Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Пешеходные мосты и экотропы: как благоустраивают столичные набережные

Темы в материале

Набережные Москвы-реки меняются на глазах: с начала реализации проекта комплексного развития прибрежных территорий в столице обновили 75,3 км береговой линии. Еще 117,5 км будут преобразованы к 2028 году.

О том, что сделает набережные доступным, узнаваемым и востребованным местом отдыха для москвичей, в интервью порталу Стройкомплекса Москвы рассказала директор Института Градостроительного планирования Москвы Дина Саттарова.

– Дина Илинична, как в Москве возникла идея комплексного благоустройства набережных и в чем суть этого масштабного проекта?

– В 2014 году в столице состоялся международный конкурс на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, который обозначил возможные сценарии городской жизни в прибрежной зоне и, по сути, дал старт одной из самых масштабных городских программ. 

В 2015 году была сформирована концепция дальнейшего градостроительного развития прибрежных территорий с перспективой до 2035 года, а в 2016-м для ее реализации назначен единый оператор. По решению руководства города им стал наш институт.

С 2018 года Институт Градостроительного планирования Москвы также отвечает за общую координацию проектов, разрабатываемых на набережные Москвы-реки и Химкинского водохранилища, в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы и инвесторами.

 

Проектируемые набережная и причал Сабуровский мост в районе Москворечье-Сабурово. Рендер: Градплан Москвы

При этом мы занимаемся не только стратегическим планированием прибрежных территорий, но и разрабатываем собственные проекты – от крупных комплексных до проектных решений локальных участков набережных.

Развитие прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища – это мегапроект, направленный на создание единого линейного центра города с одинаково высоким качеством городской среды, общественных пространств и благоустройства на всем его протяжении.   Главным принципом этой многогранной работы является комплексный подход к развитию планировочной структуры, инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, сохранению экологии, подготовке архитектурно-планировочных, экономически эффективных проектных решений.

Планируется, что в результате качественного преобразования набережных будут сформированы непрерывные пешеходные и велосипедные маршруты, что позволит москвичам и гостям города беспрепятственно передвигаться вдоль русла реки. Кроме того, повысится проницаемость территории, появятся новые выходы к воде и комфортные общественные пространства с учетом запросов жителей.  Планируется задействовать и транспортный потенциал акватории, в частности, возродить регулярные пассажирские перевозки в центральном бьефе Москвы-реки.

А экономически этот проект городу выгоден?

В 2017 году наш институт по поручению Москомархитектуры разработал уникальную методику оценки экономической эффективности мероприятий комплексного развития территорий. Она получила признание на федеральном уровне и вошла в «Стандарт комплексного развития территорий», разработанный ДОМ.РФ при содействии Минстроя РФ.

Методика позволила обеспечить Стройкомплекс Москвы единым научно-обоснованным инструментом для прогнозирования экономических эффектов реализации столичной Программы реновации жилищного фонда и других системных градостроительных проектов.

Работая над столичными набережными, мы также моделировали экономические эффекты от реализации мероприятий градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища. Выяснилось, что качественные изменения береговой линии обеспечат рост деловой активности и капитализации различных объектов недвижимости в зоне новых общественных пространств.

В частности, стоимость 1 кв. метра жилой недвижимости может увеличиться на 15 %, а арендных ставок в общественно-деловых и торговых объектах – на 10 %. Кроме того, ввиду возрастающей проходимости и посещаемости территорий увеличивается и прибыль организаций, занятых в сфере услуг, досуга и торговли. Эти факторы являются ключевыми для роста налоговых поступлений в бюджет Москвы и приведут к уверенной окупаемости бюджетных инвестиций в развитие набережных. 

– Сколько набережных уже благоустроено, а сколько находится в работе?

– Реорганизация касается прежде всего береговой линии, длина которой в границах города составляет 246 км. Сейчас 31 % всех территорий, где запланированы преобразования, уже благоустроены. При этом речь идет не только о самом береге, но и о территориях в разной степени уходящих от воды вглубь города.

Еще 117,5 км береговой линии планируется обновить к 2028 году.

– При разработке проектов брали за образец какой-то международный опыт?

– Мы исследовали международный опыт успешной трансформации прибрежных территорий в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк, Бильбао, Париж и Барселона, изучили возможность применения лучших мировых практик в условиях Москвы, а также их практическую реализуемость.

