Продолжая пользоваться сайтом Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы вы соглашаетесь на обработку файлов cookie для работы метрических программ
Подробнее...
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей
лого компании

Читайте в Телеграм
Градостроительный комплекс Москвы
Поиск по порталу
✕
Ефимов В.В. Заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Карта строек
  • Метро
  • МСД
  • Дороги
  • МЦД
  • Реновация
  • Достройка проблемных объектов
  • СПЕЦПРОЕКТЫ
  • НОВОСТИ
  • О Комплексе
  • Жителям
  • Градостроителям
  • Застройщикам
  • СМИ
  • Обратная связь
  • Деятельность
  • Структура
  • Контакты
  • Законы, постановления, распоряжения, указы
  • Государственные программы
  • Молодежный совет
  • Реновация жилья
  • Все стройки Москвы
  • Строительство жилья
  • Строительство объектов здравоохранения
  • Строительство детских садов
  • Строительство школ
  • Спортивные объекты
  • Уникальная архитектура
  • Фотоленты
  • Парк «Зарядье»
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского пивзавода
  • Национальный космический центр
  • Южный речной вокзал
  • Реконструкция спорткомплекса «Олимпийский»
  • Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • Павильон «Макет Москвы» на ВДНХ
  • ИСОГД
  • МТСК
  • Генеральный план развития Москвы
  • СРО
  • Городские конкурсы
  • Правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
  • Калькулятор процедур
  • Кабинет застройщика
  • Инвестиционный портал Москвы
  • Цифровой контроль ОСС
  • Как КРТ преобразует промзоны Москвы
  • Лучший реализованный проект года
  • Порядок внедрения биометрических СКУД на КПП стройплощадок
  • Порядок применения технических средств объективной фиксации на стройплощадках Москвы
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • Пресс-служба
  • Статьи
  • Интервью
Архитектура
Станцию метро «Гольяново» оформят в космической тематике
Объекты медицины
Каким будет новый комплекс Склифа
Событие
Новые здания ОВД открылись в районах Южнопортовый и Северный
Инфраструктура
Реконструкция Центрального московского ипподрома
Метро
Как строится Троицкая линия
Производство
Завод модульного домостроения в районе Внуково
Главная Интервью
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура
Градостроительный комплекс Москвы
Карта строек Метро МСД Дороги МЦД Реновация Достройка проблемных объектов СПЕЦПРОЕКТЫ НОВОСТИ
Все темы
Градостроительная политика
Социальные объекты
ТиНАО
Жилье
Метро
Дороги
Транспорт
Парковки
Спортивные сооружения
Парки и скверы
Объекты образования
Объекты культуры
Памятники архитектуры и истории
Дорожное строительство
Дорожно-транспортное строительство
Железные дороги
BIM-технологии в строительстве
Контроль за строительством
Реновация
Архитектурные конкурсы
Спортивные объекты
Новые технологии в строительстве
Долевое строительство
МЦД
Объекты медицины
МЦК
Недвижимость
Новые технологии
Законы и нормативные акты
Архитектура
ИЖС
Долгострои
Благоустройство
Спорт
Выставки
ТИМ – технология
КРТ
Регионы
Ипотека
Уникальная архитектура

Присоединяйтесь

"Московская перспектива": "После революции доходные дома стали конторcкими. Пора вновь сделать их жилыми"

Темы в материале:

Градостроительная политика

12 мар. 2013 г. 14:43

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов об уплотнении центра, преобразовании спальных районов и архитектурных вкусах горожан.

Как недавно созданный Совет по развитию общественных пространств и воссозданный Архитектурный совет Москвы помогут сделать столицу городом, в котором хочется жить, гулять и отдыхать, а не только работать и спать, обозреватель "Московской перспективы" Дарья Быстрова расспросила главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Что имеется в виду под уплотнением центра? Слово «уплотнение» исторически неприятное, сразу коммуналки вспоминаешь.

– Никакого целенаправленного уплотнения центра не планируется. Хотя, если сравнивать плотность застройки крупных мегаполисов с Москвой, наша столица действительно не самый плотно застроенный город. Речь идет о том, что центр города в любом случае не должен музеефицироваться. И для того, чтобы подновлять фонд недвижимости, неплохо бы иметь там определенный запас инвестиционной привлекательности. Стратегическая цель – изменить баланс функций в центре. Сегодня внутри Садового кольца работает около 2 миллионов человек, а живет – порядка 700 тысяч. Лучше бы было наоборот.

