Альберт Альфатович Суниев: ТПУ – драйверы развития районов
Темы в материале:
Москва отказалась от точечной застройки и перешла на принципы комплексного развития территорий, которое предполагает активное строительство транспортной инфраструктуры. Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) становятся новыми точками притяжения в развивающихся столичных районах.
О том, какие транспортные хабы создаются в Москве, рассказал исполнительный директор по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Альфатович Суниев.
– Альберт Альфатович, холдинг «Мосинжпроект» занимается не только строительством, но и разработкой концепций ТПУ. Насколько выгодно для городского бюджета строительство и функционирование транспортных хабов?
– Главная задача транспортно-пересадочных узлов – «оживить» недостаточно развитые территории: интегрировать отдаленные районы в городскую инфраструктуру. Каждая конечная станция метро рассматривается с точки зрения не только транспортной инфраструктуры, но и в целом развития и обустройства района.
ТПУ создают рабочие места, развивают экономику района. Что получает город? Прежде всего, комфортную среду проживания, места приложения труда, развитую городскую инфраструктуру, а также налоги на прибыль, на имущество. И все это благодаря инвестиционным вложениям.
Наша задача – развить городскую инфраструктуру, создать комфортную среду для проживания людей, рабочие места. Для этого необходимо разработать как функциональную для города, так и привлекательную для инвесторов концепцию, и сделать все, чтобы проекты были реализованы.
– Как удается заинтересовывать инвесторов?
– Мы предлагаем инвесторам максимально выгодные условия. И главное – площадки под строительство с уже готовой документацией на землю и подведенными коммуникациями. Приведу пример: при работе над проектом ТПУ «Петровско-Разумовская» мы не просто разработали концепцию, но и проработали все вопросы с собственностью, приведя в соответствие необходимую документацию.
– Насколько важна очередность возведения проектов – сначала технологическая часть, потом коммерческая?
– Конечно, хотелось бы объединить запуск и технологической, и коммерческой составляющей ТПУ, но в реальности это невозможно, так как коммерческая составляющая, связанная с оформлением земельно-правовых отношений, занимает много времени. Поэтому инвесторы начинают строить коммерческие объекты позже. Но результат оправдывает ожидания.
– Вы следите за тем, чтобы проект был реализован так, как запланировано? Или после того, как продали участок на торгах, инвесторы не контролируются?
– Мы координируем реализацию каждого проекта до ввода в эксплуатацию. Не вмешиваемся в бизнес инвесторов, но контролируем, чтобы объект был построен согласно условиям, изложенным в конкурсной документации.
– Какие зарубежные практики учитываются при проектировании ТПУ в Москве?
– Основными ориентирами для нас стали Токио, Пекин, Париж и Лондон. Мы смотрим на то, как там развивают ТПУ, на что делается акцент. При этом, если мы говорим о капитальных ТПУ, перед нами стоит задача не просто продумать грамотную инфраструктуру будущего хаба, но и позаботиться об архитектурной составляющей. Именно поэтому многие ТПУ в Москве проходили «аттестацию» международными архитектурными конкурсами, а над проектами работают ведущие архитектурные бюро.
Например, предложенная инвестору концепция ТПУ «Павелецкая» – обустройство досуговой зоны с парком и интеграция торговой функции под землей – сформирована на примере очень схожего транспортного хаба Chatelet – Les Halles в Париже.
– Альберт Альфатович, сколько проектов ТПУ сегодня находится в работе?
– В портфеле Мосинжпроекта – 90 проектов транспортно-пересадочных узлов, из них 73 находятся в работе, часть уже реализована. Одним из первых открыли ТПУ «Саларьево». Транспортный хаб объединил станцию метро Сокольнической линии, международный автовокзал, остановки наземного городского транспорта, перехватывающую парковку и торгово-развлекательный центр «Саларис».
Пассажиры здесь могут не только сделать пересадку с одного вида транспорта на другой, но и купив билет на автобус, скрасить ожидание походом в гипермаркет, кафе, магазины, кинотеатр. Это проект – пример удачного партнерства города с инвестором.
Завершается строительство еще одного современного ТПУ – «Ховрино». Он свяжет метро, железную дорогу и наземный городской транспорт. В его составе уже построено и открыто здание автовокзала «Северные ворота» с залом ожидания, кафе и небольшими торговыми площадями.
На территории вокзала обустроена отстойно-разворотная площадка для автобусов междугороднего и международного сообщения, созданы плоскостные парковки, построены два надземных пешеходных перехода через железнодорожные пути.
В составе коммерческой части ТПУ инвестором возведены жилые комплексы «Дискавери» и «Дискавери парк». До конца 2022 года планируется завершить работы по сооружению многоярусного паркинга для автомобилей.