Один из наиболее интересных примеров, повлиявших в том числе на методологию нашей работы, – нью-йоркский проект East River Waterfront Development по развитию прибрежной территории Ист-Ривер от Бэттери-парк до улицы Монтгомери, в котором в качестве определяющего фактора успешного развития прибрежных территорий рассматриваются формирование и активизация связей прилегающих районов. Эти связи должны быть усилены открытыми общественными пространствами на подходах к воде и на самой реке. Например, пешеходные маршруты от станции метрополитена до Ист-Ривер активизируются за счет благоустройства, устройства прогулочных бульваров, размещения объектов торговли, кафе, площадок.

 

Схема развития набережной East River Waterfront Development. Источник: The Official Website of the City of New York

Такой подход обеспечивает максимально эффективное использование потенциала реки и способствует интенсификации сценария городской жизни. 

Именно этот принцип мы взяли за основу при разработке архитектурных концепций на участке прибрежных территорий, формируя и активизируя как продольные связи вдоль реки, так и поперечные, обеспечивающие доступ к реке.

–  В Москве есть набережные, например, в бывших промзонах, которые, по сути, все еще недоступны для москвичей.  Что ждет их?  

 Специалисты института провели комплексное историко-культурное исследование всех депрессивных участков береговой линии и выявили уникальные характеристики и артефакты, определяющие идентичность набережных, объектов культурного наследия, и природные территории, формирующие исторический ландшафт.  Анализ существующего состояния таких участков набережных с учетом сложившейся там инженерной, транспортной, социальной и экологической ситуации помог сформировать градостроительные принципы организации прибрежных территорий, которые позволят обеспечить связанность, проницаемость и доступность набережных.

В зависимости от индивидуальных особенностей прибрежных территорий и были сформулированы предложения по развитию набережных и подготовлены соответствующие архитектурно-планировочные решения.

– Как определяется тип обновленной набережной: автомобильная или пешеходная?

– Тип набережной определяется на основе градостроительного анализа и многочисленных расчетов, включая транспортное моделирование. В целом современная тенденция, не только московская, но и общемировая, – сокращение ширины проезжей части вдоль воды в пользу пешеходной, или же вовсе перенос транспортных артерий вглубь застройки.

Все мы помним, насколько экспериментальным казалось перепрофилирование Крымской набережной в пешеходную. А теперь ни у кого не возникает сомнений в правильности такого решения.

– От чего зависит функциональное наполнение благоустройства набережной?

– Предпочтения жителей относительно того, как использовать набережные, могут сильно меняться от района к району. В 2017 году мы совместно с коллективом социологов провели масштабный социологический опрос. В нем приняли участие 4600 респондентов – жителей и посетителей набережных от Мнёвников до западной части Нагатинской поймы, а также туроператоров и предпринимателей, чья деятельность связана с прибрежными территориями.

Исследование показало, что 30 % респондентов рассматривают набережную как прогулочный маршрут и придают большое значение обустройству пешеходных и велосипедных дорожек. 31 % хотят видеть ее территорией развлечений, а в районе Даниловский, например, таких 37 %.

Для местных жителей важно наличие площадок для кафе и ресторанов, мест для выступления уличных музыкантов. 22 % респондентов воспринимают набережную как продолжение двора – например, жители района Хорошёво-Мнёвники. Для них принципиально сохранить приватность территории, предпочтительно наличие детских площадок, уличных тренажеров и мест для барбекю.

По мнению 17 % опрошенных, набережная должна стать тихим и спокойным местом, где можно побыть наедине с собой, отдохнуть на лоне природы после напряженного трудового дня. Это особенно необходимо жителям районов Пресненский и Нагатинский Затон.

Результаты социологического исследования были учтены в нашей работе. Например, в проекте обновленной пешеходной набережной Москвы реки протяженностью более километра – от театра Петра Фоменко до территории бывшего Западного порта, где строится жилой комплекс «Западный порт». 

Здесь предусмотрено строительство подмостовой конструкции для организации непрерывного движения пешеходов и велосипедистов, а также амфитеатра под Дорогомиловским мостом, который может стать в том числе площадкой для перфомансов театра Петра Фоменко.  

 

Дорогомиловский балкон. Рендер: Градплан Москвы

А на набережной в Хорошёво-Мнёвниках предлагается организовать детские и спортивные площадки, а также площадки для тихого отдыха, ориентированные на жителей этого района.

– Москва-река – не только набережные, но и большие зеленые пространства. Как их благоустраивают?

– Как правило, несмотря на уникальный ландшафт, удаленные от центра районы Москвы требуют ухода. Задача – развить эти пространства, сохранив природную идентичность и обеспечив безопасный и комфортный доступ жителей к реке. Поэтому при реконструкции, к примеру, Карамышевской набережной планируется уделить внимание устранению оползневых процессов. Кроме того, данная территория должна стать более проницаемой. Этому может способствовать организация беговых и велосипедно-пешеходных дорожек длиной около 4,5 км и более 5,5 км соответственно.

