Москва – только вперед!
Российская столица не снижает набранных темпов развития Москва – лидер по развитию как инфраструктуры, так и городских сервисов. С каждым годом столица становится все более комфортной для жизни. Немалую роль в этом играет Строительный комплекс. О том, как изменился мегаполис за последние 13 лет – в материале.
Сравнивая Москву начала 2010-х и Москву настоящую, невозможно не заметить качественные изменения главного мегаполиса страны. Столица не просто стала краше – город сделал настоящий прорыв в развитии инфраструктуры.
Москва меняется из года в год. В городе активно строится жилье, создаются рабочие места, возводятся важнейшие социальные объекты, формируется новая транспортная структура. Это развитие не смогли остановить ни пандемия короновируса, ни санкции в отношении нашей страны.
Как отметил Мэр столицы Сергей Собянин, сейчас в Москве наблюдаются рекордные объемы строительства. Рассказываем о главных достижениях столичного Стройкомплекса за последние годы.
Развитие метро
Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры – приоритет для столичных властей. Система метрополитена не только пополняется станциями на существующих линиях, но и прирастает новыми радиусами. Не зря российская столица считается одним из мировых лидеров по темпам расширения подземки.
С 2011 года в столице построили и открыли 78 станций метро, причем 48 из них – за последние пять лет. За это время новыми участками пополнились старейшая ветка подземки – Сокольническая, а также Арбатско-Покровская, Люблинско-Дмитровская, Замоскворецкая и Бутовская, открылись новые линии – Некрасовская, Солнцевская. И, конечно, Большая кольцевая – сложнейший мегапроект метростроения.
Большое кольцо метро построили в рекордные сроки – за 10 лет. Это 70 км, 31 станция и три электродепо. Дизайн шести станций определили в ходе международных архитектурных конкурсов.
БКЛ кардинально изменила жизнь москвичей. Благодаря новой линии разгрузились другие ветки подземки, у горожан появилось порядка 50 пересадок, а также экономия времени в пути, которая составляет до 45 минут в день. Масштабы реализованного проекта поражают. Над созданием самого длинного в мире метрокольца трудились 20 тыс. человек.
С запуском БКЛ рост подземки не остановился. Скоро три новые станции откроются на северном участке Люблинско-Дмитровской линии – «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех».
Метро дойдет и до аэропорта. Скоро Внуково станет первой в России воздушной гаванью с собственной станцией подземки. На новом участке Солнцевской линии для пассажиров заработают станции «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково», а соединять их будет 12-й метромост Москвы – через реку Ликову.
В 2024 году транспортная реальность у «новых» москвичей изменится с открытием конечной станции «Потапово» на Сокольнической линии. Она станет уникальным объектом – это будет первая наземная отапливаемая станция метро в городе.
В перспективе появится и совершенно новая линия подземки – Троицкая, которая протянется от станции «ЗИЛ» до Новой Москвы. Новый радиус метро будет включать 17 станций. Эта ветка станет самой протяженной, расположенной за МКАД.
Кроме того, в Московском метрополитене планируется построить еще две линии – Бирюлёвскую и Рублёво-Архангельскую.
Говоря о столичной подземке, нельзя не упомянуть Московское центральное кольцо (МЦК), которое запустили 10 сентября 2016 года. Длина кольца составляет 54 км, на нем расположена 31 станция. По сути, москвичи получили еще одну линию метро, но только наземную.
Со станций МЦК можно сделать пересадку на метро и Московские центральные диаметры (МЦД).
Не просто электрички
Еще один вид городского транспорта, который власти подарили жителям столицы, – Московские центральные диаметры, это целая сеть связанных железнодорожных маршрутов. Это крупнейший транспортный проект Москвы и Подмосковья. Первые два диаметра – МЦД-1 и МЦД-2 – запустили в ноябре 2019 года.
«Первый и второй диаметры с момента запуска перевезли 600 млн пассажиров. Сегодня на них ежедневно совершается до 620 тыс. поездок. D1 и D2 связали больше 40 районов столицы и несколько городов Подмосковья и стали основой транспортного каркаса Московского региона», – ранее написал Мэр столицы Сергей Собянин в телеграм-канале.
По его словам, запущенные диаметры не только улучшили связь Москвы с Московской областью, но и стали аналогом метро. За три с половиной года число поездок на МЦД внутри города выросло почти в два раза.
На очереди еще два диаметра – МЦД-3 и МЦД-4. Их планируется открыть уже в этом году.