Пассажиропоток технологической части ТПУ «Ховрино» в часы пик составляет 53 тыс. человек. По нашим расчетам, к 2035 году, когда объединятся все транспортные потоки, он вырастет до 432 тыс. пассажиров в сутки.
– Какие еще крупные проекты реализуются сейчас?
– По разработанным нами проектам строятся масштабные ТПУ в районе Некрасовка и в поселке Коммунарка. Очень сложный проект – ТПУ «Некрасовка». В условиях довольно плотной жилой застройки в районе сложился дефицит инфраструктуры – социальных, спортивных объектов, мест для отдыха жителей.
Поэтому в проекте ТПУ было предусмотрено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса общей площадью 34,8 тыс. кв. метров. Он будет включать 12 функциональных зон для досуга и спортивных занятий. В этом комплексе также предусмотрена возможность занятий спортом для маломобильных граждан. Территорию около ФОКа благоустроят и озеленят. Таким образом, район Некрасовка становится более социально ориентированным.
Также в ТПУ предусмотрено строительство торгово-развлекательного центра общей площадью 57 тыс. кв. метров. Сейчас ведутся строительно-монтажные работы.
Еще один интересный и масштабный проект транспортного хаба – ТПУ «Нижегородская», который создается на базе станции метро «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линий, открытой в марте 2020 года.
ТПУ продолжает развиваться. По завершении проекта он объединит две линии метро, МЦК и МЦД, а также наземный транспорт. По объему пассажиропотока этот хаб станет крупнейшим в Европе.
Проектом ТПУ «Нижегородская» предусмотрена гармоничная интеграция коммерческой части. В частности, запланировано строительство офисного здания, проект скоро будет реализован на конкурсе. В результате мы получим не просто транспортный узел, а современный хаб с удобной пересадкой практически на любой вид городского транспорта, торговыми площадями, местами для работы и отдыха.
Еще один перспективный проект – ТПУ «Коммунарка». Изначально планировалось построить здесь жилье и офисы в равных долях, но, проанализировав запросы района и перспективы развития Новой Москвы, было принято решение изменить это соотношение в пользу делового центра. В ближайшее время мы выставим участки на торги. Инвесторы получат очень выгодные стартовые условия.
ТПУ «Петровско-Разумовская» тоже станет одним из крупнейших. Он объединит Серпуховско-Тимирязевскую и Люблинско-Дмитровскую линии метро, две линии Московских центральных диаметров – МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», а также несколько маршрутов наземного общественного транспорта.
Здесь строят здание центрального пассажирского терминала ТПУ, включая реконструируемый вестибюль метро, плоскостные паркинги, пешеходные переходы-галереи, новые остановочные пункты МЦД-1 и МЦД-3, внеуличные пешеходные переходы.
В составе коммерческой части появятся два многофункциональных комплекса с торговыми зонами и деловой инфраструктурой. Их площадь превысит 260 тыс. кв. метров. Сейчас ведутся работы по оформлению земельно-имущественных отношений и организации конкурсных процедур для определения инвестора.
– С какими сложностями Вы сталкивались и продолжаете сталкиваться при проектировании ТПУ? Какие подводные камни существуют?
– Одна из главных сложностей – договориться с собственниками, учесть интересы города и третьих лиц. Также при проектировании ТПУ необходимо принимать во внимание уже сложившуюся инженерную инфраструктуру: линии метро, магистральные сети, санитарные и технические зоны от существующих объектов. Необходимо все эти факторы согласовать и увязать в едином инженерном проекте.
– Альберт Альфатович, на посту гендиректора АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» вы также реализуете проекты комплексного развития территорий. В чем разница между этими программами?
– Задача КРТ – комплексного развития территорий – преобразовать бывшие промзоны в современные городские районы со своим жильем, социальной, транспортной инфраструктурой, рабочими местами. Мы создаем «город в городе», в котором есть все необходимое для жителей. Они могут получать все услуги, не выезжая из своего района, не тратить время на дорогу, не стоять в пробках.
Создание КРТ схоже с задачами, которые решаются и в ТПУ, но развитие городских территорий предоставляет больше возможностей для инвесторов.
– Планируется ли включение кварталов реновации в проекты ТПУ?
– Да, есть проекты планировки ТПУ, в которые входит строительство по программе реновации. Например, на территории транспортно-пересадочного узла «Марьина Роща» предусмотрено возведение жилого комплекса общей площадью 47 тыс. кв. метров по реновации. В составе ТПУ «Нагатинский затон» появится жилой дом со встроенными торговыми помещениями и паркингом.






