timelapse

Инвесторы ждут долгих сроков

Темы в материале

Изменены условиях конкурсов по трем ТПУ.

Заявочные кампании по продаже участков для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Рассказовка», «Селигерская» и «Лефортово», объявленные в начале июня, продлены до 1 августа. Перенос сроков конкурсов связан с изменением их условий. Всего, по информации стройкомплекса столицы, до конца 2016 года планируется объявить 20 конкурсов для реализации проектов ТПУ, а в 2017-м еще 25. По мнению зарубежных экспертов, эта масштабная городская программа имеет в Москве большое будущее.

Информация о продлении сроков приема заявок для участия в конкурсах по ТПУ поступила в департамент по конкурентной политике от владельца активов – АО «Мосинжпроект». Как сообщил руководитель городского департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, в условия конкурсов были внесены изменения. В частности, из договоров исключена ответственность покупателя за нарушение сроков строительства коммерческих объектов в рамках ТПУ. Кроме того, в конкурсной документации на право заключения договора купли-продажи 99,9% акций АО «ТПУ «Рассказовка» уточнены условия предоставления целевого займа и его использования. Напомним, 3 июня столичные власти выставили на конкурс земельные участки для строительства трех транспортно-пересадочных узлов – это «Рассказовка», «Селигерская» и «Лефортово». Торги должны были состояться сегодня, 19 июля.

Как ранее писала «Московская перспектива», победитель конкурса на приобретение 99,9% акций ЗАО «ТПУ «Селигерская» получит участок площадью почти 5 га и сможет возвести 173,3 тыс. кв. метров различной недвижимости. Начальная цена лота составляет 61,96 млн рублей.

В рамках проекта ТПУ «Рассказовка» инвестор получит участок площадью 11,33 га с разрешенной площадью строительства 298 тыс. кв. метров. Начальная стоимость контракта составляет 74,4 млн рублей. Участок площадью 0,4 га для возведения ТПУ «Лефортово» даст возможность строительства 27 тыс. кв. метров недвижимости. Начальная цена договора – 31,7 млн рублей. Согласно условиям конкурсов, транспортная инфраструктура в составе ТПУ должна появиться уже в 2017 году.

По словам генерального директора ГК Stroytech Юрия Волкова, не многие инвесторы сегодня готовы вкладывать средства в строительство ТПУ на первоначальных условиях. По его мнению, сроки окупаемости проектов достаточно длинные. При этом застройщики готовы идти навстречу властям и возводить так называемую технологическую часть ТПУ уже сегодня, а плохо востребованные на данном этапе рынком коммерческие объекты – позже, когда на них появится спрос.

Тем не менее эксперты, в том числе и международные, сходятся во мнении, что у программы строительства ТПУ в Москве большое будущее. «ТПУ – это потрясающий и по сложности, и по масштабности, и по интересности проект. Руководство Москвы хочет сделать так, чтобы возникал не только сам транспортный узел, но и инфраструктура вокруг него, чтобы она становилась современнее и представляла интерес для жителей, – отметил Этьен Трико, генеральный директор французской компании AREP, специализирующейся на проектировании и строительстве ТПУ в странах Европы и Азии. – Такой подход характерен и для других мегаполисов мира. Мне приходилось работать над подобными проектами в Китае, где все чаще прослеживается схожая логика, когда строительство или открытие новой станции метро подразумевает не только собственно станцию, но и развитие, преобразование района вокруг этой станции».

По его словам, от ТПУ москвичи и гости мегаполиса вправе ожидать широкого выбора услуг: здесь будут и торговые точки, и спортивные объекты, и коворкинговые пространства, и досуговые заведения.

Глава британского консалтингового агентства, специалист по инвестициям в рынок недвижимости стран БРИКС Стивен Шон отметил, что ТПУ, совмещающие в себе транспортную инфраструктуру и недвижимость, создают новые возможности не только в целом для мегаполиса, но и для его отдельных районов: «Проекты ТПУ всегда интересны для инвесторов: будет расти цена земли, создаваться новые рабочие места и комфортные условия для пассажиров. Тысячи людей станут проходить через узлы ежедневно – это потенциальные клиенты для сферы торговли и услуг. Зона вокруг ТПУ – удачное место для офиса компаний, потому что сюда легко добраться. Она также станет привлекательным местом для ритейлеров».

При этом эксперты соглашаются с тем, что строительство подобных объектов всегда связано с рисками для инвесторов. Для их минимизации город должен оказать прямое содействие. «Большинство рисков будут исходить от взаимоотношений с городом: риск развития, риск своевременного получения разрешений, инвестор будет задаваться вопросом – смогу ли я использовать здание так, чтобы оно приносило экономическую прибыль? Фактически большинство этих рисков находятся в руках города. Власти, если они хотят развивать программу ТПУ, могут нивелировать эти риски. Существует радикальный метод, который был реализован в Лондоне, где город взял часть риска на себя и стал главным инвестором проекта, но я не уверен, что Москве нужно идти по этому пути. Другой способ – дать ряд гарантий, отложить какие-либо платежи, до тех пор, пока проект не станет действительно коммерческим», – отметил Стивен Шон.

Всего, по информации стройкомплекса Москвы, в этом году планируется выставить на торги земельные участки для реализации 20 проектов транспортно-пересадочных узлов, которые включают в себя строительство около 150 тыс. кв. метров транспортной инфраструктуры и порядка 4 млн кв. метров различной недвижимости. В 2017 году в Москве инвесторам предложат еще 25 проектов ТПУ суммарным потенциалом строительства транспортной инфраструктуры в 80 тыс. кв. метров и 3,8 млн кв. метров коммерческих и жилых площадей.

Андрей Макарский