Информация по итогам доклада заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина: «Об итогах работы Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы за 9 месяцев 2013 года и задачах до конца 2013 года»
Итоги 9 месяцев работы
1. Градостроительные решения
В целом завершена основная работа по разработке территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов. Сформирован перечень основных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры ТиНАО, объекты включены в Адресную инвестиционную программу на ближайшие три года и в инвестиционные программы энергоснабжающих организаций.
| Об итогах работы за 9 месяцев 2013 года и задачах до конца года Презентация (pdf.) |
Реализуется концепция полицентрического развития столицы - определен целый ряд точек экономического роста в ТиНАО и территории развития на периферии (Рублево-Архангельское, Сколково, Молжаниново), практически сформирован новый транспортный каркас. Идет реальное строительство - в этом году на новой территории будет введено порядка 690 тыс. кв. м офисной и производственной недвижимости, где будут созданы до 30 тыс. новых рабочих мест.
Завершается разработка норм и правил градостроительного проектирования.
В этом году ведется работа по 178 проектам планировки территории.
В октябре утверждены решения по пяти крупным территориям - ЗиЛ, Лужники, многофункциональная зона 16 в Нагатинском затоне, территория района Измайлово, территория городской клинической больницы № 7 - только их общий потенциал строительства составляет порядка 6 млн кв. м.
На объекты дорожно-мостового строительства выдано более 200 ГПЗУ. Всего за девять месяцев текущего года выданы 1302 ГПЗУ на строительство более чем 14 млн кв. м недвижимости.
Разработаны планировочные решения по 42 транспортно-пересадочным узлам.
Заработал Архитектурный совет, внедрена практика проведения конкурсов на разработку концепций градостроительного развития по крупным и значимым городским территориям, и уже проведен ряд международных конкурсов (Зарядье, ЗиЛ, Политехнический музей, Государственный центр современного искусства, территория Ходынского поля, проект «Москва-река»), завершена большая работа по концепции общественных пространств, законодательно определены порядок и условия формирования архитектурно-градостроительных решений.
В рамках работы Градостроительно-земельной комиссии: на рабочей группе Комплекса и на ГЗК рассмотрено более шести тысяч вопросов.
Начата работа по реорганизации промышленных зон. Приняты решения о разработке проектов планировки территории с потенциалом строительства свыше 13 млн кв. м недвижимости (6,9 млн кв. м - существующая производственная недвижимость будет преобразована до 13,6 млн кв. м с учетом реорганизации) и о выдаче ГПЗУ на земельные участки в составе производственных территорий на строительство объектов общей площадью свыше 4 млн кв. м.
2. Важнейшим результатом работы Комплекса стали корректировка и утверждение Адресной инвестиционной программы, которая проведена во многом с учетом тех предложений, которые были получены от москвичей и депутатского корпуса во время целой серии выездных встреч с населением в административных округах столицы.
В период с 2013 по 2016 год городским бюджетом планируется направить на реализацию Адресной инвестиционной программы, по сути - бюджета развития города, 1 триллион 524 млрд рублей. Эти средства направляются на капитальные вложения для выполнения 13 государственных программ города Москвы.
В период реализации программы будут строиться 1397 объектов, из которых 1173 (или 84%) будут в этот период времени завершены строительством и введены в эксплуатацию.
Реализация программы ориентирована на мощнейшее развитие транспортной инфраструктуры столицы (66,4% финансирования программы, или 1 трлн 13 млрд руб.) и сохранение социальных обязательств перед москвичами по расширению сети объектов социальной инфраструктуры.
При реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры за счет городского бюджета планируется:
1) завершение реконструкции основных вылетных магистралей столицы (и эти мероприятия в основном уже синхронизированы с их продолжением в области), будут формироваться хордовые направления (Северо-Западная и Северо-Восточная хорды) и Южная рокада, реализована работа по совмещению программ с реконструктивными и строительными мероприятиями РЖД и МКЖД (переезды, пеш. переходы, путепроводы), работа по реконструкции участков МКАД и 1-я очередь ЦКАД (которая будет осуществляться под эгидой Минтранса РФ по территории ТиНАО).
2) ввод 71,4 км линий, 38 станций и 13 депо метрополитена. За эти годы завершится продление Люблинско-Дмитровской линии (до «Селигерской»), Замоскворецкой (до «Ул. Дыбенко»), Таганско-Краснопресненской (до ст. «Котельники» на юге, а на северо-западе откроется новая станция «Спартак»), Сокольнической (до «Саларьево»), Калининско-Солнцевской (до «Раменок»), будет построена Кожуховская линия (в район Некрасовка) и начнутся строительные работы на всех площадках Третьего пересадочного контура (его общая протяженность - более 50 км), в 2015 году будет сдан его первый участок - от «Нижней Масловки» до «Делового центра», и завершены 2-й и 3-й участки - от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» и от «Хорошевской» до «Кунцевской» (т.е. по сути - все северное полукольцо ТПК).
Параллельно с развитием метрополитена должны быть проведены основные работы по модернизации и развитию МКЖД (более 50 км), которое интегрируется во внутригородские пассажирские перевозки и сформирует дополнительные предпосылки для развития прилегающих территорий. Это важнейшее, стратегическое направление - на МКЖД с учетом перспектив развития метро запланировано 21 пересечение с метрополитеном и радиальными направлениями ж/д.
