорог. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал «Московской перспективе» об основных итогах 2018 строительного года.

- Какими ключевыми событиями вам запомнился 2018 год?

— 2018 год был богат на события. Абсолютно уверен, что не только мне, но и большинству москвичей и гостей столицы 2018-й запомнился как год яркого международного спортивного праздника: впервые в своей истории Москва принимала чемпионат мира по футболу. Это были незабываемые недели, наполненные радостью, гостеприимством, теплом, добрыми улыбками. Наш любимый город превратился в настоящий центр российского спорта. Вообще, хочу сказать, что главную оценку нашей работе дают сами москвичи и многочисленные туристы, поток которых с каждым годом только растет, а в этом году в связи с мундиалем и вовсе побил все рекорды. 

Люди в целом в восторге от Москвы — от благоустроенных красивых улиц и площадей, от приведенных в порядок фасадов, от парков, от нашего метро, от архитектуры — и исторической, и современной. 

И БСА «Лужники», и «Открытие Арена» («Спартак»), непосредственно принимавшие матчи, стали полноценными спортивными кластерами. Помимо этих арен к услугам сборных со всего мира было еще около 100 объектов — как крупных, так и небольших. Прекрасно справились с наплывом гостей отели, одних только новых было построено 50. Но вернусь к стадионам: и «Лужники», и «Спартак», безусловно, теперь настоящая гордость всей страны. Это выдающееся достижение проектировщиков, строителей, архитекторов, всех тех, чьи силы и талант воплощены в таких прекрасных проектах.

Еще одно знаковое событие — состоявшийся в июле Московский урбанистический форум, ставший самым представительным за всю свою историю. Форум впервые посетил президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. А проходил МУФ-2018 в стенах уникального объекта — нового Концертного зала «Зарядье», построенного в одноименном парке. Его открытие в День города стало масштабным событием не только российской, но и мировой культуры. Безусловно, 2018-й, объявленный мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным годом метро, запомнится рекордными объемами ввода новых участков линий и станций. С начала года для пассажиров открылись более 30 километров участков линий, 15 станций, а до конца года откроются еще две: «Савеловская» Большого кольца и «Беломорская» на Замоскворецкой линии. Это беспрецедентные объемы!   Столько станций в год за всю историю Московского метрополитена не открывалось ни разу. Самое большое количество, которое было, — лишь в год запуска подземки: 13 станций первой линии метро — Сокольнической. Достижением года считаю и рекордный ввод дорог (127 км), искусственных сооружений (55 — почти вдвое больше, чем планировалось) и пешеходных переходов (19).  

- Во время чемпионата мира по футболу Москву посетили не только болельщики, но и международные эксперты по спортивным объектам. Как они оценили стадионы и инфраструктуру в целом?

— FIFA признала реконструированную арену «Лужники» одним из лучших стадионов мира. А по видимости поля с трибун, по созданной системе безопасности — лучшим из лучших. Особо отметили сохраненный исторический фасад. Стадион признан одним из лучших и по скорости освобождения трибун. И еще: арена вошла в 10% масштабных мировых проектов, где уложились в бюджет и в срок. Высокую оценку эксперты дали и стадиону «Открытие Арена». Для нас, конечно, очень показательно, что инфраструктура вокруг спортивных объектов и в целом та инфраструктура, что создана в Москве за последние годы, прекрасно справились с огромным количеством гостей.

Столицу в течение месяца посетили 3,8 млн болельщиков, 60% из которых — иностранцы. Стадионам обеспечена удобная транспортная доступность, не было проблем добраться быстро и комфортно на любом виде транспорта. Причем принципиально важно, что построенные стадионы и в будущем станут служить городу и москвичам. Мы, в принципе, не строим объекты «одноразового» использования, если можно так выразиться. Поэтому территории кластеров продолжают развиваться и сейчас. В «Лужниках» ведутся работы еще на 12 объектах, которые, безусловно, украсят территорию комплекса, а главное, они будут служить людям.

