Конкуренция как способ сохранения авторской архитектуры

Темы в материале:

Градостроительная политика

Как будет выглядеть городская среда в будущем, захватит ли типовая застройка всю территорию или все-таки авторская архитектура сохранится — вопросы без ответа. Одно можно сказать наверняка — это зависит от архитекторов, в особенности — от молодых специалистов.

Почему важна конкуренция среди молодого сообщества, и причем тут сохранение авторской архитектуры — поговорили с Борисом Уборевич-Боровским, руководителем архитектурной студии ub.design, профессором МАрхИ и председателем жюри конкурса студенческих работ на фестивале «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей».

Сейчас среди студентов проходит конкурс на площадке ГБУ «Мосстройинформ». Как представитель жюри, расскажите, насколько полезно молодым архитекторам в нем участвовать?

Я большой сторонник форумов, конкурсов и выставок в нашей среде. Соревновательность разных идей, школ и авторов — важный элемент. И без конкурсов мы бы не так быстро двигались к какой-то очень значимой и правильной архитектуре, которая есть в нашей стране. Если посмотреть прогресс за последний 20-30 лет, мы увидим, что коренным образом изменилось все. Начиная от образных решений, заканчивая строительными материалами, стеклом, отделкой фасада, решениями по благоустройству. Это все появилось, потому что есть конкурсы и выставки.

Для молодых архитекторов конкурсы вообще крайне важны, поскольку ребята максимально впитывают новые идеи, имеют возможность ими обмениваться. В итоге их проекты получаются необычными и открытыми.

Как это сказывается на городе и архитектурной среде?

Как я говорил, город меняется очень быстро. Мы начинаем понимать, какой должна быть городская инфраструктура, как по городу надо передвигаться, чтобы не попадать пробки, и чтобы было комфортно в любую погоду. К тому же, мы знаем, что наш город бывает разным. Город зимой и летом — это два разных города. Когда-то мы привыкли к троллейбусам, а сейчас их вообще нет. Есть электробусы и какие-то новые виды транспорта, электросамокаты. Архитектура стала выше, значимее и ярче.

Если бы не было конкурсной среды, то этих положительных изменений бы не было. Например, как было в 90-е: проекты создавались не на конкурсах, это были исключительно заказы без отбора. Что у нас было построено в те годы — странные ущербные проекты. Это все делалось келейно, без конкуренции за лучший вариант. И эти не самые лучшие проекты есть даже рядом с Красной площадью, где очень ответственная градостроительная среда.

Как считаете, куда должна развиваться застройка в Москве?

Мой лозунг — авторская архитектура. Я думаю, главная задача не в том, чтобы построить побольше, а в том, чтобы сохранить авторский подход. Часто бывает так, что проект делают тысячи людей и там нет авторской архитектуры.

Архитектурное образование в наше время как-то способствует этим изменениям? Подстраивается под реалии?

Как преподаватель, могу сказать одну важную вещь. У нас уровень преподавания, к сожалению, оставляет желать лучшего по многим причинам. Этот уровень еще недостаточен, чтобы выпускать абсолютно 100% специалистов, талант которых показал бы большие результаты. Связано это с тем, что сфера недофинансируется. Я 30 лет преподаю и знаю одно, что никогда я не смог бы жить на те деньги, которые я получаю от преподавания. Все-таки преподаватели должны хорошо оплачиваться и тоже должен быть конкурсный отбор, в этой профессии должны быть лучшие из лучших. А получается, что в преподавание в большинстве своем идут люди, которые, скажем так, не нашли себя в практике, не смогли ничего построить и идут по остаточному принципу преподавать. Это конечно очень тяжело сказывается на уровне образования.

Вы, как человек реализованный в сфере, можете сформулировать какую-то вдохновляющую миссию, зачем идти преподавать, раз такая ситуация?

В фильме «С легким паром» учительница и врач спорили, какая профессия важнее. Учительница мягко дала понять, что плохое преподавание не сразу сказывается на обществе, но в конце концов оно очень сильно влияет на результаты. Потому что если человек немножко недоучен, то все это он потом будет реализовывать в практике и делать много ошибок, которых мог бы избежать.

Например, я сейчас разбираю планировки квартир и встречаю специалистов, которые кажутся мне грамотными, ожидаю увидеть хорошую проработку, а вижу в итоге совсем обратное. Это проблема преподавания низкого уровня. А архитектор — это очень важная профессия. Мы с вами знаем, что от архитектора зависят огромные пласты нашей жизни, начиная от образа города и заканчивая интерьером какого-нибудь ресторана. И образование — это фундамент качественной работы.

А что касается будущих архитекторов — как вы можете охарактеризовать нынешних студентов?

Сами студенты готовы воспринимать хорошие идеи и достойный уровень образования. У нас очень умные и прекрасные ребята, которые впитывают сложную информацию, готовы заниматься, готовы постигать, им интересно то, чем они занимаются. Но, к сожалению, в глобальном смысле мы им еще не можем дать того, что они просят.

Поговорим о трендах. Сейчас очень много движений в сторону цифровизации отрасли. Как это сказывается на студентах и образовании?

Архитектура — сродни искусству, как живопись или скульптура. И пока это так, она спасена. Если ее поглотит компьютер, то будет беда, потому что все станет одинаковым.

Цифровизация нахлынула быстро и смела вообще все, что касалось ручной художественной архитектуры. Сейчас трудно найти студента, который может нарисовать фасад или изобразить картинку с видом какого-то здания. Мы знаем, что Шехтель запирался у себя в кабинете на два дня, а потом выходил с рисунком готового Ярославского вокзала. Сейчас все по-другому, сейчас все происходит через компьютеры. Нажал на кнопку — машина сгенерировала фасад. Это определенная проблема, потому что архитектура становится похожей, стандартной. Там очень мало авторских идей, они иногда погибают в этой цифровизации.

Как думаете, можно ли на это повлиять, учитывая, что от цифровизации все равно не уйти?

Сейчас у нас нет понятия, что архитектор — это творец, есть только понятие проектировщик, потому что нет законодательных оснований

В других странах акцент на автора. У нас — на фирму. Я не могу пойти и получить лицензию на автора Уборевича, как это делают адвокаты, художники, скульпторы, поэты, писатели, композиторы. А вот когда у нас будет законодательство, что архитектор будет выступать как автор и сможет заключать договора от имени автора, тогда многое изменится в понятии авторской архитектуры.

Но пока этого нет, повлиять на это все равно можно. И тут конкурсы — это хорошая площадка, чтобы поработать над сохранением именно авторской архитектуры. Конкурентная среда стимулирует креативные идеи, заставляет придумывать авторские проекты, быть лучшим из лучших. Можно сказать, что конкурентная среда сохраняет творчество.

Новости дня

Все новости