«Мы запустим D3, который соединит Зеленоград и Раменское, и D4 – он свяжет Апрелевку и Железнодорожный. Число станций МЦД вырастет более чем в два раза, а жители Московского региона станут еще мобильнее благодаря новым маршрутам», – заявил Сергей Собянин.
В результате благодаря развитию системы подземного и наземного метро более 90% москвичей будут проживать в районах, обслуживаемых метрополитеном.
Развитие транспортной инфраструктуры включает не только метростроение, но и дорожное строительство. В 2011–2023 годах в Москве построили свыше 1200 км дорог, а протяженность магистральной улично-дорожной сети увеличилась на 20%.
По сути, в российской столице сформировался новый транспортный каркас, благодаря которому улучшилась ситуация на дорогах.
Сейчас мегапроектом в области дорожного строительства является создание Московского скоростного диаметра (МСД). Это новая бессветофорная городская трасса длиной 68 км, которая соединит крупнейшие вылетные магистрали столицы.
На севере продолжением МСД станет федеральная трасса М11 Москва – Санкт-Петербург, на востоке – строящаяся магистраль М12 Москва – Казань, на юге – главная дорога Новой Москвы Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Основной участок диаметра ввели в сентябре 2022 года. Строительство южного направления продолжается.
Наиболее значимые объекты, помимо МСД, – участки Южной рокады, транспортные развязки на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля и Алтуфьевским шоссе, автодорога Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево, Дмитровский путепровод и др.
Недвижимость
Как известно, Москва строится с учетом комплексности и сбалансированности. Наряду с жильем возводятся объекты инфраструктуры.
С 2011 года в столице сдали свыше 126 млн кв. метров недвижимости. «Вопреки прогнозам и опасениям, международные санкции не оказали существенного влияния на строительную отрасль. Уже к июлю мы выполнили план ввода недвижимости этого года более чем на 76%», – сказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Строительству жилья в столице уделяется огромное внимание – об этом говорят ежегодные объемы его ввода. Например, с 2011 года в Москве сдали более 54 млн кв. метров жилой недвижимости.
В 2022 году на территории города ввели 6,8 млн кв. метров жилья. Показатели 2021 года и вовсе превзошли все ожидания: тогда построили 7,4 млн «квадратов» жилой недвижимости, что стало рекордом за всю историю города, включая период массового жилищного строительства 1960-х годов.
С 2019 года жилищное строительство претерпело существенные изменения: российские девелоперы перешли от долевого строительства по старой схеме, когда застройщик напрямую привлекал деньги дольщиков, к проектному финансированию с использованием счетов эскроу.
Такое нововведение призвано обеспечить безопасность и надежность средств, которые граждане вложили в строительство. По новой схеме их деньги поступают в банк на эскроу-счета, где они хранятся до ввода объекта или иных обстоятельств, к примеру, расторжения договора и пр. Сейчас в Москве остается 50 проектов общей площадью 2,7 млн кв. метров, которые реализуются по «старой» схеме финансирования.
Самый масштабный градостроительный проект Москвы в сфере жилищного строительства – программа реновации жилья, утвержденная Мэром Сергеем Собяниным в августе 2017 года. В нее включено 5175 ветхих домов, в которых проживает около 1 млн человек. Для них в городе возводятся современные новостройки.
С начала программы в столице подобрано 587 стартовых площадок, построено 260 домов, возводится еще более 210 новостроек, проектируется порядка 200 зданий.
По условиям программы москвичам предлагают квартиры с улучшенной отделкой. Они оснащены сантехникой, светильниками и кухонной плитой. Первые этажи домов нежилые и предназначены для размещения магазинов, аптек и предприятий сферы обслуживания.
Реновация – это не только переселение из старых домов в новые, но и повышение качества жизни в целом. В кварталах по этой программе появляются места для занятий спортом, прогулочные маршруты, детские площадки и благоустроенные скверы, строятся поликлиники, школы, спортивные и культурные объекты.
Социальное развитие
Москва придерживается принципа последовательного создания качественной городской среды в районах независимо от их удаленности от центра. Особое внимание, конечно, уделяется строительству объектов социальной инфраструктуры и обеспечению горожан местами в них.
За последние 12 лет в городе появилось свыше 960 новых объектов: больничных корпусов и поликлиник, детских садов и школ, объектов культуры и спорта.
Помимо строительства новых медицинских учреждений в столице обновляется уже имеющийся фонд объектов здравоохранения. Так, в этом году планируется завершить программу обновления амбулаторного фонда Москвы – отремонтировать свыше 200 поликлиник.
Бывшие промзоны
С 2011 года в границах промышленных и коммунальных зон города ввели более 1,1 тыс. объектов различной недвижимости общей площадью свыше 38,3 млн кв. метров, в том числе более 16 млн «квадратов» жилья.