- Какие еще из сданных в этом году объектов вы бы отметили?

— Совсем недавно, в ноябре, изюминкой «Лужников» стала открывшаяся канатная дорога над Москвой-рекой, связавшая смотровую площадку на Воробьевых горах со стадионом. Фактически была дана путевка в жизнь новому для Москвы виду транспорта — воздушному. Ключевым же объектом ввода 2018 года — и это событие, как я уже говорил, войдет не только в историю города, но и в историю мировой культуры — стало открытие уникального МКЗ в парке «Зарядье» — одного из лучших в мире. Его официальное открытие, в котором приняли участие президент России Владимир Владимирович Путин и мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, состоялось в День города 10 сентября. Президент нашей страны назвал зал «душой и сердцем» парка «Зарядье». На сцене выступили симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, звезда мировой оперы Анна Нетребко, знаменитый пианист Денис Мацуев. Концертный зал — это единственный в своем роде проект не только для Москвы, но и для всей России. Да и в мире мало кто смог построить подобный ему.

- Как в целом чувствует себя сегодня строительная отрасль в Москве?

— Стройка — это основа всей экономики, и важно, что строительный рынок столицы по-прежнему привлекателен. В строительной отрасли столицы трудится порядка миллиона москвичей — огромное количество людей, высоких профессионалов. К тому же одно рабочее место в строительстве формирует до восьми рабочих мест в так называемых смежных отраслях, таких как торговля, ЖКХ и т. д. То есть строительство смело можно считать локомотивом всей столичной экономики. Поэтому мэр Москвы Сергей Семенович Собянин уделяет огромное внимание отрасли, за что мы ему благодарны. 

Те преобразования, которые по инициативе мэра проведены в столице, стратегия, которая им была выбрана изначально — превратить Москву из серого и унылого советского города в привлекательный, процветающий мегаполис, удобный, открытый, комфортный для жизни, работы и отдыха, в один из самых красивых и современных мегаполисов мира, — успешно претворяются в жизнь, и в первую очередь силами строителей. 

Напомню, что в Москве в течение последних нескольких лет вводится свыше 8 млн кв. метров недвижимости в год. Из этого объема примерно 3,5–4 млн «квадратов» приходится на жилье, а с учетом реализации программы реновации жилищные объемы будут выше. Одновременно реализуется целый ряд мегапроектов — и в транспортном строительстве, и в коммерческом секторе, не говоря уже о программе реновации.

Самое главное, что у нас есть, — это Адресная инвестиционная программа, обеспеченная финансированием на три года вперед, а с учетом переходящих объектов — на полноценную пятилетку. Поскольку примерно 70% этой программы направляется на транспортные стройки, являющиеся главным импульсом к строительству всего остального, включая инвестиционные проекты, есть все основания быть уверенным в том, что и дальше наша отрасль будет демонстрировать положительную динамику.

- Какое участие принимают в жизни города инвесторы?

— Самое непосредственное. У нас по-прежнему высокая инвестиционная активность: порядка 85% всей строящейся в городе недвижимости приходится на долю инвесторов. А недвижимости в Москве за последние восемь лет построено и введено почти 70 млн «квадратов» (включая почти 26 млн кв. метров жилья). Это 15% от существовавшего прежде объема. Причем, что очень важно для города, инвесторы строят не только жилье и коммерческие объекты, но и социалку — школы, детские сады, поликлиники, спортивные комплексы, а также реализуют крупные инфраструктурные проекты, имеющие огромное значение в масштабах всей Москвы. За восемь лет на деньги инвесторов построено 40% объектов социального назначения. Это высокие показатели и свидетельство доверия городу, той политике, которую проводит мэр Москвы, лучшее доказательство того, что инвесторы чувствуют себя на столичном рынке уверенно, продолжая активно участвовать в жизни города.

Марина Россинская