timelapse

Тимур Башкаев: «Нижние Мневники» будут отличаться от других станций в московском метро»

Темы в материале

Станцию «Нижние Мневники» на Третьем пересадочном контуре метро планируется открыть в 2018 году. Она будет непривычной для столичной подземки - пути расположатся посередине, а платформы - по краям. А чтобы интересным стало и ее оформление, Стройкомплекс Москвы провел архитектурный конкурс по разработке дизайна станции, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева.

Почему для отделки «Нижних Мневников» выбран бетон, как продумана система навигации на станции с двумя платформами и почему эскалаторы будут спускать пассажиров сразу в центр платформы, в интервью порталу Стройкомплекса рассказал руководитель архитектурного бюро-победителя Тимур Башкаев.

- Тимур Истанович, в одном из интервью Вы говорили, что при разработке дизайна «Нижних Мневников» хотели бы создать идеальную станцию метро. Как она должна выглядеть?

- Горожане по-прежнему хотят видеть метро ярким, образным и интересным. Но при этом городские власти не готовы тратить безумные деньги на внутреннюю отделку и декор станций.

Когда мы говорим про идеальное, то в это понятие входит некая новизна. Это касается не только станции, но и архитектуры в целом. Для меня идеальная станция метро - та, на которой минимальными, простыми средствами достигнут максимальный визуальный и образный эффект. И, конечно, чтобы она была удобной для пассажиров.

- Главная особенность вашего проекта заключается в том, что в отделке вместо традиционных материалов - мрамора, гранита и металла - предлагается использовать бетон. Чем обусловлено такое решение?

- Нам хотелось попробовать материал, который привнес бы новизну в метрополитен. Качество бетона за последние годы сильно выросло, у него огромные декоративные возможности. Главный акцент в нашем проекте сделан на сочетании необработанного строительного бетона и бетона декоративного с обработанной лицевой поверхностью.

- Станция будет выполнена в серой цветовой гамме с красными акцентами. Почему выбрано именно такое сочетание цветов, и не будет ли станция темной?

- Это основа образа, немножко драматичного, театрального, что тоже входило в нашу задачу. Бетон не совсем темно-серый. Он скорее светло-серый. Когда мы будем дорабатывать дизайн, то более точно подберем гамму красок.

Чтобы на станции не было темно, предусмотрены специальные светильники. Все нормативы, а они у метрополитена очень жесткие, будут выдержаны, но при этом сохранится атмосфера с элементом драматичности.

- Что вас вдохновило на этот образ - расположение станции в Мневниковской пойме, где в будущем появится Парламентский центр, или другое?

- Мы больше ориентировались на ощущение, что рядом расположится такой важный и крупный объект как Парламентский центр. Нам не хотелось прибегать к мелкому декору, хотелось настоящей архитектуры, приподнятой, серьезной, немного даже торжественной, но при этом эффектной.

- Станция «Нижние Мневники» будет необычной для столичного метро не только в плане дизайна. Она строится по так называемому испанскому методу - пути расположатся посередине, а платформы по краям. Как здесь продумана система навигации?

- Станция действительно будет отличаться от всех других в московском метро. Обычно эскалатор линейно продолжает платформу в обе стороны и выходит в торец станции. В «Нижних Мневниках» будет по-другому: пассажиры смогут купить билет, зайти на эскалатор, а спустившись с него, очутиться сразу в центре платформы.

Система навигации это отдельная задача. У нас не было условия проработать ее в проекте, потому что сейчас метрополитен разрабатывает единый стандарт навигации. Однако кроме обычной навигации есть такой прием как супер навигация, которая используется на плоскостях стен, ее видно издалека. Она активно применяется в мире. И у нас в переходах супер навигация будет дополнением к обычной системе. Так что людям не придется бегать с платформы на платформы в поисках своего направления.

- Как павильоны станции метро впишутся в будущую застройку района?

- Сейчас нет утвержденного проекта Парламентского центра и застройки территории, есть только общие планы по ее развитию. Поэтому для павильонов выбрана та же стилистика, как и на самой станции. Они будут простой лаконичной формы и подойдут к любой застройке.

- Это ваш первый опыт разработки дизайна станции метро?

- В прошлом году мы участвовали в конкурсе на разработку дизайна станции «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии метро и вошли в пятерку лидеров. До этого прорабатывали дизайн станций для Кожуховской линии. Именно тогда познакомились с технологией строительства метро по испанскому методу.

- Можете ли вы отметить какие-то удачные идеи, представленные в проектах других участников?

- Мы очень много наработали идей и перебрали огромное множество подходов к дизайну. Эти наработки перекликались с идеями других участников: сложная параметрика (стиль, направленный на создание модели, выходящей за рамки простых форм и конструктивных решений. - Прим. Ред.), белый минимализм или, наоборот, что-нибудь цветное, экологические материалы и так далее.

Когда мы проанализировали все проекты, то поняли, что многие направления не очень перспективны в наших условиях. Сложные параметрические формы выполнить в метрополитене очень тяжело.

Многие из понравившихся нам работ других участников не являются идеальным вариантом для метро по своей стоимости. Город сейчас не может тратить такие деньги на отделку. 

- Планируете ли вы продолжать участие в подобных конкурсах?

- В будущем посмотрим. Но нам очень интересна транспортная тема, и задача творчески очень интересная.

Ольга Большакова, собственный корреспондент