Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

Строим комфортную столицу: Марат Хуснуллин об итогах и перспективах

Темы в материале:

Реновация

28 дек. 2018 г. 10:06

Каким был 2018-й для московских строителей? Почему мэр Сергей Собянин объявил его Годом метро? О беспрецедентном количестве новых станций метро, открывшихся для пассажиров, абсолютно новом мегапроекте — Московских центральных диаметрах, столичной программе реновации и других знаковых объектах рассказывает гость рубрики «Итоги».

Год метро в столице

— Марат Шакирзянович, какие знаковые объекты были сданы в Москве в 2018 году?

— Прежде всего, хочу напомнить, что 2018-й год в столице был объявлен мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным Годом метро. И по открытию новых участков линий и станций мы действительно совершили настоящий рывок. С начала года мы уже ввели 15 станций и более 30 километров линий подземки, а также состоялся технический пуск участка Некрасовской линии протяженностью почти семь километров с четырьмя новыми станциями. До конца года введем еще две станции метро: «Беломорскую» на Замоскворецкой линии и «Савеловскую» Большой кольцевой линии. Это беспрецедентный ввод! Такого количества за всю историю московского метрополитена не было ни разу. Максимум — 13 станций самой первой линии метро — Сокольнической, открывшиеся в год рождения столичного метро — в 1935-м. Среди уже открывшихся объектов подземки — первый участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Петровского парка» с пятью станциями. Это не просто знаковое, а я бы сказал, эпохальное событие для всей транспортной системы Моск­вы, не говоря уже о метро, потому что строительство БКЛ — самый масштабный проект за всю его историю. Причем, четыре из пяти станций — пересадочные. Время в пути для сотен тысяч москвичей значительно сократилось. Да и сами станции уникальные. Например, «Деловой центр» отличается тем, что там проложены специальные «вибропути», когда пружины под рельсами гасят колебания, и поезда скользят словно по подушке. На «Хорошевской» современные системы на случай задымления выглядят как арт-объекты. Потрясающая станция — «ЦСКА»: кровля одного из двух вестибюлей, обеспечивающего выход в новый парк на Ходынском поле, одновременно является и смотровой площадкой для посетителей парка; установлены бронзовые скульптуры выдающихся спортсменов. Хочу отметить и знаковые объекты дорожно-транспортного строительства. Мы завершили реконструкцию Калужского шоссе — главной транспортной артерии Новой Москвы, ввели самую протяженную (2,5-километровую) в Москве эстакаду прямого хода — от платформы «Плющево» до эстакады-съезда с Перовской улицы на Северо-Восточную хорду. Запустили движение по прямому ходу Северо-Западной хорды.

Среди других объектов, введенных в этом году, нельзя не выделить уникальный концертный зал «Зарядье», ставший жемчужиной ландшафтного парка, объектом, которым гордится теперь не только Москва, но и вся Россия. Его открытие стало замечательным подарком всем москвичам и гостям столицы к Дню города. Подобных сооружений в нашей стране еще никто никогда не строил, да и в мире мало какой концертный зал сможет с ним сравниться. Не могу не упомянуть и канатную дорогу — еще один объект, украсивший наш город. Она связала над Москвой-рекой смотровую площадку на Воробьевых горах со стадионом «Лужники». Фактически в городе впервые появился новый вид транспорта — воздушный.

В фаворитах — «Лужники» и «Зарядье»

— Вы неоднократно называли стадион «Лужники» в числе Ваших самых любимых объектов. Появился ли другой «фаворит»?

— Я действительно считаю «Лужники» выдающимся объектом и горд, что нам удалось создать этот, без всякого преувеличения, шедевр. Причем, так думаю не только я: стадион получил высочайшую оценку на мировом уровне. Стадион принял в этом году матчи чемпионата мира по футболу. По общему мнению специалистов и экспертов, он признан одним из лучших в мире и по оснащению поля, и по видимости с трибун и другим удобствам для зрителей, и по системе безопасности, и по скорости освобождения трибун. Специальная комиссия Stadiumdb.com признала «Лужники» лучшей футбольной ареной в мире (на втором месте «Ю Арена» во французском Нантере, на третьем — «Мерседес-Бенц Стэдиум» в Атланте (США). В этом году, как я уже говорил, мы открыли еще один уникальный объект — концертный зал «Зарядье». Не могу не восхищаться мастерством всех, кто приложил свои силы, свой талант к его созданию. Открытие филармонии стало знаковым событием в мире культуры не только всей страны, но и в мировом масштабе. На церемонии открытия присутствовал президент России Владимир Владимирович Путин, который назвал концертный зал «сердцем и душой уникального парка в самом сердце нашей столицы» и «в полном смысле слова музыкальным комплексом будущего». Органичное «вхождение» в общий ландшафт парка, уникальная «стеклянная кора», полностью трансформируемые залы, потрясающая акустика, качество которой оценили выдающиеся специалисты-акустики из Японии, наш выдающийся дирижер Валерий Гергиев, звезда мировой оперы Анна Нетребко, знаменитый пианист Денис Мацуев и другие известные музыканты, а также архитекторы, инженеры, дизайнеры… Скажу без всякого преувеличения, создан по-настоящему мировой шедевр.

