Президент Союза архитекторов России рассказал об образовании и становлении молодых специалистов
Темы в материале:
В Мосстройинформ завершился VII Всероссийский конкурс квалификационных работ среди студентов колледжей «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей». На церемонии награждения победителей выступил Шумаков Николай Иванович, президент Союза архитекторов России. Мы поговорили с ним о том, как быть студентом колледжа в современных реалиях.
Каковы ваши впечатления о фестивале?
Любое архитектурное мероприятие, включая «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей» — это благо для развития не только архитектуры, а благо для развития всей России. И обучение, и демонстрация опыта преподавателей и студентов — это всегда дает положительный мощный импульс для развития и образования, и профессии в целом, тем более, если речь идет о студентах колледжей. Для них это вообще первые шаги в профессию. Они могут посмотреть, на каком они уровне находятся, на каком уровне существуют все остальные, верным ли путем они идут и какие пути развития вообще есть. Вот на этом конкурсе было представлено 39 городов и 63 колледжа — это большой объем. А кого-то выделяет жюри из этого числа. Соответственно, если студент соображает, он поймет, что работа победителя отличается от его работы. И это даст импульс росту.
На каком уровне находится архитектурное образование сейчас?
К сожалению, там катастрофически много проблем. Главная — нет преподавателей-практиков, а это очень важно. Преподаватель должен иметь большой опыт творческий и практический, должен знать, как строить и проектировать на практике, чтобы провести студента по этому пути. Да, есть масса хороших преподавателей и масса хороших программ, но как ввести студента в жизнь творческую и взрослую — тут большая недоработка.
Второе — это конечно же отсутствие четких законов жизни архитектуры в нашем обществе, в частности, нет закона об архитектурной деятельности, который регулирует взаимоотношения государства и архитекторов. Долгие годы этот закон проходит ряд обсуждений, но пока застрял в Минстрое. Это влияет и на образование в том числе, тут все взаимосвязано ведь, поэтому нет большого сдвига в профессии.
В этой ситуации на что опереться молодому архитектору?
Если раньше молодой архитектор входил в профессию плавно и грамотно, то сейчас это изменилось. Когда-то существовала преемственность, когда специалист приходит на работу, его ведет наставник, в конце концов он сам вырастает до наставника и ведет других. Сейчас такого нет, есть много мелких контор, которые непонятно какую архитектуру делают. А какими получились ребята, выйдя из института — такими и получились. Сейчас молодой архитектор развивается однобоко и в одну сторону. Поэтому личная ответственность за свое развитие должна быть.
В Союзе архитекторов мы создали кафедру комплексной профессиональной подготовки при МАрхИ, которая очень ласково и нежно старшекурсников и вечерников внедряет в профессию, и шаг за шагом мы занимаемся именно этим. И как-то все эти проблемы пытаемся решить.
Цифровизация отрасли как-то сказывается на уровне образования?
Надо понимать, что цифровизация — это всего лишь инструмент. Главное — об этом не забывать. Это не конечная цель, а инструмент творческой составляющей. И тогда все встанет на свои места.
Что посоветуете молодым архитекторам?
Не останавливаться в развитии, это главное.