Нетворкинг для студентов: как молодым специалистам подготовить почву для входа в индустрию
Темы в материале:
В «Мосстройинформ» прошел VII Всероссийский фестиваль «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей». В рамках фестиваля проводится конкурс выпускных квалификационных работ среди студентов ссузов, занимающихся архитектурой, дизайном среды и ландшафтным проектированием. 19 октября завершился прием заявок — на суд жюри представлено 396 работ.
О том, как оцениваются работы и почему студентам выгодно участвовать в конкурсе, поговорили с членом жюри Верой Жажиной — промышленным дизайнером, выпускницей Politecnico di Milano, директором Ассоциации Специалистов Индустрии Дизайна.
Почему студентам стоит участвовать в конкурсе?
Помимо заявленных наград, сертификата участия и возможности об этом рассказать, есть еще и такие выгоды, как умение проявляться во внешний мир и демонстрировать себя как молодого специалиста и профессионала. Не каждый умеет это делать, но при этом в наше время без этого сложно добиться высот в карьере.
Конкурс — это площадка, где можно научиться заявлять миру и профессиональной среде «я есть, я такой, вот что я умею». Это очень важно, потому что от этого в дальнейшем зависит работа, партнерство с другими людьми и характер взаимодействия.
При этом конкурс учит демонстрировать свою работу. Не просто показывать, а именно подавать, структурировать результат своего труда, показывать, какую задачу решал, каким способом — навык презентации своего проекта также важен. И жюри часто рассматривают не только то, что получилось на выходе, но и какой ты использовал подход, о чем ты думал, какими способами ты шел к результату. И на работу тоже берут, оценив какие-то качества, которые были видны именно в процессе, не только по финальной картинке.
Здесь важно еще сказать, что подобные конкурсы — это возможность общаться в своей среде, знакомиться с другими участниками и совершать качественный полезный нетворкинг. Все эти параметры могут повлиять даже сильнее на будущую карьеру, чем победа в конкурсе. Я советую участникам научиться брать всю эту пользу от конкурса.
Почему городу и среде важно привлекать студентов в подобные конкурсы?
Город заинтересован в кадрах. А дизайнерская среда — в плюрализме мнений. Это помогает выстроить понимание, сколько разных есть подходов, сколько интересных, креативных и умных молодых специалистов. Плюс — это возможность посмотреть на решение разных урбанистических и социальных вопросов, организацию общественных пространств, благоустройства, типового жилья. Конкурсы — это всегда пул интересных идей и огромный пул кадров.
Как вы считаете, есть ли какие-то проекты студентов, где видны перспективы на реализацию? По каким критериям это может быть оценено?
Больше всего я считаю ценными работы, в которых показан процесс, то есть не только финальный результат, а то, как к этому пришли. Какое было проведено исследование, как развивалась гипотеза от старта до финальной работы. Чем больше видна проделанная подготовка и аналитика, тем больше понимания, что участник конкурса, архитектор, углублялся в проблему и в задачу, которую он решает. Найденное решение не просто навеяно музой, не просто творческое самовыражение, а имеет под собой основания, то есть оно взвешенное, не с потолка. И такие проекты имеют больше шансов на реализацию.
Мои критерии оценки — видеть, как развивалась мысль, показать какие-то твердые аспекты, которые докажут, что этот проект актуален и решает поставленную задачу
Что касается студентов и молодых кадров — есть ли надежда, что они качественно повлияют на развитие дизайнерской среды? В какую сторону все движется?
Как я говорила ранее, очень важно общаться между собой и устраивать нетворкинг, потому что просто быть креативным в вакууме никак не поможет дизайнерской среде и никуда не будет ничего двигать. Важно, чтобы люди объединялись, общались и взаимодействовали. Второй аспект зависит не столько от самих молодых кадров, сколько от партнеров и заказчиков, от спроса на их услуги. Руководители, которые берут молодых спецов, очень сильные и уверенные в себе руководители, и на них мы должны возлагать надежды. Это те, кто не боится после вуза взять себе молодого специалиста, где-то прислушаться к нему, где-то вложиться в него, помочь в чем-то подрасти. Надежда на тех, кто не боится экспериментировать с этим, кто не в поиске каких-то готовых решений и среднего специалиста с опытом в несколько лет. Потому что немного рискуя и инвестируя, они как раз-таки получают больше и помогают развитию дизайнерской среды, и, собственно, получают выхлоп от молодости и свежих идей, от определенной смелости, которая несомненно есть у юных кадров.
Расскажите о трендах в промышленном дизайне. Отражаются ли они в конкурсных работах?
Сложно сказать, что в промышленном дизайне есть тренды и мода. Это все есть, скорее, в интерьере. А промышленный дизайн отталкивается от четких задач и от новых технологий, материалов, оптимальности решений, юзабилити и т.д. Тут есть решения, которые становятся популярны за счет своей оптимальности, с другой стороны — нет трендов в плане слепого применения того, что просто модно безосновательно. Но, безусловно, есть тенденции. Сейчас это сглаженные углы. Даже в простых предметах, как плоский ноутбук или телефон. И это же мы видим в малых архитектурных формах: на автобусных остановках, на стендах.
Расскажите об интересных проектах, которые вы встречали в последние 5 лет.
Мне очень запомнился подход Чебурашкиных к проектированию детских пространств. Особенно детских палат в больнице, где фокус на то, что ребенок считывает реакцию родителей и отталкивается от них по эмоциям.
Пространство не только приятное и дружелюбное для детей, но и у взрослого вызывает радостное удивление «Ого, ну и классно же тут у тебя, прям курорт!» Это даёт ребёнку больше оптимизма в период лечения. И это как раз проект про решение поставленной задачи, а не просто фантазия автора.