К переезду готовы!

— Как оцениваете ход программы реновации? Все ли получается?

— Самое главное, что программа, несмотря на все наши опасения, пошла. И идет, кстати, даже более высокими темпами, чем мы ожидали. Сотни семей уже переселились в новое жилье, тысячи москвичей готовятся к переезду. Поясню, что переезжают они в те дома, которые были построены по другим программам, но адаптированы под высокие стандарты программы реновации. Это один из важнейших шагов мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина навстречу жителям: в тех кварталах, где есть пятиэтажки под снос и где уже построены новые дома по другим программам, людям не пришлось и не придется ждать, когда построят стартовые дома — свои жилищные условия они смогут улучшить уже сейчас. В этой связи я бы хотел особо отметить казенное предприятие «Управление гражданского строительства» во главе с Дамиром Газизовым. Они проводят колоссальную, сложнейшую работу, чтобы привести эти дома к стандартам программы реновации. Ведь не секрет, что проще построить новый дом с нуля, чем вносить «коррективы» в уже готовый объект. Так вот люди, которые переселяются в эти дома, довольны и качеством работы, и условиями, которые им там созданы. Мы сконцентрировали все свои силы на поиске стартовых площадок, потому что чем больше мы их найдем в районе проживания, тем большее количество людей быстрее переедет. У нас сейчас 295 стартовых площадок на 4,8 миллиона квад­ратных метров.

— Как будет решаться вопрос с парковочными местами в кварталах реновации? Эта проблема волнует многих.

— Парковок будет больше, чем сейчас в этих кварталах имеется. Потому что еще на стадии формирования программы мэр пошел навстречу пожеланиям жителей, и соответственно в ней все предусмотрели. Все кварталы мы совершенно точно обеспечим необходимым количеством парковочных мест. Будет три вида парковок: плоскостные, отдельно стоящие многоуровневые и, там, где это возможно, подземные. Конкретный набор и место размещения будем уточнять, исходя из особенностей конкретного района и квартала, ведь каждый из них индивидуален. Будем учитывать и количество переселяющихся жителей, и число домов, которые требуется для этого построить. Есть и другие составляющие: тип и высотность зданий, размещение рядом садиков, школ, предприятий соцкультбыта, зеленых зон, ну и так далее. Очень важный вопрос — как пройдут коммуникации. Вот это все в комплексе влияет на выбор того или иного типа парковки. Поэтому единой формулы нет и быть не может. Я больше скажу: при разработке проектов планировки территорий кварталов реновации мы сформируем еще и сквозную улично-дорожную сеть. То есть микрорайоны будут проницаемыми, и улочки между домами можно будет использовать как дополнительное парковочное пространство.

В Новую Москву — на метро

— Транспортная доступность — один из важнейших вопросов и для развития Новой Москвы. Одна ветка метро туда уже пришла — Сокольническая. Ее продлевают дальше, в Коммунарку. Когда это произойдет, и какие линии метро еще придут в ТиНАО?

— Что касается участка Сокольнической ветки от «Саларьево» до «Столбово», что в Коммунарке, где у нас формируется крупнейший в ТиНАО административно-деловой центр, то работы там сейчас на завершающей стадии. Напомню, что на участке четыре станции — «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Думаю, что до конца года обеспечим строительную готовность, с тем чтобы уже в 2019 году там смогли поехать поезда с пассажирами. Кроме того, станция «Столбово» будет пересадочной на другую ветку, которая придет сюда же, в Коммунарку, от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии. Работы на этой новой — Коммунарской — линии метро начались летом этого года. Состоять она будет из двух участков: от станции «Севастопольский проспект» (с пересадкой на «Крымскую» МЦК) до «Улицы Новаторов» БКЛ и от нее — до «Столбово». А дальше от «Столбово» метро дотянем до Троицка.

