timelapse

Есть ли жизнь на ЗИЛе

Темы в материале

Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки Нагатинской поймы, на территории которой будет реализован масштабный проект "Полуостров ЗИЛ". Объем нового строительства составит 3,65 млн кв. метров. Возведение "города в городе", по предварительным оценкам, обойдется в 150 млрд рублей. Власти готовы выделить из бюджета не более 43,5 млрд рублей.

Заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин назвал ЗИЛ одной из самых интересных территорий Москвы с потенциалом градостроительного развития. Редевелопмент коснется участков общей площадью 450 гектаров, ограниченных Москвой-рекой, Кожуховским затоном и Автозаводской улицей. Власти хотят сделать эту территорию комфортной для жизни, работы и отдыха и уверены, что по масштабности «Полуостров ЗИЛ» превзойдет ММДЦ «Москва-Сити».

Разработкой проекта, в основу которого легла концепция отечественного архбюро «Проект Меганом», занимался НИиПИ Генплана Москвы. Как сообщают в пресс-службе Москомстройинвеста, согласно утвержденной концепции, офисы, торговые центры, культурно-досуговые, спортивные, образовательные, медицинские объекты и гостиницы займут более 2 млн кв. метров, жилье – 1,5 млн кв. метров.

Производство составит примерно пятую часть нового строительства – 848 тыс. кв. метров.

Сейчас эта территория полностью нежилая. После реорганизации здесь поселятся 38 300 человек и откроется 43 200 рабочих мест (это в 2,7 раза больше, чем сейчас).

Обустроить «Полуостров ЗИЛ» планируется в два этапа: до 2024-го и 2030 года. Сначала – все жилое и коммерческое строительство (344 га), а потом – обновление сохраняемой промзоны и сопутствующей инфраструктуры (100,83 га). В частности, планируется реорганизация сборочного производства автомобилей предприятия «МосавтоЗИЛ» с развитием инновационных производств. По информации газеты «РБК daily», мощности МосавтоЗИЛа займут 800 тыс. кв. метров, Ледовый дворец – 170,4 тыс. кв. метров, спорткомплекс Российского союза боевых искусств – 110,3 тыс. кв. метров, а развитие ТЭЦ-ЗИЛ со строительством ГТЭС «Нагатино» – еще 30 тыс. кв. метров.

Авторы концепции понимают, что большое количество новых объектов заставит транспортную инфраструктуру работать на пределе, поэтому включили в проект новую станцию метро «Технопарк», а на МК МЖД – пассажирскую остановочную платформу ЗИЛ. «Также предусмотрено развитие Симоновской набережной, строительство двух мостов, которые в перспективе свяжут Волгоградский проспект с улицей Дмитрия Ульянова, что позволит перехватывать транспортные потоки в обход центральной части города», – говорится в сообщении Москомстройинвеста. Помимо этого между общественными комплексами будет построено множество дорог и магистралей районного значения, включая тоннель под МК МЖД. На территории также появится порядка 30 тыс. машиномест, из них более 16 тысяч – в реорганизуемой промзоне АМО ЗИЛ.

Парковые зоны и зеленый бульвар будут созданы вдоль проспекта Андропова на основе уже существующей липовой аллеи. Природные и озелененные территории займут более 85 гектаров.

Утвержденный проект комплексного редевелопмента может решить проблему с долгами АМО ЗИЛ, которых у предприятия накопилось порядка 26 млрд рублей. Предполагается, что из 275 га самому заводу хватит 47 га, остальные участки должны принести средства на погашение задолженности.

ИСТОРИЯ

Еще в 1998 году бывший градоначальник Юрий Лужков утвердил градостроительный регламент реорганизации территории ЗИЛа. В 2007 году в восточной части Нагатинской поймы, между проспектом Андропова и Москвой-рекой, планировалось возвести гигантский культурно-деловой центр «Хрустальный остров». Тогда же начали обсуждать планы корейской компании Lotte Group дублировать здесь проект сеульского парка развлечений Lotte World с гостиницей, универмагом, парковкой и рынком. В итоге претворился в жизнь лишь план создания Московского городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ».

Активные дискуссии о том, что можно разместить на ценных гектарах в центре Москвы, шли и при новом мэре – Сергее Собянине. Идею разместить на территории завода музейное хранилище поддерживал глава департамента культуры Сергей Капков. Президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг предполагал создать внедренческоисследовательский кластер. Несколько ведущих вузов Москвы, в частности

Высшая школа экономики, хотели видеть здесь студенческие кампусы. На часть заводских территорий претендовал также Михаил Прохоров, чтобы открыть здесь производство «Ё-мобилей». Власти города рассматривали площадки на ЗИЛе для создания предприятия по производству эскалаторов для московского метро.