И как это сделать?

В начале XX века Столешников переулок, Дмитровка, Петровка, Неглинка были застроены доходными домами, которые после революции постепенно превратились в офисные. То есть опыт замены одной функции на другую в этих зданиях уже существует. Сегодня их можно было бы из конторских превратить обратно в жилые. Вот что мы имеем в виду, говоря об уплотнении в центре: не сносить исторические здания, возводя на их месте новостройки большего объема, а реконструировать, перепрофилировать те, что есть.

Квартиры в таких домах можно продать дорого, под маркой элитного жилья.

– Я не люблю термин «элитное жилье». Есть хорошее жилье, есть похуже. Как раз чем больше будет выбор жилья, в том числе и в центре, тем реже будет возникать в голове у людей ремарка «элитное» – читай: «дорогое». Хотя, конечно, инвесторов надо заинтересовать. Сегодня силой заставить частный бизнес вынести из центра свои рабочие места нельзя. Нужно их чем-то мотивировать. Еще и поэтому для столицы так важны новые территории.

Каким образом вы предполагаете инвесторов заинтересовать?

– Наша задача – создать на присоединенных землях такую среду обитания, в которой людям захочется жить и работать: экономически выгодную, транспортно доступную, комфортную. Тогда бизнес сам туда потянется, освобождая дорогой, загазованный, стоящий в пробках центр. И только тогда можно будет начать перепрофилировать недвижимость внутри Садового кольца. Так что процесс этот небыстрый, лет на 5–10 минимум.

Многие особняки в центре – в том числе исторические, которые, на мой взгляд, логичнее отдать под музеи, арт-галереи, небольшие гостиницы – занимают сегодня министерства и ведомства. Но план по переселению чиновников из центра столицы, который так горячо поддержали москвичи, что-то затормозился. Не хотят столоначальники ехать за Кольцевую дорогу?

– Переговоры ведутся. Решения постепенно принимаются. Какие-то структуры будут выезжать, но все это тоже процесс небыстрый. Хотя само решение – абсолютно верное. Переселение чиновников станет мощнейшим магнитом, который притянет и деловых людей. У нас властные структуры с бизнесом связаны куда теснее, чем в европейской и американской практике.

Я знаю, что вы – сторонник современной архитектуры. Как вы думаете, уместна ли она в центре Москвы? И если да, то где?

– Я сторонник хорошей архитектуры. Что сегодня ни построй – даже реплику Лувра, – все это будет современной архитектурой. Вы, как и многие, видимо, подразумеваете под этим нечто модернистское?

Ну да. Стекло, бетон, четкую геометрию…

– Судя по опросам, людям в подавляющем большинстве нравится архитектура классическая: где много декора, деталей. Я такую архитектуру тоже очень люблю. И сегодня можно работать в любом стиле, но в современных материалах и технологиях. Пропорция, цветовая гамма, качество деталей, сопряжение стены с проемом, с дверью, с окном, с цоколем – все это никто не отменял, и это нужно уметь делать в любой архитектуре.

Понятно. Тогда спрошу так: высоткам, с вашей точки зрения, место в центре Москвы? Конечно, за исключением острова «Сити».

– Мне лично по душе архитектура скорее малоэтажная. Любой специалист по урбанистике скажет, что чем ниже здания, среди которых обитает человек, тем ему комфортнее. С другой стороны, высотные офисные здания в современном мегаполисе, конечно, могут появляться.

Сейчас много говорят о развитии в центре пешеходных и прогулочных зон. И если с пешеходными все более-менее ясно, то чем прогулочные улицы будут отличаться от обычных?

– Там будут расширяться тротуары, на которых разместятся летние кафе, цветочные и книжные лавки. И там будет серьезно ограничена парковка. Адаптивность среды к человеку определяется по количеству припаркованных автомобилей. Статистика говорит, что если больше 9 процентов территории покрыто паркингом, то это уже враждебная человеку среда.

Давайте теперь в спальные районы переедем, где живет большинство горожан. Как эти районы с враждебной человеку средой оживить, «разбудить», сделать повеселее?