Во-вторых, хочу напомнить, что в этом году мы открыли семь станций метро Солнцевского радиуса желтой ветки, включая станцию «Рассказовка», что в Новомосковском округе. То есть жители Новой Москвы получили еще одну станцию метро. Эту ветку мы будем тянуть дальше — до аэропорта «Внуково». Длина участка, который планируем ввести в 2022 году, составит более пяти километров, на нем расположатся две новые станции: «Пыхтино» и «Внуково». Таким образом, международный аэропорт «Внуково» станет единственным в России, который будет иметь собственную станцию метро. Это колоссально разгрузит сразу несколько других станций метро («Юго-Западную», «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Новопеределкино», «Рассказовку»), существенно свободнее станет на Ленинском проспекте и Киевском шоссе, на Мичуринском проспекте и Боровском шоссе, на соответствующих участках МКАДа.

Кроме того, на западном направлении метро придет в Рублево-Архангельское. Оно возьмет начало от станции БКЛ «Улица Народного Ополчения». Придет метро и в Щербинку — по будущей Бирюлевской линии метро от станции БКЛ «Кленовый бульвар» через столичные районы Восточное и Западное Бирюлево.

БКЛ как основной проект метростроения

— Как продвигается строительство Большой кольцевой линии?

— Как я уже говорил, первый участок БКЛ мы запустили еще в конце февраля, и пассажиры им пользуются, причем, с момента запуска пассажиропоток только растет. С запуском этого участка Большого кольца на 16 процентов разгрузилась станция «Полежаевская», на 13 процентов — «Динамо», на 15 процентов — Таганско-Краснопресненская и Замоскворецкая линии. Снята часть пассажиропотока с перегруженной Кольцевой линии. Более 400 тысяч жителей пяти районов Москвы получили метро в пешей доступности, и на дорогах стало свободнее, что отмечают и автомобилисты. Но главное — экономия времени в пути: если до его запуска путь от «Делового центра» до «Динамо» (где теперь пересадка на «Петровский парк» БКЛ) занимал полчаса, сейчас — 12-15 минут, почти вдвое меньше! Второй участок БКЛ, от «Петровского парка» до «Савеловской», повторюсь, введем до конца этого года. С «Савеловской» можно будет пересесть на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской ветки метро, обеспечим удобный выход к Савеловскому вокзалу. К лету будущего года там будет сформирован один из крупнейших ТПУ, который объединит пассажиропотоки двух линий метро, железной дороги и наземного транспорта. Самое важное, что работы развернуты на всех участках Большого кольца. И запускаем линию, и дальше будем запускать не отдельными станциями, а целыми участками. Тем самым мы постепенно снижаем нагрузку на метрополитен, на дороги, обеспечивая все большее и большее число горожан метро в пешей доступности, предоставляя альтернативные варианты пересадок. Я уже говорил, что БКЛ — это наш основной проект метростроения до 2023 года. Работы идут в соответствии с графиком, более того, даже рассматриваем возможность сократить сроки ввода ряда станций. Например, теоретически станция «Рубцовская» по плану должна быть готова в 2021 году, но, может быть, мы ее запустим и раньше: в начале 2020 года. До конца 2021 года планируем построить четыре участка БКЛ: западный (между станциями «Хорошевская» и «Можайская»), юго-западный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Можайская»), южный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Каховская») и северо-восточный (между станциями «Авиа­моторная» и «Савеловская»). По сути, это составит 50% от общей протяженности всей линии, то есть половина кольца уже поедет с пассажирами. Строительство остальных участков планируем завершить в 2023 году, и тогда кольцо полностью замкнется. В итоге пассажиры получат 19 новых пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, пять — на первоочередные МЦД и 11 пересадок на станции радиальных железнодорожных линий. Миллионы пассажиров смогут существенно экономить время в пути. Не стоит забывать и о том, что в зоне влияния БКЛ находится большинство кварталов реновации плюс территории промзон, которые будут реорганизованы в новые современные районы с комплексной застройкой, включая недвижимость для создания рабочих мест, жилье. То есть мы обеспечиваем им удобную транспортную доступность: жители новых кварталов смогут за считанные минуты дойти до новых станций БКЛ и «нырнуть» в подземку, чтобы быстро добраться до нужной точки Москвы. Пассажиропоток второго кольца составит, по прогнозам, не менее полумиллиона пассажиров в год.

