Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Половина средств на строительство в Москве идет на транспортную инфраструктуру — Рафик Загрутдинов

Создание транспортной инфраструктуры – одно из приоритетных направлений градостроительной политики столичных властей. О том, как и куда будут развиваться ветви автомобильных и железных дорог, метро и транспортно-пересадочных узлов, рассказал в интервью "Интерфаксу" глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

- Рафик Равилович, понятно, что строительство инфраструктуры требует денег. Какой объём финансирования заложен на этот период в Адресной инвестиционной программе (АИП) на развитие транспортной инфраструктуры?

- Порядка двух третей Адресной инвестиционной программы, то есть той части бюджета города, которая выделена на строительство, будет направлено в этот сегмент.

Так, в период с 2021-го до конца 2023 года на строительство дорожно-мостовых объектов заложено финансирование в объеме более 434 млрд рублей, на строительство метро — еще около 705 млрд.

При этом нужно учитывать, что возможна корректировка показателей. Так как мы постоянно форсируем строительство, сокращаем сроки, то и средства, заложенные на более поздние периоды, могут быть использованы в более ранние сроки. Таким образом, ускорение работ способствует значительному сокращению издержек.

- Крупнейшим дорожным проектом можно считать создание хордовых магистралей. На каких хордах и рокадах сейчас ведутся работы?

- Сегодня совершенно очевидно, что система хордовых магистралей является одной из важнейших составляющих всего транспортного каркаса города. Это принципиально новое для столицы решение: впервые строительство ведется вне традиционной радиально-кольцевой системы.

Три хорды – Северо-Западная, Северо-Восточная и Юго-Восточная, а также Южная рокада представляют собой систему пересекающихся магистралей, каждая из которых имеет продолжение за МКАД. Такое решение позволяет создать оптимальные и емкие каналы для транзитного движения, "развести" уличную сеть и скоростные магистрали, а также исключить пересечение с пешеходными потоками. Кроме того, система хордовых магистралей обеспечивает дополнительную связь с трассами федерального значения и международными транспортными коридорами: в частности, Северо-Восточная хорда связывает трассу М-11 "Нева" и строящуюся скоростную трассу М-12 Москва-Казань, Юго-Восточная хорда имеет выходы на трассу М-7 "Волга" и М-2 "Крым", Южная рокада – на трассу М-4 "Дон".

- На каких участках этих магистралей будут завершены строительные работы в ближайшее время?

- На сегодня проект Северо-Западной хорды полностью реализован, строительство ведется на участках Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также на Южной рокаде.

Если говорить конкретно по объектам, то замечу, что, например, Южная рокада разбита на девять строительных участков, из которых в настоящий момент три построены, пять — в строительстве, еще по одному ведется проектирование. В частности, разрабатывается проект отрезка между улицами Кантемировская и Каспийская.

В составе Юго-Восточной хорды десять участков. Здесь строятся девять, и проектируется участок вдоль улицы Каспийская от улицы Кантемировская до Павелецкого направления МЖД.

Северо-Восточная хорда также поделена на девять отрезков, шесть из которых уже построены. Строительство участка от Ярославского до Дмитровского шоссе и транспортную развязку на пересечении с проспектом Мира предполагаем завершить соответственно в июле и в марте 2022 года. А последний участок, проходящий вдоль Национального парка "Лосиный остров" от Открытого шоссе до транспортной развязки на пересечении с проспектом Мира, планируется запустить уже в ноябре этого года.

В целом мы планируем закончить строительство всех участков до конца 2023 года, а отрезок от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировская, включая транспортную развязку на пересечении с Каширским шоссе, завершим в декабре 2024 года.

- Еще один серьезный проект, над реализацией которого работают строители, реконструкция МКАД. Какие здесь перспективы?

- Действительно, это большой проект, который реализуется на протяжении десяти лет. За это время реконструировано 18 транспортных развязок. В настоящее время определены подрядные организации для реконструкции развязок на пересечении с улицами Липецкая, Верхние Поля и Капотня. Работы на этих объектах планируется начать в самое ближайшее время. Параллельно с этим ведутся активные строительные работы на пересечении МКАД с Алтуфьевским и Осташковским шоссе; их предполагается завершить в начале 2023-го и осенью 2024 года соответственно.

- На какой стадии работы по проекту развязки на пересечении МКАД и Щелковского шоссе? Когда может начаться его реализация?

- Сейчас ведутся согласования этого проекта со специалистами из Подмосковья и "Росавтодора", но окончательных проектных решений пока нет. К тому же Адресной инвестиционной программой города до конца 2023 года финансирование на реконструкцию этой развязки не предусмотрено.

- В последние годы особое внимание уделяется проектам мостов. Расскажите о работах в этом направлении на ближайшие годы.

- Надо заметить, мосты играют большую роль в решении транспортных проблем города, ведь благодаря им намного сокращаются перепробеги, а значит снижается и загруженность дорог. Не менее важны мосты и для проектов развития новых крупных перспективных строительных площадок.

Всего до конца 2024 года у нас запланировано строительство девяти мостов, все эти проекты включены в АИП, и по ним уже ведутся работы.

Так, уже в конце этого года в рамках реконструкции Волоколамского шоссе планируется завершить строительство 164-метрового моста через реку Сходня. Осенью следующего года на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе предполагается открыть еще четыре моста. Позднее, в середине 2023 года, в рамках реконструкции Краснобогатырской улицы будет сдан в эксплуатацию небольшой, но очень нужный мост через реку Яузу, а осенью того же года планируется запустить мост протяженностью более 600 м через затон Новинки на территории реконструируемой промзоны "ЗИЛ".

Помимо этого, в конце 2023 года мы предполагаем завершить строительство моста через реку Битца, а в самом начале 2024 года на Юго-Восточной хорде должен быть запущен еще один мост через Москву-реку – на участке от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы.

- В последние годы в Москве очень активно развивается железнодорожная инфраструктура. Что город ждет в этой части?

- Железные дороги фактически превращаются в элемент наземного метро и могут изменить всю структуру транспортного обслуживания в городе.

Если говорить о конкретике, с начала этого года строители уже завершили реконструкцию остановочного пункта "Баковка", и в оставшиеся месяцы года планируется завершить строительство еще четырех новых станций и реконструкцию семи действующих. Кроме того, будет закончено строительство транспортного узла для поездов дальнего следования – вокзала "Восточный".

В 2022 году планируется завершение реконструкции Киевского направления железной дороги со строительством дополнительных путей и реконструкцией трех оставшихся остановочных пунктов – "Лесной городок", "Переделкино" и "Очаково".

Также в 2022 году предусмотрено окончание работ по строительству соединительной ветки между Киевским и Смоленским направлениями МЖД с тремя новыми остановочными пунктами – "Поклонная гора", "Кутузовская" и "Камушки". В этот же период будут достроены остановочные пункты "Минская" и "Марьина Роща" и реконструированы станции "Тимирязевская" и "Окружная".

- Как идут работы по маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД)?

- Уже ведутся работы по реконструкции и строительству не только железнодорожных путей, но и 22 остановочных пунктов, включая новый крупный вокзал для поездов дальнего следования "Восточный".

- Утверждены ли маршруты МЦД, проходящие через центр города? Как подбираются площадки? Не потребуется ли при этом снос каких-то зданий?

- На сегодня утверждена трассировка маршрутов МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Все они проходят через Центральный административный округ Москвы с его плотной застройкой и очень ограниченной территорией. К сожалению, при реализации таких масштабных проектов как МЦД, снос отдельных строений неизбежен.

Так, уже сегодня в ходе реконструкции участка "Москва-Каланчевская" – "Москва-Курская" началось отселение двух домов и их снос. Окончательные перечни объектов, подлежащих сносу в рамках проектов МЦД-3 и МЦД-4, не утверждены и будут конкретизироваться, и дополняться по мере проектирования. Однако хочу заверить, что масштабных сносов мы все же не прогнозируем.

Концепция создания маршрута МЦД-5 пока не утверждена, сейчас продолжается его проработка.

- Традиционно главным столичным видом транспорта является метро. На каких линиях сейчас ведутся работы, и какие?

- В настоящее время работы ведутся на всех участках Большой кольцевой линии, на Люблинско-Дмитровской линии – от станции "Селигерская" до станции "Физтех", на Калининско-Солнцевской – от "Рассказовки" до станции "Внуково". Также продолжается строительство на участке Троицкой линии между станциями "Улица Новаторов" и "Коммунарка", а на ее центральном участке началось развертывание строительных площадок. Помимо этого, прорабатываются две новые радиальные линии – Бирюлевская и Рублево-Архангельская.

- Относительно новая для Москвы система пересадочных узлов. Расскажите о планах по строительству таких хабов.

- ТПУ обеспечивают удобные пересадки между различными видами транспорта, при этом они являются точкой экономического роста и триггером развития прилегающих территорий, которые позволят привлечь инвестиции в экономику города. К тому же такой подход полностью соответствует городской политике полицентричного развития.

На сегодня в Москве определено 96 таких узлов, операторами которых выступают "Мосинжпроект", "МКЖД" и "Московский метрополитен". Кроме этого, в бюджет, рассчитанный до конца 2023 года, включено 57 проектов технологических объектов в составе ТПУ.

В настоящее время в стадии строительства находятся 18 объектов ТПУ: "Рассказовка", "Ховрино", "Боровское шоссе", "Савёловская", "Технопарк", "Ходынское поле", "Озерная", "Фонвизинская", "Лермонтовский проспект", "Улица Дмитриевского", "Юго-Восточная", "Лефортово", "Авиамоторная", "Рязанская", "Электрозаводская", "Аминьевское шоссе", "Некрасовка" и "Лухмановская".

- Достаточно ли количество квалифицированных подрядчиков для реализации проектов таких сложных объектов?

- Могу заверить: на сегодня квалифицированных подрядчиков для строительства транспортной инфраструктуры вполне достаточно. А что касается их компетентности и квалификации, то напомню, что часть из них, например, пришла с Олимпийских объектов и со стройки Крымского моста – их опыт колоссален и, безусловно, полезен Москве.

Непосредственно строительство для инженеров задача вполне решаемая, основную сложность представляет именно координация деятельности всех сторон. Могу отметить, что в целом сегодня в Москве выстроена четкая и эффективная система принятия решений и взаимодействия участников отрасли.

На дорожных стройках сегодня задействовано более 20,5 тыс. человек. Дефицита здесь не ощущается, но в случае необходимости подрядчики могут найти необходимые трудовые ресурсы в регионах страны. Анализ показывает, что для реализации всей программы строительства, включая дорожные стройки, метро, прочие различные объекты, в пиковые периоды может потребоваться увеличение численности рабочих на конкретных объектах до 30%.

Другие материалы по теме