– Очень сложная задача на самом деле. Если вдруг мы решим начать активную застройку спальных районов, не снося то, что там построено, – мы получим гражданский протест. Люди всегда против любой новой стройки. Нужно вначале выйти и убедить жителей, что то или иное решение пойдет им на пользу. И прислушаться к их предложениям: сейчас во многих районах Москвы появляются организованные группы горожан, которые представляют в Москомархитектуру свои идеи, как обустроить ту или иную территорию города, мы им предлагаем свои варианты, и в таком диалоге ищем возможности развития. Важно понимать, что город формирует не архитектор и не строитель, его формируют люди – через заказчиков, застройщиков, через группы активистов. Архитектор только дает адекватные с градостроительной и архитектурной точки зрения ответы на их запросы.

Да, но проблема в том, что одних – например, застройщиков – власть слышит, а других – тех же районных активистов – далеко не всегда.

– Поверьте, сегодня политика, которую проводит Сергей Собянин, нацелена на поиск этого диалога. В феврале при мэрии создан совет по общественным пространствам, в работе которого могут принять участие все, кто хоть как-то активен на уровне реальных предложений. И чем больше люди вложат своей энергии в формирование города, тем быстрее Москва станет комфортной для жизни.

И все-таки, если пофантазировать, как можно малой кровью хоть немного оживить эти многоэтажные шеренги зданий для сна?

– Во-первых, найти на первых этажах зданий как можно больше помещений, которые можно занять под рестораны, кафе, магазинчики, парикмахерские, салоны красоты, цветочные лавки и т.д. Уже это оживит ландшафт, да и просто будет удобно жителям. Во-вторых, надо постепенно обустраивать дворовые территории, где можно погулять, встретиться с друзьями: эти места должны быть нормально освещены, там должен присутствовать какой-то стрит-ритейл, чтобы можно было посидеть-перекусить. Всем этим, собственно говоря, мы сейчас и занимаемся.

Понятно, что в спальных районах мало свободных территорий. Но в городе продолжается программа по сносу хрущевок. Может, не обязательно на освобождающихся участках земли сразу возводить многоэтажки? А лучше на их месте новые скверы, к примеру, разбивать?

– Можно и нужно. На территориях, где сегодня планируется снос ветхого фонда, мы будем возводить не только жилье, а формировать полноценные улицы. Об этом мало кто из планировщиков спальных районов раньше задумывался, но основной продукт, который предлагает город своим жителям, – это улицы. Не дороги, где проезжают машины, а именно улицы – где есть широкий тротуар для прогулок, не занятый парковками, вдоль которого на газонах растут деревья, кустарники, цветы, где стоят скамейки, на которых можно передохнуть, и т.д.

Вы недавно презентовали новые проекты детских садов, школ, гаражей, надземных переходов. Яркие, красивые, притягивающие взор. А возможно ли наши страшные панельные дома сделать хотя бы внешне привлекательнее? Я видела в Берлине, как те же пятиэтажки стали просто игрушками только за счет ярких фасадов.

– Все возможно. Так называемые типовые объекты, которые строятся в большом количестве, должны быть разными. Типовые – вовсе не значит одинаковые и уродливые. Мы вывесили проекты новых типовых зданий на сайте Москомархитектуры, на нашей страничке в Фейсбуке, чтобы люди их видели, оставляли комментарии и предложения – в том числе и по преобразованию фасадов домов. А мы будем на них реагировать.

Вы ориентируетесь на вкус обывателей?

– Я, в отличие от многих своих коллег, считаю, что архитектура должна нравиться массе людей.

Основной массе людей нравятся башенки и гипсовые ангелочки.

– Вы заблуждаетесь. Если опросить людей, какие города им внешне нравятся, большинство укажут на Париж или на Венецию. Как, думаю, и вы. Можно спорить о вкусах, но прислушиваться к закономерностям. Профессионалы для того и существуют, чтобы эти закономерности выявлять. Недавно мы обновили состав Архитектурного совета Москвы, в него вошли отличные профессионалы, и я надеюсь, решения, которые будут там приниматься, придутся по вкусу и москвичам.

Знаю, что в этот совет впервые вошел иностранец – Ханс Штиман, который долгие годы был главным архитектором Берлина. Москва будет ориентироваться на Берлин?