МЦД — новое наземное метро

— Сейчас много говорят о Московских центральных диаметрах. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью. Что дадут они москвичам и жителям области? И когда могут быть готовы?

— Создание Московских центральных диаметров — еще один мегапроект, который город реализует совместно с ОАО «РЖД» и правительством Московской области. Хочу подчеркнуть, что мы не просто строим и модернизируем железнодорожные ветки, а грамотно их интегрируем в уже существующую транспортную систему. Судите сами: из почти восьми миллионов человек, живущих за МКАДом, а это как жители Подмосковья, так и москвичи, постоянно проживающие за городом, примерно 2,5 миллиона ежедневно совершают поездки в Москву и обратно. А в летний период — еще больше. Это колоссальная нагрузка на мегаполис. Поэтому одним метро проблемы не решить, а вот диаметры, которые свяжут ближайшие пригороды напрямую, — отличная находка. Всего планируется создать до 17 таких сквозных маршрутов — диаметров. Из них первые два уже строятся: от Лобни до Одинцово и от Нахабино до Подольска. К концу 2019 года могут быть готовы. Что они дадут пассажирам? Прежде всего, существенно сэкономят их время в пути: если сейчас, чтобы доехать из Нахабино в Подольск на электричке, нужно потратить около трех часов, причем, в основном пересаживаясь на другой поезд (прямых маршрутов очень мало), то с запуском диаметра время сократится в 1,8 раз. Это огромный плюс для почти 700 тысяч жителей Нахабино, Подольска, Красногорска, а также для десятков тысяч москвичей, живущих в районах, через которые пройдет диаметр. Доехать из Одинцово в Лобню (или в обратном направлении) можно будет на 40 минут быстрее, чем сейчас, когда люди едут на электричке в среднем полтора часа. Этот диаметр на пять процентов разгрузит улично-дорожную сеть, на 25 процентов — центральные вокзалы, где сейчас людям приходится делать пересадку, и от 10 до 16 процентов составит сокращение нагрузки на метрополитен. Диаметры будут интегрированы с метро и Московским центральным кольцом. Наша задача — чтобы железная дорога выполняла функцию полноценного наземного метро в общей сети городского транспорта. Это станет настоящим транспортным прорывом для Москвы.

Оценка высшей пробы

— Марат Шакирзянович, главная цель, поставленная городскими властями, — превратить Москву в лучший мегаполис в мире. Как выглядит сегодня наша столица на фоне других мегаполисов мира? Чем мы можем гордиться?

— В плане скорости и решительности изменений, направленных на модернизацию городской среды, Москва проявляет себя сегодня безусловным лидером. Смена транспортной парадигмы, развитие общественных пространств, благоустройство, появление конкурентоспособной на мировом уровне индустрии развлечений, градостроительные проекты с привлечением лучших мировых архитекторов — все это было реализовано у нас менее чем за десятилетие. Мало кто верил, но это произошло. С 2011 года Москва заметно преобразилась. Выбранный главный вектор — полицентрическое развитие — и его основной драйвер — бурное транспортное строительство с формированием единого Московского транспортного узла — привели к тем изменениям, которые мировое урбанистическое сообщество не могло не заметить и не оценить. Ежегодно мы заказываем международные исследования ведущим рейтинговым агентствам мира, по итогам которых составляется рейтинг мегаполисов. И практически по всем параметрам Москва сегодня занимает верхние строчки: и по развитию скоростного общественного транспорта, и по созданию комфортных общественных пространств, и по наиболее удачным проектам комплексного освоения территорий, и по числу зеленых зон. Если взять интегральный показатель, а их порядка 14 — транспортная доступность, экологичность, доступ к различным сервисам и так далее, — Москва вошла в первую пятерку наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Берлином. Я считаю, что это очень хороший результат. Кроме того, мегаполис наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Берлином и Барселоной вошел в группу «городов – альтруистов», достигших максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду, а по комфортности проживания столица России заняла пятое место. Аналогичное место мы заняли и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу и поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в конце 2010 года. Мы ее и выполняем.