На участке вдоль Живописной улицы и вдоль Соболевского ручья на территории природно-исторического парка «Москворецкий» предусмотрена организация прогулочных маршрутов.

 

Предложение по развитию набережной вдоль улицы Живописная. Рендер: Градплан Москвы

 

– Планируется ли строительство канатных дорог?

– На территории Москвы действует одна экскурсионно-туристическая канатная дорога «Воробьёвы горы». На маршруте длиной 720 метров расположены три станции: «Воробьёвы горы», «Новая Лига» и «Лужники».

Строительство еще одной канатной дороги над Химкинским водохранилищем призвано соединить районы Южное и Северное Тушино (станция метро «Сходненская») с Левобережным (станция метро «Речной вокзал»). Институт Градостроительного планирования Москвы разработал проект планировки этой территории.

Канатная дорога над Химкинским водохранилищем. Рендер: Градплан Москвы

Новую канатную дорогу предлагается включить в единую систему общественного транспорта Москвы для повседневного использования. Сегодня время в пути между Южным и Северным Тушино и Левобережным составляет около 50 минут в зависимости от вида транспорта и пробок. С помощью канатной дороги это расстояние можно будет преодолеть за 10 минут. Ожидается, что трасса пройдет на высоте 25 метров от земли, что позволит избежать вырубки деревьев под ней. Общая протяженность маршрута – 2,3 км, а предполагаемый пассажиропоток – до трех тысяч человек в часы пик и до 63 тысяч человек в общем в сутки.

Проект способствует развитию безбарьерной среды. Предусмотренные маршруты движения учитывают потребности маломобильных групп населения. Это означает, что входы в кабинки будут расположены на уровне пола, здания – оборудованы лифтами и эскалаторами, а пешеходные связи – продуманы. Пересадку между станциями канатной дороги и метро планируется организовать по принципу «сухие ноги».

– Планируется ли строительство новых пешеходных мостов? Где они появятся?

– Одним из основных принципов, заложенных в концепции градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки и Химкинского водохранилища, является повышение связанности территории. Для этого в Москве планируется возвести семь новых пешеходных мостов. Два из них предлагается построить в Мнёвниковской пойме и тем самым соединить районы КрылатскоеХорошёво-Мнёвники и Филёвский Парк.

Еще один пешеходный мост между районом Дорогомилово и Пресненской набережной запроектирован неподалеку от делового комплекса «Москва-Сити». Также в планах – строительство нового моста на острове Балчуг для продолжения пешеходного маршрута от Болотной набережной до Якиманской.  Кроме того, предполагается появление двух уже упомянутых ранее пешеходных мостов через затон Новинки и одного – через Нагатинский затон. Он должен связать территорию строящегося ЖК «Риверпарк» с планируемым ТПУ «Нагатинский затон».

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
  • ТПУ
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?

ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Это позволит пассажирам сократить время в пути. В некоторых ТПУ создадут комфортную пересадку «сухие ноги» – пересесть с одного вида транспорта на другой можно будет с помощью теплых надземных и подземных переходов. Они защитят от дождя и холода.

 

Назад

Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ можно разместить коммерческие, социальные, спортивные объекты и создать рабочие места.

Для комфортного пребывания ТПУ оборудуют лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты смогут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.

 

Назад

Основная задача перехватывающих парковок – принять транзитный личный транспорт жителей столичного региона, которые едут на работу в Москву.

Такие парковки уже появились на отдаленных от центра станциях метро на месте стихийных ларьков и хаотичной парковки. Также там оборудовали удобные пешеходные дорожки и зоны ожидания пассажирского транспорта, сделали понятную навигацию.

Стоянка автомобилей на перехватывающей парковке бесплатна с 5:30 до 02:00. Плата не взимается при совершении не менее двух поездок в метро с момента постановки автомобиля на парковку по одному проездному документу, действующему в метро. Последний вход в подземку должен быть осуществлен на станции, отличной от той, вблизи которой располагается перехватывающая парковка.

Назад

На данный момент:

В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.

 

Назад

В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ - «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.

Площадь ТПУ - 15,5 га, пассажиропоток - 115 тыс. человек в сутки. В состав узла вошли:

ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис», где создано более 6 тыс. рабочих мест.

В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).

Назад

В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).

Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.

Назад

В столице благоустроили 32 набережные Москвы-реки

 

Около 40 общественных пространств появится в столице

 

Ольга Завершнева