Для обеспечения транспортной доступности новых точек роста на присоединенной территории будет реконструировано Калужское шоссе, построены поперечные дорожные связи, проведен ряд мероприятий по транспортной доступности ИЦ «Сколково» и МФЦ «Рублево-Архангельское», технопарка «Румянцево» и Административно-делового центра в Коммунарке. Ветку метро со станциями «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево» (с размещением в последней точке крупного ТПУ и электродепо) планируется сдать в 2014 году.
В рамках госпрограммы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» будут введены 378 объектов, которые обеспечат стабильную жизнедеятельность городских микрорайонов и реализуемых новых проектов жилой, офисной, торговой недвижимости и объектов социальной сферы. В том числе будут построены необходимые инженерные коммуникации для старта проектов развития крупных территорий - таких как «Зарядье» и «Ходынское поле».
В части развития социальной инфраструктуры:
В рамках госпрограммы «Жилище» за счет средств городского бюджета будет построено 206 жилых домов общей площадью 2 млн 453 тыс. кв. м. Ввод этих площадей позволит решить вопрос обеспечения жильем 23 тысяч очередников и практически столько же - жителей отселяемого ветхого жилого фонда. За этот период в основном планируется завершить реализацию программы сноса ветхих жилых домов 1-го этапа индустриального домостроения. Город, взяв на себя обязательства по инвестконтрактам по программе ликвидации ветхого пятиэтажного жилого фонда, уже приступил к их исполнению - в программу включены 13 проектов, а по 11 начаты работы на площадках.
Кроме того, в эти четыре года за счет внебюджетных источников планируется построить еще порядка 10 млн кв. м жилья.
По госпрограмме «Столичное здравоохранение» будет построено 50 объектов (24 поликлиники - это 1-й этап стартовавшей программы по строительству поликлиник; 11 больничных корпусов, 9 подстанций скорой помощи и 6 инженерных объектов).
За счет внебюджетных источников планируется строительство еще 46 объектов.
В рамках госпрограммы «Столичное образование» будут построены 88 детских садов для 16 710 детей, 49 школ на 9475 учащихся.
За счет внебюджетных источников планируется строительство еще 56 ДОУ и 29 школ.
По программе «Спорт Москвы» планируется ввод 34 объектов, в т.ч. 11 футбольных полей и 5 ФОКов. Большой объем работ предстоит по реконструкции Большой спортивной арены «Лужники».
За счет внебюджетных источников будет построено еще 37 объектов спорта.
В рамках новой АИП предусмотрен устойчивый положительный тренд по основным направлениям работы (при сравнении среднегодовых значений ввода объектов).
С учетом внебюджетных инвестиций в эти 4 года всего будет построено более 2 тысяч объектов - это порядка 37 млн кв. м недвижимости, в том числе 13 млн кв. м жилья, 96 объектов здравоохранения, 144 ДОУ, 78 школ, 70 объектов спорта.
3. Ввод объектов за прошедшие 9 месяцев 2013 года:
По поднадзорным Мосгосстройнадзору объектам введено 5,6 млн кв. м недвижимости (с учетом объектов Минобороны и ИЖС, неподнадзорных МГСН - 5,8), в прошлом году - 3,48 млн кв. м.
Рост более 60%.
Всего введено 462 объекта, в том числе:
- 1,8 млн кв. м жилья, что на 74% выше уровня ввода за 9 мес. прошлого года (1,079 млн кв. м);
- 15 ДОУ и 8 школ;
- 11 объектов здравоохранения (в т.ч. 2 больницы и 2 поликлиники);
- 6 спортивных объектов (в т.ч. 4 ФОКа);
- 33 тысячи машиномест;
- построены и реконструированы более 60 км дорог, 10 искусственных сооружений, 11 пеш. переходов. В августе-сентябре сдан целый ряд крупных транспортных объектов, все они выполнены на достойном качественном уровне и все сданы значительно раньше запланированных сроков. Удалось не только сократить сроки, но и снизить стоимость - при сохранении качества;
- на реконструированных вылетных магистралях (Варшавское ш., Каширское ш., Ярославское ш., Рублевское ш. - Балаклавский проспект) введены 112 км выделенных полос для движения общественного транспорта, 240 заездных карманов, 1773 парковочных места, свыше 14 км велосипедных дорожек;
- введено 754 км инженерных сетей (в т.ч. 646 км - магистральных сетей, что на 62% выше уровня ввода магистральных сетей за 9 мес. прошлого года (398 км));
- проложено более 17 000 погонных метров при прокладке линий метро.
В ходе строительства метро и дорог проведена перекладка (а по факту - замена на новые) более тысячи километров инженерных коммуникаций. (Такой объем равен 9-кратной перекладке коммуникаций на МКАД!)
В рамках ценообразования в строительстве: снижение стоимости строительства по итогам проведения государственной экспертизы проектной документации составило 59,4 млрд рублей (в среднем - 18,7% от начальной стоимости объектов по проектно-сметной документации). Снижение стоимости по итогам проведенных торгов составило 13,5 млрд руб.
Обеспечена положительная динамика в деятельности органов строительного надзора - случаи травматизма на строительных площадках сократились на 30%.
Проводится работа по снижению административных барьеров. Оптимизированы процедуры в рамках ГЗК. Все госуслуги переведены в электронный вид. С 1 октября для объектов горзаказа действует механизм сдачи документов и получения этих госуслуг в электронном виде.