– Да нет, конечно. Любой город уникален. Но тот багаж знаний, который Ханс Штиман получил, будучи главным архитектором Берлина, когда объединялись восточная и западная части столицы Германии, уникален. Это опыт создания вновь возведенной среды – при этом комфортной, со своим антуражем, настроением и атмосферой. И я считаю, этот опыт господина Штимана очень пригодится сегодня в Москве.

Дарья Быстрова

"Московская перспектива"

Все о московских стройках — в Телеграм

Присоединяйтесь

Другие материалы по теме

Cities of Making. Должны ли города вновь стать промышленными центрами?
Cities of Making. Должны ли города вновь стать промышленными центрами?
Рабочее рассмотрение у главного архитектора г. Москвы
Рабочее рассмотрение у главного архитектора г. Москвы
8 мар. 2013 г.
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы
3 фото
Условия архитектурного конкурса «МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР» на концепцию преобразования территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, улицы Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка
Условия архитектурного конкурса «МУЗЕЙНЫЙ КЛАСТЕР» на концепцию преобразования территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, улицы Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка
5 мар. 2013 г.
"Московская перспектива": "Нам не нужны спальные районы"
"Московская перспектива": "Нам не нужны спальные районы"
15 мар. 2013 г.
Маргинальное кольцо столицы
Маргинальное кольцо столицы
5 мар. 2013 г.
"Нам не нужны спальные районы"
"Нам не нужны спальные районы"
1 мар. 2013 г.
Станция метро как центр культурной жизни
Станция метро как центр культурной жизни

Новости дня

Все новости
6 дек. 2025 г. 14:30
Владимир Ефимов: строители завершили разработку грунта котлована станции «ЗИЛ» Бирюлевской линии метро
6 дек. 2025 г. 12:00
Владимир Ефимов: в Очаково-Матвеевском построят технопарк по программе КРТ
6 дек. 2025 г. 10:00
35 видеоконсультаций по программе реновации провели специалисты ЕКЦ в этом году
6 дек. 2025 г. 09:00
Видеонаблюдение за стройками Москвы теперь доступно онлайн на цифровой платформе граддеятельности
5 дек. 2025 г. 12:00
Четыре приема граждан по вопросам реновации проведут в Общественном штабе в декабре
5 дек. 2025 г. 12:00
Владимир Ефимов: город выставил на торги право на реорганизацию участка в Шипиловском проезде
5 дек. 2025 г. 11:20
Более 1,7 тысячи москвичей получили квартиры в новостройках по программе реновации в Щукине
5 дек. 2025 г. 10:15
Владимир Ефимов: город выставил на торги право на комплексное развитие участков на Куркинском шоссе

Просмотренные материалы

В Саларьево появится шестиэтажный паркинг в составе ЖК

Рассылка новостей

Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

Метро

  • Перспективная карта метро с линиями МЦД
  • Большая кольцевая линия
  • Рублёво-Архангельская линия
  • Бирюлёвская линия
  • Троицкая линия

Дороги

  • Дороги районного значения
  • Реконструкция МКАД
  • Южная рокада
  • Московский скоростной диаметр

МЦД

  • МЦД-1 «Белорусско-Савеловский»
  • МЦД-2 «Курско-Рижский»
  • МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»
  • МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»

Реновация

  • Снос пятиэтажек
  • Стандарт отделки квартир
  • Часто задаваемые вопросы

Спецпроекты

  • Больница в Вороновском
  • Парк «Зарядье»
  • Спорткомплекс «Лужники»
  • БКЛ метро

Онлайн-сервисы

  • Все стройки Москвы
  • Контакт-центр

Жителям

  • Жильё
  • Здравоохранение
  • Детские сады
  • Школы
  • Спортивные объекты
  • Парк «Остров Мечты»
  • Реорганизация Бадаевского завода

Программы

  • Жилище
  • Градостроительная политика
  • Адресная инвестиционная программа

СМИ

    • Новости
    • Фотоленты
    • Статьи
    • Интервью
    • Инфографика
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Пресс-служба

О Комплексе

    • Структура
    • Условия использования информации
    • Документы
    • Политика в отношении обработки персональных данных на сайте
Градостроителный комплекс Москвы
Яндекс.Метрика