Я бы хотел особенно подчеркнуть, что самый главный капитал города — это его жители. Ради них мы и работаем. Все проекты и программы, реализуемые в Москве, нацелены на то, чтобы через пять лет горожане смогли сказать — мы живем в комфортном городе и не променяем его на ни какой другой. Что это значит? Это значит, что у людей есть новое современное жилье с благоустроенными дворами, с поликлиникой в шаговой доступности с современными медицинскими услугами, с детским садом и школой, построенными по новым образовательным стандартам, рядом с домом, со спортивными площадками, развлекательными центрами и многофункциональными пространствами. Это значит, что москвичи могут свободно и быстро добраться из пункта «А» в пункт «Б» по Москве на личном и общественном транспорте, причем, всегда имеют альтернативу. Это значит, что людям созданы условия для комфортных прогулок по паркам, пешеходным зонам, набережным и общественным зонам. Поэтому им нравится жить в Москве, и они не хотят никуда уезжать. Вот именно такая оценка нашей работы будет самой главной для нас. Оценкой высшей пробы. Уверен, мы ее обязательно получим. Будем к этому стремиться.

Наталья Есипова

Всё о мире строительства

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Теги

  • Зарядье
  • Лужники
  • метро
  • Новая Москва
  • реновация

Другие материалы по теме

9 янв. 2019 г.
Установили рекорд: какие 17 станций метро открыли в 2018 году
Установили рекорд: какие 17 станций метро открыли в 2018 году
30 дек. 2018 г.
В Москве открылось 17 станций метро в 2018 году – Собянин
В Москве открылось 17 станций метро в 2018 году – Собянин
29 дек. 2018 г.
Собянин: количество новых рабочих мест в ТиНАО достигло 200 тысяч
Собянин: количество новых рабочих мест в ТиНАО достигло 200 тысяч
28 дек. 2018 г.
Ударная стройка года: заммэра подводит итоги 2018-го
Ударная стройка года: заммэра подводит итоги 2018-го
24 дек. 2018 г.
Завтра начинается сегодня
Завтра начинается сегодня
20 дек. 2018 г.
Город не сбавляет обороты
Город не сбавляет обороты
19 дек. 2018 г.
Марат Хуснуллин: строительная отрасль динамично развивается
Марат Хуснуллин: строительная отрасль динамично развивается
Итоги международного конкурса на архитектурный облик новых станций московского метро - «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка»
Итоги международного конкурса на архитектурный облик новых станций московского метро - «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка»

Новости дня

Все новости
2 дек. 2025 г. 19:15
Сергей Собянин: жилые кварталы и общественные пространства появятся в пяти районах Москвы
2 дек. 2025 г. 14:00
Владимир Ефимов: в поселке Щапово в рамках проекта КРТ построят технопарк
2 дек. 2025 г. 13:00
Владимир Ефимов: Московский фонд реновации сохранил лидерство по вводу жилья среди всех застройщиков России
2 дек. 2025 г. 11:30
Владимир Ефимов: свыше 2,6 километра перегонных тоннелей метро проложили под водными артериями Москвы с 2011 года
2 дек. 2025 г. 11:00
Новый проект «Москомархитектуры» продемонстрирует пространства для отдыха в Москве будущего
2 дек. 2025 г. 10:55
Сергей Собянин: в Москве открылся первый пищевой технопарк
2 дек. 2025 г. 10:20
Жилой комплекс по программе реновации появится на Керченской улице
2 дек. 2025 г. 10:00
В парке Горького открылась фотовыставка «Московские кварталы»

Просмотренные материалы

Шесть домов в районе Тёплый Стан ждет капитальный ремонт
Школе № 1298 в районе Куркино передан новый учебный корпус
Инвесторам представят проекты центров приложения труда рядом со станциями метро
Сергей Кузнецов: в Можайском районе построят двухэтажные дома с видом на природный заказник
Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом жилого дома по адресу: г. Москва, ул. 2-я Фрезерная, д. 6) по адресу: г. Москва, район Нижегородский, улица 2-я Фрезерная, земельный участок 6 (2-я Фрезерная ул., вл.6) ЮВАО
Строительство станции БКЛ метро «Марьина Роща». А. Бочкарёв
Дом по реновации в районе Солнцево. Фото пресс-службы Департамента строительства
Дизайн станции БКЛ метро «Сокольники» (рабочее название «Стромынка») в стиле хай-тек

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика