timelapse

Интервью руководителя Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарева телеканалу "Москва 24"

Темы в материале

В: Андрей Юрьевич, здравствуйте. Спасибо вам огромное, что именно сегодня в день, когда телеканал «Москва 24» говорит о строительстве и строителях, нашли время, приехали в студию телеканала «Москва 24».

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Добрый день, спасибо большое. 

В: Ну, сначала хочется вас, естественно поздравить с этим праздником. Официально вы его будете отмечать, День строителя, 13-го числа. Но прежде, чем мы вообще перейдем к поздравлениям, давайте поговорим о работе потому, что не так давно на недавнем урбанистическом форуме в столице Сергей Семенович Собянин отметил, что уровень динамики развития агломерации, он в Москве один из самых лучших вообще во всем мире. Вот и хочется здесь, скажем так, похвастаться за счет чего нам удалось добиться определенных позиций и достичь таких результатов. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Все правильно, начиная работу в 2010 году, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поставил основной задачей догнать отставание города Москвы в части транспортной инфраструктуры. Почему? Потому, что эта составляющая жизни является одной из самых главных для крупных мегаполисов. в том числе, она обеспечивает как ежедневный ритм жизни, так и перспективу, раскрывает перспективу для развития города по всем его сферам. Не только транспортную, а вообще в целом уровень жизни и уровень комфорта. И те планы масштабные. которые были запланированы еще в 10-м году, в частности строительство дорог, развязок, строительство метро, строительство наземного транспорта, развитие общественного транспорта. Они последовательные, год за годом в огромных масштабах реализовываются. И те планы, скажем, которые строят наши коллеги за рубежом, во Франции, в Германии, в Великобритании, в Китае, не все они такими темпами реализовываются и поэтому Москва, на самом деле, в динамике реализованных проектов в развитии тех возможностей идет действительно впереди. 

В: Ну вот мы привыкли к тому, что стройкомплекс вообще когда берется за тот или иной объект, сдает его по итогу быстрее. И тем не менее, кстати, вот Департамент строительства выступает в роли основного заказчика, если мы говорим о реализации различных городских проектов и государственных заказов, вот и возникает вопрос, скажите, вы какие требования предъявляете к тем, кто будет строить вот для того, чтобы с этими самыми сроками вас никогда и никто не подводил? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Лен, строительство в городе в таком большом и сложном мегаполисе как Москва, связано с тем, что само строительство, непосредственно возведение какого-то объекта, занимает усилия организационных, контрактных, производственных, ну, 30-40 процентов.

Все остальное - это взаимодействие с разными структурами, с владельцами инженерных сетей, перенос коммуникаций, освобождение территорий и так далее. И главное требование, которое мы предъявляем, конечно профессионализм. В первую очередь организационный профессионализм, опыт работы. Он.. не то, что это наше требование, это вящая необходимость. Без нее не способны компании, многие пытались, выполнить работу в назначенный очень жесткий нами срок потому, что мы вынуждены, мы хотим быстрее объект строить потому, что любой объект, он влияет на ситуацию в городе благоприятно. Чем раньше мы его вводим. Поэтом у мэр Москвы нас всегда просит, чтобы мы больше, быстрее, быстрее, быстрее ускорялись там, где можно, в том числе... 

В: Но при этом без потери качества, это тоже очень важный момент. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Качество очень серьезная у нас сторона и мы специальные ресурсы выделяем на дополнительный контроль, с точки зрения закупки нового оборудования, которое, в том числе, используется для проверки качестве. Ну это наши коллеги из Государственного строительного надзора очень жестко за этим следят. 

В: А вот скажите, при этом мы больше доверяем нашим отечественным компаниям, говоря о строительстве, либо зарубежных партнеров тоже активно привлекаем. Вообще какого процентное соотношение тех и других на стройках Москвы? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Лен, ну конечно мы в своей работе базируемся и хотим развивать, безусловно, свои отечественные компании, подрядчиков, поставщиков и так далее. К сожалению, темпы нашей работы настолько велики, что даже ресурсов внутри нашей страны, пускай и большой, не хватает для того, чтобы концентрированно выполнить работу. Например, при строительстве метро мы пригласили коллег из Белоруссии, они участвуют у нас (нрзб), есть у нас подрядчики из Азербайджана. И вот сейчас мы привлекаем коллег из Китайской народной республики для строительства одного из участков, так называемого, Третьего пересадочного контура, это от Аминьевского шоссе до Вернадского, где они будут возводить основные конструкции. То есть тоннели и основные несущие конструкции станции.

В: А вот непосредственно в проектировании тех или иных проектов, у нас иностранные архитекторы...

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да. 

В: Вот в том числе, принимают какое-то участие? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Очень широко у нас коллеги из Московского комитета по архитектуре привлекают на различные конкурсы коллег из-за рубежа. Это касается, например, убранства станции метрополитена, это касается, например, каких-то парковых решений и развития парковых зон, это, в том числе, транспортно-пересадочные узлы, скажем, коллеги из Японии работают над такого рода задачами. То есть широко применяются не только строительные технологии как таковые, но и в этой компетенции, с точки зрения новых решений градостроительства, новых решений, скажем, необычных для нас, нетрадиционных для нас, не столько новых, сколько более свежих в чем-то, очень широко применяется. То есть весь спектр. Все развитые страны участвуют у нас в конкурсах, с удовольствием принимают участие, дают новые идеи и я думаю, этот процесс будет продолжен потому, что взаимообмен, он обогащает нашу строительную отрасль, наших коллег, и дает какие-то решения, которые мы раньше, может быть не были готовы применить или не знали о них. 

В: Но вот, кстати, в течение последнего времени иностранцы очень активно следили за строительством стадиона «Лужники». Думали, справится Москва, не справится? На сегодняшний день, мне кажется, уже можно признать, что справилась и все получилось, но тем не менее, осталось еще что-то доделать. Я правильно понимаю? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): С точки зрения сдачи объекта, он завершен сто процентов, с триумфом выполнено строительство. фактически это новый объект, совершенно новый - 81 тысяча мест зрительских, причем, трибуны приближены к футбольному полю, то есть это стадион совсем иного качества. У нас вместо 12 входов больших основных, сейчас будет 16. Полностью заменена система управления, полностью все помещения построены заново, остались только традиционные внешняя стена и перекрытия, которое было построено еще в 90-е годы. То есть объект уникальный, уникальный для страны. Уникальный в принципе для мирового спорта. 

В: Мировым стандартам соответствует вот в той степени, в которой изначально заявляли FIFA. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Внимание, он соответствует и превышает большинство всех стандартов. Что осталось сейчас сделать, это подготовить данный стадион уже определенными техническими мероприятиями для проведения Чемпионата мира по требованиям FIFA. Это оснащение дополнительными местами, в том числе для инвалидов, да, вот для людей с ограниченными возможностями. Прокладка определенных систем коммуникативных. То есть это связь, это электронная связь, это оптоволоконная связь и так далее.

Данное оборудование не будет работать в течение последующих мероприятий, когда стадион заживет жизнью так называемого уже постсоревновательного периода. Но это необходимо для того, чтобы уже подготовить данную арену для передачи коллегам из FIFA, которые будут заниматься уже проведением мероприятий во время Чемпионата мира летом следующего года. 

В: А что с другими спортивными объектами у нас в Москве происходит, потому что на них же тоже сосредоточено особое внимание Стройкомплекса? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, безусловно. У нас ведется в ряде... в комплекте всех работ, на «Лужниках» в том числе. Мы возводим большое количество вспомогательных сооружений, которые будут обеспечивать безопасность, проход зрителей к самой трибуне, возведение большого количества временных сооружений и скажем, капитальных строений, которые на проведении Чемпионата мира будут выполнять определенную функцию по требованиям, по требованиям параметров проведения Чемпионата. Помимо этого мы возводим большое количество тренировочных полей, это по большому счету наши ФОКи - физкультурно-оздоровительные комплексы, которые на время проведения Чемпионата будут предоставляться командам для проведения тренировок между, между матчами. После этого это будут наши футбольные поля круглогодичного использования для москвичей, вот. А также мы возводим ряд других объектов, которые не связаны напрямую с Чемпионатом мира, но которые работают для, для наших жителей. 

В: Тем не менее, да, Москва за спортивный образ жизни. В любом случае «Лужники», они являлись одной из визитных карточек столицы, и сейчас, мне кажется, будут привлекать после такого масштабного строительства еще большее число туристов. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Абсолютно, абсолютно. 

В: ...Априори, да. Потому что здание само по себе очень хорошо. Еще одна визитная карточка Москвы, о которой нас постоянно спрашивают телезрители, это «Зарядье». Потрясающую крышу сейчас уже может увидеть каждый желающий, огромная территория, но мало кто знает, что происходит там сейчас внутри. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да. Лена, парк «Зарядье» - это очень сложный, уникальный вообще объект, и как для города, для строительной отрасли, для стройкомплекса, для архитектуры, это первый новый крупный большой масштабный парк за последние 50 лет в городе Москве. До этого мы реконструировали и решали существующие парки. Здесь же мы возводим совершенно новую реконструкционную среду. И сейчас там ведутся работы уже непосредственно по высадке деревьев многолетних и растений, кустарников. Ведется уже финальная, скажем так, надстройка всего вот этого ландшафта, выполняются работы по «Парящему мосту», по так называемой стеклянной коре, вот эта вот конструкция ажурная, которая находится над холмом и над амфитеатром. То есть мы вышли вот в такую финальную ударную часть. К сожалению объект очень сложный, да, и необходимо было выполнить все работы, в том числе по всем объектам для того, чтобы вот уже открыть фронт для благоустройства. Но там сейчас работает большое количество... 

В: По срокам успеваете? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Лен, тяжелый объект, сложный, но перед нами стоит задача его в положенный срок открыть. Точную дату мы назовем чуть позднее, сейчас там проводят совещание как раз руководитель комплекса и Марат Хуснуллин. Ежедневно решаем сложные последние вопросы, потому что без такого участия построить такой крупный объект очень сложно в такие в общем-то короткие сроки. 

В: Ну а если в рамках Зарядья еще колоссальная работа впереди, то давайте более подробно о том, что уже почти завершено. Например, развязка на пересечении МКАД и основных вылетных магистралей. Если я не ошибаюсь, осталось буквально доделать пару из них. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, Лена. За последние годы масштабной реконструкции были подвергнуты 13 крупных развязок, 13. Из них две - это Молодогвардейская и Бухиновская были построены с включением средств федерального бюджета. Сейчас мы ведем работы и в этом году планируем завершать, это пересечение Профсоюзной улицы и МКАДа. Очень мощная, большая развязка со многим количеством элементов, которая позволит, как и все остальные перепускать вот эти вот потоки с МКАДа на вылетную магистраль и так далее, гораздо быстрее. То есть 9 вылетных, 9 крупных развязок мы построили, точнее реконструировали, ну построили на вылетных магистралях. Нам осталось по большому счету Щелковское шоссе и МКАД. Мы ожидаем коллег из федеральных опять же структур, чтобы они решили как будет идти, скажем так, новый, новое Щелковское шоссе за территорией уже города Москвы. И мы тогда уже переинтегрируем наше проектное решение. 

В: Чтобы как раз шоссе не упиралось, да, вот в это вот узкое горлышко. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, конечно, конечно. И, да, и соответственно была возможность вот это вот... больший поток выпускать из Москвы. и соответственно в Москву, вот. Все остальные развязки, они подверглись масштабной реконструкции. Там в разы улучшилось движение, скорость потока, интенсивность, и они перестали быть, перестали быть вот этими точками замедления на МКАДе. Там есть другие причины, но вот уже сами развязки, вот эти перекрестные съезды, которые были актуальны на 90-е годы, уже не позволяют, и вот так называемые эстакады или развязки с направленными съездами, въездами мы возвели вот за последнее время. Что собственно повлияло на дорожную ситуацию, в том числе и в самом городе. 

В: Но тем не менее, некоторым вылетным магистралям повезет еще больше. Например, Кутузовскому проспекту. Его будет дублировать, да, южный дублер. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да. 

В: Простите за тавтологию. Вот на каком конкретном участке и вообще, какова протяженность этого дублера? Началось ли уже строительство? Если нет, то когда начнется? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, Лен, это очень важный сектор города - Кутузовский проспект, как собственно и другие магистрали. Он является одной из самых загруженных, потому что работает и на область, и такое большое западное направление, перемещение грузов, людей. И мы запланировали, то есть по указанию Сергея Семеновича Собянина, это была большая работа в прокладке трассе южного дублера Кутузовского проспекта. В этом году мы завершаем проектирование финальное, да, то есть мы уже фактически на выходе из проектной документации. И в этом году планируем уже объявить конкурс, и может быть даже уже начать основные работы на этом участке. Это протяженность там более 15 километров, получается большое количество искусственных сооружений, в том числе пересечение, скажем так, небольших рек в этой части города. То есть это очень важная магистраль, которую мы в этом году начинаем. Сроки завершения работы мы уточним где-то к концу осени, когда нам будет понятен объем работ, когда уже будет понятен исполнитель, и соответственно... 

В: То есть проект уже есть, но пока неизвестно, да, кто будет строить. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): проект на финальной стадии выхода, да, мы планируем начать строительство уже в этом году. 

В: Еще отдельная тема заслуживает внимания, то путепроводы через железнодорожные пути. Вообще, сколько их было построено в этом году, и каковы планы до конца 2017-го и на 2018 год? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Ну, у нас часть вот этих вот переездов, да, была существующими переездами, которые мы строили, реконструировали в рамках строительства Московского центрального кольца. Таких было шесть. Мы их успешно выполнили, запустили Московское центральное кольцо. У нас великолепно справляются с этой целью, очень большой важный проект. Совместный проект Российских железных дорог и правительства Москвы. Сейчас мы выполняем работы для того, чтобы ликвидировать или, скажем, продублировать те переезды, которые у нас находятся на других, в других районах города и являются, так называемыми, плоскостными местами пересечения линий железной дороги, которые затрудняют движение, поскольку приходится ожидать поезд. Вот буквально мы около трех, около четырех путепроводов уже завершили. Сейчас ведем работы в районе Крекшино. И Так шаг за шагом, у нас большое количество таких вот переездов, но самые острые мы уже сняли. Это Щербинка, это Кокошкино, это вот Крекшино, а дальше перейдем уже в, скажем, в те районы, которые не такое интенсивное движение, но тоже необходимо возводить переходы для наземного транспорта в этих местах. Это позволит и железнодорожному транспорту двигаться более эффективно, особенно пассажирскому пригородному, но и безусловно, связи между районами, они в десятки раз быстрее будут люди передвигаться и это снимает большое напряжение с точки зрения, вот, ожидания времени в пути. Очень важные проекты, мы рады, что у нас есть время и возможности это делать. 

В: Согласна с вами, но не могу тогда не поинтересоваться про Калужской шоссе. Насколько активно и быстро оно двигается на сегодняшний день и что там еще предстоит сделать? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, Лен, мы... 

В: И вообще на сколько Новая Москва сейчас активно заселяется? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Ну, сложно сказать что с точки зрения заселения, но с точки зрения однозначно строительства транспортной инфраструктуры, большие средства по решению мэра Москвы направлены именно на развитие вот этой части Москвы, на то, чтобы поднять уровень полностью не только, скажем, уровень проживания, но и вообще уровень прохождения и в том числе, транспортная составляющая. В этом году мы запустили первый этап реконструкции Калужского шоссе от МКАДа до поселения Сосенки. Выполнено большое количество искусственных сооружений, эстакад, переходов. И мы продолжаем работу фактически до центрального... Центральной кольцевой автомобильной дороги дальше за... вот этим вот поселением Сосенки, за первым этапом. Мы в следующем году завершим фактически полностью Калужской шоссе. Сложно сказать как там буквально, но по нашим расчетам, там минимум процентов на 20-30 улучшилось по сравнению с тем, что было. Но уже все люди, кто пользуется этим участком, уже вздохнули с облегчением потому, что конечно тяжелая стройка, такое нагруженное направление, но вот нашими усилиями мы первый этап, как я вам сказал, запустили. В следующем году, я думаю, к осени, запустим и второй. 

В: Ну вот создается вообще ощущение, что вы сейчас немного снизите темпы дорожного строительства и сосредоточитесь более, еще более активно на строительстве метрополитена потому, что если мы говорим о дорогах, уже очень многое сделано.

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Лен, а я думаю, что... 

В: Так ли это на самом деле? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): ... дороги мы не снизим. У нас планы на возведение объектов, которые также в таких же объемах будут возводиться, будут в основном, направлены на соединение районов между собой города Москвы, так называемые, решение строительства Северо-Западной, Северо-Восточной хорды, которое сейчас ударными темпами выполняется. Ну и безусловно, метрополитен является важной составляющей, вообще ландшафтом города Москвы в части скоростного подземного транспорта и там огромные работы ведутся.

В: Но тогда жители каких районов вот в ближайшие несколько месяцев уже получат вот это обещанное метро в шаговой доступности? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да, вот сейчас у нас фактически на выходе уже северо-западный участок Третьего пересадочного контура. Это от «Делового центра», это от Сити до станции «Петровский парк», и это соседняя станция со станцией «Динамо». Фактически пять станций, они уже готовы. Мы сейчас ведем финальные работы по устройству необходимых систем. То есть фактически завершены отделочные работы самих станций и так далее, ведется благоустройство вокруг, вот буквально Сергей Семенович там неделю назад смотрел станцию «ЦСКА» это в районе Ходынского поля. То есть вот первый, первый отрезок, который мы буквально в ближайшие там месяц-два, уже будем готовы пускать с пассажирами. В этом же году мы доходим, запускаем движение от станции «Петровско-Разумовская» до станции «Селигерская». И почти там более полумиллиона человек в этом месте Видовского шоссе получат доступ к метро. Все работы там полностью на финальной стадии. И день, и ночь ведутся работы. И мы уверены, что в этом году завершим. Ну и конечно огромная наша линия, это более 15-ти километров, это от станции «Раменки», которую мы в этом году, кстати, запустили, эти три станции, мы должны прийти уже в Солнцево и в Рассказовку. Работы развернуты на всех участках, день и ночь, в круглосуточном режиме ведутся работы. Планируем завершить строительство в этом году. Такая задача стоит, мы над ней работам там день и ночь буквально. 

В: Мы вообще привыкли, что в День города для нас мэр столицы перерезает ленточки на тех или иных сдаваемых строительных объектах. Вот что приготовили в этом году? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): В этом году у нас большое количество дорожных объектов, традиционно. Цикл строительства, так получается, что к концу... началу учебного года и соответственно к Дню города мы запускаем ряд крупных объектов. В частности, развязку на пересечении улицы Профсоюзной и МКАД. Также мы завершаем участок дороги в районе Элеваторная. Это у нас в районе Варшавского шоссе такой получается дублер его, ну и ряд других объектов. А часть объектов, которые мы сдаем также, это большое количество учебных заведений, то есть это детские сады, это школы, ну они привязаны к Дню знаний, к 1-му сентября. Ну и ряд объектов мы сдаем в начале, в середине осени. Например, Музей русского зарубежья имени Александра Солженицына. Объект уже вторая очередь этого музея. Он сейчас проходит финальную стадию уже наладки, выяснения элементов будущей, скажем, экспозиции, финальная, да. Все основные, основные работы завершены. Вот буквально мы в течение нескольких недель уже его сдадим полностью в эксплуатацию. 

