timelapse

Пруд в старой усадьбе

Памятники истории новой Москвы вызывают интерес как у краеведов, так и у туристов

Новая Москва – это не только строительство скоростных шоссе, деловых центров и жилья. Здесь расположено множество исторических, архитектурных и археологических памятников. На присоединенных территориях развивается туризм, проходят краеведческие исследования, идет восстановление старых усадеб и монастырей. Популяризация культурного наследия – важный элемент программы развития этих земель.

1. Аллея на «Парнасе»

Остафьево – одно из самых замечательных мест в новой Москве, эту точку на карте знают далеко за пределами столичного региона. Первым владельцем расположенной здесь усадьбы был герой Смутного времени Прокопий Ляпунов, возглавлявший ополчение против поляков. В ХVIII веке село вместе с крестьянами и суконной мануфактурой не раз меняло хозяев. В итоге в самом конце столетия его купил генерал-поручик Андрей Вяземский – аристократ, англоман, масон, эрудит, знакомец многих незаурядных людей своего времени. Его зять, Николай Карамзин, прожил здесь 12 лет, работая над «Историей государства Российского». В первой трети ХIХ века Остафьево стало настоящим «русским Парнасом»: сюда приезжали отдохнуть и пообщаться самые знаменитые литераторы: Пушкин, Жуковский, Батюшков, Грибоедов, Денис Давыдов, Гоголь, Тургенев, Мицкевич. Сын владельца усадьбы (а позднее ее хозяин) – поэт и критик Петр Вяземский обладал не только литературным даром, но и талантом собирать в своем загородном доме изысканное общество. Подмосковная усадьба была фактически литературным салоном нового типа – со свободным и подчас острым обсуждением новостей искусства и общественной жизни, с неприятием чинов и прочих элементов официальной иерархии. В самом конце ХIХ века усадьба перешла к Шереметевым. Один из членов этого семейства (состоявшего в родстве с Вяземскими) был назначен директором музея старого быта, возникшего здесь после революции. Потом усадебную территорию надолго занял дом отдыха Совета министров СССР. И лишь в 1988 году, вскоре после 150-летней годовщины со дня смерти Пушкина, этому месту возвращен музейный статус.

В пушкинские времена это было классическое «дворянское гнездо»: парк с прудом, дом с колоннадой, хозяйственные постройки. К счастью, главный дом с ротондой-бельведером хорошо сохранился до наших дней. Сейчас он реставрируется: работы планируется завершить в 2016 году, к 250-летию со дня рождения Карамзина. Указ о праздновании юбилея великого историка не так давно подписал президент Российской Федерации. Но в боковом крыле главного дома и в одном из малых усадебных зданий уже работает музейная экспозиция, в том числе выставка к 300-летию медальерного искусства в России.

Черты музея под открытым небом это место начало приобретать в конце ХIХ – начале ХХ века. Еще до революции здесь появились памятники Пушкину, Карамзину, Жуковскому. Тенистый парк этого «русского Парнаса» хранит черты планировки 200-летней давности: тогдашний владелец видоизменил его в духе романтизма. Здесь даже конфигурация аллей и расположение деревьев напоминают о гениях золотого века русской литературы, приезжавших сюда из Москвы.

2. Барский дом с вензелями

Одна из архитектурно-ландшафтных жемчужин на новых территориях – усадьба Михайловское на берегу Пахры, недалеко от МКАД. В начале ХVII века эта земля принадлежала князю Ивану Одоевскому, затем князю Петру Урусову. В 80-е годы ХVIII века новый владелец – тульский и рязанский наместник граф Михаил Николаевич Кречетников – выстроил здесь красивый двухэтажный дом с протяженным фасадом, мезонином и вензелями «М.К.» на балконах. Здание спроектировал, предположительно, архитектор Иван Старов – автор Таврического дворца в Санкт-Петербурге.