«Промзоны являются площадками активного роста и развития, здесь реализуются сотни градостроительных проектов, которые позволяют вовлекать в полноценную городскую жизнь заброшенные и пустующие территории. Территории бывших заводов и фабрик и в перспективе будут привлекательны для реализации разных проектов, в первую очередь за счет своего расположения и общей площади. Частный бизнес и девелоперы охотно инвестируют в создание новых районов на их месте», – пояснил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
В столице действует программа комплексного развития территорий (КРТ). Она позволяет преобразовать неиспользуемые и фактически заброшенные городские территории. В ходе ее реализации создаются многофункциональные кварталы, где проектируются комфортное жилье, дороги и необходимая инфраструктура.
Сейчас в Москве инвесторы реализуют 16 проектов КРТ, по которым возведут почти 3,3 млн кв. метров жилья, а также около 2,6 млн «квадратов» производственных и общественно-деловых объектов – школ, детских садов, спорткомплексов, медицинских, деловых и торговых центров, технопарков и др. Это позволит создать в столице почти 58 тыс. рабочих мест.
Всего на разных стадиях реализации в городе находятся 188 проектов КРТ общей площадью порядка 2450 га.
Рабочие места
В последние годы в Москве набирает масштаб программа стимулирования создания мест приложения труда, призванная решить проблему маятниковой миграции (когда люди утром едут на работу в центр города и вечером возвращаются домой) и позволить большему количеству москвичей найти работу рядом с домом.
За последние 10 лет за пределами Третьего транспортного кольца возвели 36 млн кв. метров коммерческой недвижимости – технопарков, офисов, торговых и соцобъектов, в которых появились тысячи рабочих мест.
«В ближайшее десятилетие вместе с бизнесом мы планируем создать сотни тысяч рабочих мест за пределами центра. И одним из важных инструментов решения этой задачи стала специальная программа стимулирования создания мест приложения труда», – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин.
По программе инвесторы получают дополнительные стимулы, если строят коммерческие объекты не в центре Москвы: их освобождают от платы за изменение вида разрешенного использования земли, на которой они возводят жилые дома, если одновременно создаются коммерческие, промышленные и социальные объекты, гостиницы и логистические центры.
С 2020 года подписано 43 соглашения с инвесторами, по которым они возведут 91 объект и создадут около 68 тыс. рабочих мест. Частные инвестиции в реализацию проектов составят 182,6 млрд рублей.
«Большая часть рабочих мест – 44,2 тыс. – будет создана в офисах, бизнес-центрах, объектах торговли и общепита. Свыше 18 тыс. мест приложения труда появится на современных производствах и в логистических комплексах. Новые социальные, научные и спортивные объекты – это еще почти 5 тыс. рабочих мест», – пояснил Сергей Собянин.
Новая Москва – главный мегапроект
Москву уже невозможно представить без присоединенных территорий. Знаковое событие произошло 1 июля 2012 года – в составе столицы появились Троицкий и Новомосковский административные округа. Ранее эти земли находились в составе Московской области.
Новая Москва развивается опережающими темпами. Основной акцент сделан на полицентричности, создании альтернативных центров приложения труда, отдыха и проживания людей.
Здесь возводится не только жилье, но и социальные объекты, а также создаются рабочие места, улучшается транспортная инфраструктура, модернизируются общественные пространства.
С момента вхождения в состав Москвы в ТиНАО пришло метро – открыты восемь станций, построено свыше 360 км дорог, около 24 млн кв. метров жилья, более 120 объектов образования, около 20 учреждений здравоохранения, обустроено 32 парка/сквера.
За 11 лет в Новой Москве утроилось количество рабочих мест: это новые производства, логистика, финансовый сектор и IT, социальная сфера, малый и средний бизнес, строительство. Уже 65% жителей ТиНАО имеют работу рядом с домом.
Троицкий и Новомосковский – самые молодые округа в столице по составу населения. Сюда переезжает молодежь: средний возраст покупателя жилья не превышает 35 лет.
Власти столицы делают все, чтобы город менялся к лучшему и становился все комфортнее для своих жителей, об этом свидетельствуют многочисленные программы развития и по-настоящему амбициозные проекты, реализуемые в городе.
Результаты этого развития говорят сами за себя: Москва занимает первое место в стране по показателю «Индекс качества городской среды» Минстроя. А в прошлом году российская столица заняла также первое место в категории «Уровень развития инфраструктуры» в рейтинге мировых городов ООН-Хабитат.