В: Ну вот кстати, мы обратили внимание, что в основном журналисты в последнее время говорят и пишут о более таких масштабных строительных объектах, хотя еще некоторое время назад достаточно много говорили о школах, о детских садах и поликлиниках. Ну потому, что была очень серьезная проблема с очередями. Создается ощущение, что в общем, эти проблемы, они более или менее вообще в городе решены. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Что касается особенно детских дошкольных учреждений, детских садиков, то вот буквально за эти, там, шесть лет, было построено 159 новых детских садов. Более шестидесяти школ и блоков там начальных классов и начальных школ. Вот этими ударными темпами город в принципе, по той программе, которая, там, в начале еще 10-го года рассматривалась у мэра Москвы, решил самую острую проблему в тех... фактически, у нас очередей как таковых в том масштабе, в котором они были, фактически ликвидированы. Сейчас идет плановое строительство объектов в тех районах, которые являются новыми. Которые начинают расти. Но та вот острота проблемы, она абсолютно исчезла. То есть мы перешли на такой более плановый режим, хотя предыдущие годы работали очень напряженно. Мы в пики сдавали до семидесяти объектов в год, а это тяжелейшая задача потому, что каждый объект, он уникальный, к нему применяются очень серьезные требования с точки зрения санитарных норм, безопасности. Уже детки там находятся и все материалы, и с точки зрения экологии, и с точки зрения безопасности... 

В: Ну да, мы в первую очередь хотим, чтобы наши дети были здоровыми. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): ... и безусловно, они привязаны к началу учебного года, и поэтому всегда сроки были жесткими и благодаря труду московских строителей эта задача была решена. 

В: Ну, Андрей Юрьевич, в завершении нашей беседы не могу хотя бы в двух словах поинтересоваться о программе реновации потому, что она утверждена на пять тысяч домов, по крайней мере в первый этап реновации вошли. Около одного миллиона москвичей эта программа затронет. Уже известно когда эти новые дома начнут строить и соответственно старые сносить? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): У нас уже в работе находится ряд объектов, которые мы планировали строить по другим программам, но они очень удачно вписываются в места нахождения домов, которые попадают под реновацию. И мы сейчас завершаем работы по доведению этих домов до тех стандартов отделки, которые мэр Москвы сегдня Сергей Семенович утвердил с точки зрения стандарта как будет выглядеть внутреннее убранство домов. Также у нас более 120-ти площадок уже находится в работе. Мы приступаем к проектированию в ближайшее время с тем, чтобы в 18-м году начать строительство. Поэтому я думаю, что в ближайшие месяцы уже появится непосредственное решение, дома, куда первые счастливые участники данной программы начнут с удовольствием переезжать и мы будем только рады представить им хорошее интересное качество, комфортное жилье. 

В: Тогда, сами понимаете, что в ближайшие месяцы вы должны неоднократно появиться в студии телеканала «Москва 24», чтобы подробно нам рассказывать регулярно о том, вообще как эта программа.... 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): С удовольствием, с удовольствием будем это делать. 

В: ... проходит. Ну и в завершении нашего интервью, Андрей Юрьевич... 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Да. 

В: Вообще что строителям желают в День строителя? 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Желают, Лен, разные вещи. Я бы хотел лично от себя пожелать им ну в первую очередь, здоровья, упорства, силы духа, которой они и так обладают, несмотря на то, что они заняты очень интересной, сложной и такой напряженной профессией, чтобы у них еще было время немножко наслаждаться жизнью и видеть глаза тех людей, ради которых они работают, счастливые глаза людей. Поэтому я поздравлю их с наступающим Днем строителя, очень рад, что эти люди, от инженера до простого рабочего работают с нами и что мы работаем с ними. 

В: Ну что же, я тоже от имени телеканала «Москва 24» поздравляю лично вас, всех ваших коллег, вообще кто имеет непосредственное отношение к строительству с этим праздником. Спасибо вам огромное, что именно сегодня нашли время и приехали к нам. 

АНДРЕЙ БОЧКАРЕВ (РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА СТРОИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ): Спасибо, Лена, большое. 

В: Спасибо.