Дом в Михайловском построен в стиле раннего классицизма, хотя и без характерных для этого направления портика с колоннадой. «Масштаб главного здания, распахивающегося видом на пойменные просторы, напоминает о времени его постройки. Величественно смотрится полукруглая часть фасада господского дома, украшенного мезонином и «кружевными» балконами», – пишет краевед, знаток подмосковных усадеб Юрий Супруненко. На верхнем этаже помещена анфилада парадных комнат овальной формы, а в самом центре – круглый двусветный зал. В конце ХVIII века возле главного дома был разбит регулярный парк – один из красивейших в Подмосковье (особенно запоминаются запруда на реке и большой пруд с белокаменным мостом). По другую сторону дома, за рекой Пахрой, владельцы устроили английский сад, переходящий в лес.

В 1870 году Михайловское приобрел граф Сергей Шереметев. При нем начался новый расцвет усадьбы. Аристократ и интеллектуал Шереметев открыл здесь общедоступную библиотеку, картинную галерею и естественно-исторический музей. Его жена Екатерина Павловна (внучка поэта Петра Вяземского) устроила на приусадебной территории ботанический сад. Идиллия продолжалась до тех пор, пока не грянула революция. Усадьба Шереметевых была национализирована и фактически разграблена. В бывшем графском владении обосновался дом отдыха Общества политкаторжан. С конца 40-х годов и до наших дней в Михайловском располагается санаторий.

В советское время некоторые постройки усадебного ансамбля снесли, парк одичал, пруды затянулись тиной. Главный дом усадьбы, являющийся памятником культуры федерального значения, вплоть до недавнего времени стоял без стекол, медленно разрушаясь. В последние годы проведена консервация здания, начались реставрационные работы. Постепенно благоустраивается и усадебный парк.

3. Фабрикант-просветитель

В состав Троицкого административного округа вошел и поселок Щапово с его интересной историей и хорошо сохранившейся старинной усадьбой. У этого места есть все шансы в скором времени стать одним из туристических центров новой Москвы.

Поселение упоминается в писцовых книгах первой трети ХVII века как село Александрово, вотчина бояр Морозовых. Во второй половине следующего столетия владельцем усадьбы стал Василий Грушевский, при котором построили главный дом и каменную Успенскую церковь с необычной четырехскатной крышей. Позже Александрово находилось в собственности у дипломата, сенатора Ивана Муравьёва-Апостола, затем – у генерала, участника Отечественной войны 1812 года Николая Арсеньева. Кстати, близ села проходит Старая Калужская дорога, по которой отступали из Москвы войска Наполеона.

В ХIХ веке село принадлежало роду потомственных почетных граждан Щаповых. Самым известным и выдающимся из представителей этой фамилии в ту эпоху был Илья Васильевич Щапов – крупный текстильный фабрикант и человек широкого кругозора. Он приобрел Александрово в 1890 году и основал на свои средства сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, а также восстановил церковь и открыл богадельню. Потом занялся, как сейчас бы сказали, комплексным благоустройством территории: обновил парк, перестроил дом и оранжереи. Школа его была известна далеко за пределами Московской губернии и слыла новаторской. На ее содержание Щапов завещал немалые средства, поручив их распоряжение Министерству государственных имуществ. Его воля была исполнена в 1903 году. После революции в здании школы разместился филиал Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

В конце прошлого столетия, в память о меценате, поселок Александрово был переименован в Щапово. Строения бывшей усадьбы сохранились и почти не пострадали в эпоху нигилистического отношения к дворянскому наследию – здесь и барский дом с резными украшениями в русском стиле, и гармонирующие с ним по архитектуре кухня, каретный сарай, кузница, маслобойка, декоративный кирпичный мостик. На живописном берегу реки сохранился липовый парк с тремя прудами. Неплохо отреставрирован храм Успения, в нем по-прежнему отсчитывают время часы с курантами, в свое время выписанные Щаповым из Англии. В бывшей сельхозакадемии устроены органный зал и Музей истории усадьбы (в советское время – Музей народного быта). Обновленная экспозиция рассказывает среди прочего о жизни и деятельности просвещенных российских промышленников.

4. Грот и манускрипты

И еще одна местность в новой Москве связана с пребыванием Пушкина и Карамзина. Это Валуево, расположившееся среди заливных лугов на берегу реки Ликовки.

