Расширяем горизонты

Темы в материале:

Новые технологии

Строительную отрасль все больше охватывает процесс цифровизации. О внедрении ТИМ в интервью «Инженерным сооружениям» рассказала начальник Управления технологии информационного моделирования ООО «Институт «Мосинжпроект» Алина Юсупова.

– Алина Рифовна, как складывался ваш путь к применению цифровых технологий?

– У меня за плечами – Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, специальность «Проектирование зданий и сооружений». Производственный путь я начинала в Уфе в проектно-конструкторском институте, который проектировал промышленные здания для Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) – производителя авиационных двигателей. Там я начала увлекаться BIM-философией, изучать программное ТИМ-ориентированное обеспечение и потихоньку его применять на практике в проектах, в первую очередь – чтобы автоматизировать свои рутинные процессы.

Технологии информационного моделирования (ТИМ) в то время только начинали развиваться в России. Однажды в Уфе прошло мероприятие, которое организовал крупнейший западный поставщик программного обеспечения с участием экспертов из Москвы. Там я познакомилась со своими будущими коллегами и вскоре переехала в столицу. Работала в консалтинговой компании, которая занималась внедрением технологии информационного моделирования.

Специализировалась на инфраструктурных объектах. Такие проекты при реализации в ТИМ требуют комплексного подхода, так как многие разделы разрабатываются в разных средах.

В 2016 году мы реализовали крупный комплексный инфраструктурный проект в ТИМ, который включал транспортные развязки, искусственные сооружения – путепроводы, шумозащитные экраны, элементы обустройства, наружные сети, данные инженерных изысканий – инженерно-геодезические, экологические, геологические и др. Многие решения, которые применялись в этом проекте, впоследствии стали стандартом для рынка.

В 2019 году на крупнейшей международной ТИМ-конференции я стала одним из первых отечественных спикеров по этой тематике. Мой доклад выбрали из сотен заявок по всему миру, что показывает высокий интерес к практике реализации российских инфраструктурных объектов в ТИМ.

В 2020 году меня пригласили возглавить отдел технологии информационного моделирования в Институте «Мосинжпроект». В том же году Институт возглавил Рустам Черкесов, который взял курс на цифровизацию проектирования, а внедрение ТИМ на уровне руководства возглавил заместитель генерального директора Адель Имамеев.

При активной поддержке руководства мы начали внедрять технологии информационного моделирования практически с нуля. На сегодня с применением ТИМ в Институте разрабатывается уже более 10 крупнейших комплексных проектов по разным направлениям строительства – метрополитен, общественные здания, дорожные объекты. Обучено более 500 проектировщиков.

– Какие преимущества для метростроения дают технологии информационного моделирования?

– Особенность станционных комплексов метрополитена – высокая плотность инженерных систем при весьма ограниченных в объеме пространствах. Увязать все их в 2D при сроках проектирования, которые нам диктуют современные темпы строительства метро в столице, практически невозможно. Поэтому применение технологии информационного моделирования для нас – необходимость. Пространственная координация –самое очевидное преимущество применения ТИМ, особенно ощутимое в метростроении.

Еще одно из преимуществ технологии информационного моделирования – получение спецификаций: объемов материалов, оборудования и пр. При применении ТИМ основные объемы получают из модели, что значительно повышает скорость и точность расчетов. При внесении изменений в модель объемы пересчитываются в автоматизированном режиме.

– Каким образом на практике внедряются ТИМ в процессы строительства?

– Наличие цифровой информационной модели дает целый ряд возможностей для применения на площадке строительства. ТИМ используется при оценке качества экспертизы строительных решений. В любой момент наглядно оценивается ситуация по проекту – количество коллизий, процент критических/некритических коллизий, динамика устранения коллизий и пр. Помимо автоматизированного поиска пересечений, модель позволяет визуально оценить технические решения и готовность проекта.

На площадке строительства на объектах, реализуемых с применением технологий информационного моделирования, находятся ТИМ-специалисты отдела цифровых технологий в строительстве. Они помогают строителям применять модель на практике – например, отслеживать факты выполнения строительно-монтажных работ, рассчитывать их объемы на основании данных из модели, формировать ведомости смонтированного оборудования на основании данных из модели и многое другое.

На самом деле в области строительства есть большой потенциал развития применения ТИМ. И для достижения максимального результата от использования этих технологий на этапе строительства предстоит большая совместная работа проектировщиков и строителей.

– На каких этапах проектирования станций метро сейчас применяются технологии информационного моделирования?

– На всех этапах – от эскиза до разработки проектной и рабочей документации. По некоторым объектам – например, для станции «Терехово» Большой кольцевой линии метро – разрабатывалась исполнительная модель, то есть модель «как построено», что также позволило получить исполнительную документацию из модели. Данная практика будет масштабироваться, поскольку в дальнейшем планируется применять модели на этапе эксплуатации.

– Какие еще можно выделить проекты, в которых используются ТИМ?

– Сейчас специалисты Института работают над крупнейшими проектами новых радиальных линий метро.

Они уникальные, так как впервые в российской, а возможно, и в мировой практике целые линии метро полностью разрабатываются в ТИМ.

Помимо этого, с применением технологий информационного моделирования проектируются станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии, продление Арбатско-Покровской линии до станции «Гольяново» и продление Троицкой линии метро.

– Каковы перспективы применения технологии информационного моделирования в компании?

– В данный момент специалисты Мосинжпроекта работают над классификатором работ WBS (структура разбивки работ. – Прим. ред.). Его применение позволит получать ведомости объемов работ из модели, а сметчики при использовании сметной программы с интегрированным инструментарием работы с 3D-моделями смогут в полуавтоматическом режиме получать сметы. Эта технология значительно повысит точность и скорость расчетов ведомостей объемов работ и, соответственно, смет.

Виктор Стёпин Инженерные сооружения

Новости дня

Все новости