Конкурсы для студентов-архитекторов: взгляд со стороны преподавателей

Темы в материале:

Градостроительная политика

В Мосстройинформ проходит VII Всероссийский конкурс «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей». 10 ноября состоится награждение победителей. В преддверии этого события мы поговорили с руководителями работ, чтобы узнать их точку зрения по поводу студенческих работ.

Чередник Алина Константинова, преподаватель высшей категории по дизайн-проектированию колледжа дизайна и декоративного искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова:

Мой первый опыт участия в фестивале состоялся в 2018 году и уже тогда я со своими учениками смогла получить достаточно высокую оценку наших работ.

С тех пор я каждый год участвовала в фестивале, и мои студенты неоднократно показывали хорошие результаты. Безусловно, такое признание моей педагогической деятельности независимыми экспертами сильно мотивирует меня к дальнейшему творческому и профессиональному развитию.

Дембич Наталья Владимировна, заведующая кафедрой Дизайна НОЧУ ВО МЭИ, доцент кафедры Дизайна среды РГУ им. А.Н. Косыгина и кафедры Ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА имени К.А. ТимирязеваСоветник Российской академии естественных наук:

Опыт участия в конкурсе неоценим как для учащихся, так и для преподавателей. Каждый год на протяжении более 10 лет мы старались не пропускать и принимать участие со своими подопечными в фестивалях, организованных ГБУ «Мосстройинформ».   

Зачем студенту конкурсы и фестивали?

Алина Чередник: Мероприятия такого рода позволяют студентам получить независимую оценку от профессионалов, занятых в реальной практической деятельности, а также дают возможность познакомиться с наработками других конкурсантов и поделиться своим опытом. Успешное участие в подобных конкурсах позволяет получить льготы при поступлении в высшие учебные заведения соответствующего профиля.

Наталья Дембич: Подобные мероприятия просто необходимы учащимся и студентам творческих ВУЗов по ряду причин. Практика участия в конкурсах очень важна, так как в дальнейшей своей профессиональной деятельности будущие проектировщики обязательно будут проходить через систему тендеров на разработку наиболее интересных крупных проектов. Конкурсная форма отбора на выполнение работ будет проходить на принципах состязательности и справедливости, а контракт, мы знаем, заключается с победителем. В современных условиях развитого общества достойных конкурентов в нашей профессии становится все больше, значит, в методике обучения конкурсный формат становится необходимой составляющей процесса. Не менее важно получать систематическую возможность сопоставлять, анализировать, сравнивать свои работы и работы «коллег» из других учебных заведений. И эту возможность в полной мере предоставляет выставочное пространство «Мосстройинформ», являясь самой современной высокотехнологичной площадкой Москвы.

Здесь за право участвовать и демонстрировать свои лучшие проекты состязаются ведущие учебные заведения России. Здесь есть шанс встретить самых легендарных людей профессии - известных градостроителей, архитекторов, дизайнеров, художников. Кроме того, фестиваль - это ещё и настоящий праздник для всех.

Организаторы фестиваля и сотрудники Дома на Брестской всегда проводят мероприятия на высоком профессиональном уровне, с большим и искренним желанием доставить всем участникам события радость общения, организуют интересные активные мероприятия, полезные встречи. Хочется также отметить, что для творческих молодых людей очень важно пополнять свои портфолио работами, которые подтверждены «знаком качества» такой престижной организации. И здесь равных вам нет! Разработана гибкая система всевозможных видов номинаций, отметок, поощрений и наград, что дает возможность не оставить без внимания ни одного участника, как учащегося, так и преподавателя.

Вы руководите проектами студентов. Расскажите, как ребята выбирают тематику работы и что на это влияет?

Алина Чередник: Тематику работы, как правило, определяю я, учитывая при этом способности, возможности и наклонности студента. Однако это вовсе не означает, что ученик не участвует в выборе темы. Я всегда выслушиваю предложения, которые поступают от студентов, и по возможности стараюсь учесть все их пожелания и устремления.

Наталья Дембич: Как правило, при выборе дипломной работы руководитель предлагает возможный круг тем, которые он считает наиболее актуальными на данный момент к разработке и предлагает дипломнику выбрать какую-то из них. Возможно к утверждению и личное желание студента. Тогда ему дается время, чтобы он подумал, исследовал и обосновал свою тему. При согласовании с руководителем, если студент аргументированно раскрывает актуальность темы, то возможно, она будет утверждена к разработке. В противном случае, руководитель должен обосновать свою противоположную точку зрения. Критериями, определяющими выбор, являются - актуальность темы, ее социальная направленность, возможность реализации и т.д.

 

По каким критериям выбирают лучшего руководителя работы?

Наталья Дембич: В творческой деятельности лучший руководитель для студента это «мастер» в профессии и преподаватель, который может увлечь за собой в совместной работе над проектом.  

Сейчас в числе трендов в архитектурной сфере — цифровизация отрасли. А это как-то сказывается на конкурсных работах?

Алина Чередник: Безусловно, конкурсные работы учитывают современный тренд цифровизации - каждая из работ содержит 3d-моделирование. В области образовательного процесса также можно отметить ставшее обязательным 3d-моделирование исполняемых проектов. Однако стоит заметить, что классические способы выполнения работ по-прежнему являются базовыми и, совершенно точно, никогда не утратят свою актуальность, поскольку необходимы для полного и качественного формирования профессиональных навыков.

Наталья Дембич: Да, безусловно, знание компьютерных технологий и графических программ актуально в современных условиях для проектировщика, но не менее важно умение владеть художественными навыками, ручной графикой, мыслить, как художник, без этого творческий человек не состоится. Компьютер является всего лишь средством, инструментом в руках творца. Сегодня редкостью становится виртуозное владение рукой и от этого такая способность  приобретает большую ценность. Поэтому на оценке конкурсной работы сказывается умение владеть, как компьютерной графикой, так и ручной. Главное, чтобы подача проекта смогла убедительно передать замысел проекта.

Расскажите про опыт образовательных учреждений — можно ли сказать, что учебная программа тоже меняется?

Наталья Дембич: В настоящее время образовательные учреждения в творческой сфере становятся более самобытными, авторскими, в отличие от советского периода. Это, мне кажется, очень интересно. Именно на выставках такого масштаба как ваша эти тенденции можно хорошо проследить. В таких условиях всегда есть на что посмотреть и чему поучиться.

Новости дня

Все новости