Согласно летописям, основал поселение во второй половине ХVII века дьяк Валуев. Его род ведет начало от воеводы Окатова, что бился и погиб на Куликовом поле. За последующие века усадьба часто меняла своих хозяев. Были среди них и Мещерские, и Толстые – та их ветвь, где особо «отличился» глава Тайной канцелярии Петра I. В конце ХVIII века имение перешло к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. От его высоких регалий у современника могла закружиться голова: обер-прокурор Святейшего синода и президент Академии художеств, член Академии наук, сенатор. Но все эти титулы меркнут в сравнении с одной его заслугой перед отечественной и мировой культурой: именно Мусин-Пушкин открыл для потомков «Слово о полку Игореве». Мировую известность ученому вельможе принесла вовсе не государственная служба, а хобби, которому он отдавал все душевные силы, – собирание древностей. В числе приобретенных им однажды манускриптов из архива одного упраздненного монастыря оказались и гениальное «Слово…», и Лаврентьевская летопись, составленная патриархом Никоном. Многие из собранных рукописей граф успел издать. Увы, дом Мусина-Пушкина в Москве на Разгуляе в сентябре 1812 года был разграблен французами, а затем сгорел вместе с бесценными реликвиями. Эта утрата подкосила здоровье графа, он доживал свои дни в подмосковной усадьбе. После его смерти Валуево перешло к семейству Святополк-Четвертинских. А после революции здесь устроили санаторий, который одно время принадлежал «Главмосстрою».

От усадебного ансамбля сохранились главный барский дом (двухэтажное здание с шестиколонными ионическими портиками и фронтонами), охотничий павильон, конный и скотный дворы, контора и дом управляющего. И архитектуру главного здания, и общую планировку усадьбы можно назвать канонической для России той эпохи. В парке растут гигантские пихты, голубые ели, плакучие березы, белые тополя. Особое восхищение гуляющих вызывает грот в береговом откосе: все его элементы выложены декоративной кладкой под дикий камень. Такие «руинные» композиции были распространены два столетия назад в пейзажных парках на английский манер. А вот второй грот в этом парке сооружен из валунов. Искусственные пещеры подобного рода сохранились и в Москве, в парке «Кузьминки», принадлежавшем Голицыным.

Усадьба Валуево знакома миллионам кинозрителей: Сергей Бондарчук снимал здесь «Войну и мир», Эльдар Рязанов – «Гусарскую балладу». А в конце 70-х годов эти классические постройки и их живописные окрестности стали съемочной площадкой для фильма «Мой ласковый и нежный зверь».

5. Обитель в медвежьем углу

Интересные в историко-архитектурном плане места расположены не только вблизи старых границ Москвы, но и на дальних рубежах присоединенных территорий. Так, в самой отдаленной части Троицкого округа находится поселок Зосимова Пустынь – по названию женского монастыря, основанного 190 лет назад схимонахом Зосимой в Верейском уезде на землях, пожертвованных княжной Марией Бахметевой. Тогда это был самый настоящий медвежий угол Московской губернии – непроходимые и болотистые места. Первая деревянная церковь появилась здесь во второй половине ХVII века. А спустя столетие потомственный богатый дворянин Захарий Верховский, отдав свое имущество родственникам, принял монашеское имя Зосима и пришел к здешним пустынникам. Так возникла община, преобразованная в 1856 году в монастырь. Старца Зосиму поддержал в этом начинании московский митрополит Филарет, посещавший пустынь.

В ту пору здесь были сооружены каменные постройки, сохранившиеся доныне. В 30-е годы в закрытом властями Троице-Одигитриевском монастыре разместили пионерлагерь Московского метрополитена, спальные корпуса находились в трапезной, колокольня стала водонапорной башней, в главном храме действовал клуб. Но серьезных перестроек здания не испытали. На рубеже ХХ–ХХI века здесь возобновлена монастырская жизнь. Снова действует соборный храм Живоначальной Троицы, на территории идут ремонтные работы. В скором времени планируется открыть реставрируемый надвратный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, что во втором ярусе колокольни.

Образ Зосимовой Пустыни включен в герб округа. Фигура архангела Михаила (ему была посвящена самая первая церковь в этих местах) символизирует духовное наследие, оберегаемое местными жителями. Чтят в этих местах и память праведника и основателя монастыря – преподобного Зосимы.