АИП Москвы на 2023–2025 годы обеспечит всестороннее развитие города. Программа включает перечень объектов, строительство и реконструкцию которых профинансируют из городского бюджета. За три года планируется возвести более 750 объектов различного назначения.
Городской баланс
Москва по праву считается одним из самых комфортных мегаполисов мира. Российская столица заняла первое место в категории «Уровень развития инфраструктуры» рейтинга мировых городов ООН-Хабитат. Во многом этого удалось достичь благодаря политике властей, направленной на комплексное развитие районов, в том числе в части сбалансированного распределения бюджета. Утвержденная Адресная инвестиционная программа (АИП) – тому доказательство.
Адресная инвестиционная программа
Адресная инвестиционная программа (АИП) определяет, какие объекты построят в Москве за счет бюджета города.
С помощью АИП распределяются расходы столичного бюджета на финансирование мероприятий государственных программ на очередной финансовый год и плановый трехлетний период.

Назад
АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году. В трехлетний период 2024-2026 годов планируется построить и ввести свыше 760 городских объектов с учетом возведения домов по реновации.
Финансирование АИП в 2024-2026 годах запланировано в объеме 2,73 трлн рублей, в том числе: 2024 год – 903,4 млрд рублей, 2025 год – 931,8 млрд рублей, 2026 год – 895,2 млрд рублей.

Назад
Развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы как по объему затрачиваемых средств, так и по ожидаемым результатам.
В 2024-2026 годах планируется ввести 35 км линий, 17 станций и одно электродепо метрополитена. Будут построены первые участки Троицкой и Рублёво-Архангельской линий, развернется создание Бирюлёвской ветки.
В этот период планируется ввести 265,5 км дорог, 71 искусственное сооружение (мостов, тоннелей, эстакад) и 50 пешеходных переходов.
Завершится формирование Московского скоростного диаметра. Также среди знаковых объектов: пешеходные мосты через Нагатинский затон и в районе Сити, велопешеходный мост через Яузу, участок набережной Москвы-реки в Нагатинской пойме, Карамышевская набережная.

Назад
В 2024-2026 годах намечено завершить строительство более 307 новых социальных учреждений и объектов обеспечения безопасности граждан, среди них: 166 детских садов и школ, 26 объектов здравоохранения, 35 объектов культуры и парков, 47 спортивных сооружений.
Среди них:
- многопрофильный лечебный комплекс Детской городской клинической больницы св. Владимира;
- спорткомплекс на улице Москворечье;
- корпуса нового кампуса МГТУ им. Баумана.
Будет проведена реконструкция Дворца спорта «Лужники» и кинотеатра «Полярный», реставрация нескольких исторических павильонов ВДНХ. Завершится строительство Национального космического центра.

Назад
Для реализации городских жилищных программ в 2024-2026 годах планируется построить 6,5 млн кв. метров жилья, в том числе по реновации.
Наряду со строительством жилья, в кварталах реновации будет продолжено возведение социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов будет создаваться комфортная городская среда, включающая благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный общественный транспорт.

Назад
«Важной частью принятого недавно бюджета Москвы стала АИП, исполнение которой позволит сохранить, а по ряду направлений и нарастить темпы развития. Благодаря активному строительству объектов самого разного назначения улучшится качество городской среды и жизни в городе», – заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
На финансирование АИП выделят 2239,6 млрд рублей, в том числе в 2023 году – 910 млрд, в 2024-м – 692,4 млрд, в 2025-м – 637,2 млрд.
Сбалансированное распределение городского бюджета на строительство объектов разного назначения будет иметь не только социальный, транспортный, но и большой экономический эффект.
Транспорт
Традиционно значительную часть бюджета города в трехлетний период направят на развитие транспортной инфраструктуры, а именно на строительство метро и дорог. На это только в 2023 году выделят 533,8 млрд рублей.
В ближайшие три года планируется ввести 38,9 км линий и 18 станций метро. Намечено завершить главный проект московского метростроения – создание Большой кольцевой линии (БКЛ) протяженностью 70 км, на которой уже в 2023 году будут работать все станции – 31.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
Помимо БКЛ в Москве появится Троицкая линия метро, которая активно строится, она пройдет от станции «ЗИЛ» до Новой Москвы.
Завершится продление существующих веток – Сокольнической с перспективной конечной станцией «Потапово» и Люблинско-Дмитровской – на северо-востоке откроются три станции: «Лианозово», «Яхромская» и «Физтех».
Метро придет в аэропорт Внуково благодаря завершению строительства станций «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии, а также метромоста между ними.
2,48 млрд рублей направят на комплексное благоустройство станций перспективных третьего и четвертого Московских центральных диаметров – (МЦД-3) «Ленинградско-Казанский» и (МЦД-4) «Киевско-Горьковский», открытие которых запланировано на конец 2023 года.
«Постепенно приводим к стандарту московского транспорта все станции, которые будут включены в МЦД- 3 и МЦД-4. Запланировали комплексное благоустройство 17 остановочных пунктов: отремонтируем кассы, платформы, фасады станций и навесы. Улучшим освещение, установим новую навигацию, в том числе электронные табло. На МЦД-3 приведем в порядок Сортировочную, Плющево, Вешняки, Ухтомскую, Панки, Красково, Удельную, Быково, Кратово. На МЦД-4 – Солнечную, Кусково, Новогиреево, Реутово, Никольское, Салтыковскую, Кучино и Нижегородскую», – написал мэр Москвы Сергей Собянин в Телеграм-канале.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Что касается дорожного строительства, то в течение трех лет в столице введут 216,2 км дорог, 72 искусственных сооружения (эстакад, мостов, тоннелей) и 49 пешеходных переходов.
Один из главных проектов дорожно-транспортной сферы, который планируется завершить, – создание московского скоростного диаметра (МСД) – бессветофорной магистрали длиной около 75 км. Она пройдет от платной трассы Москва – Санкт-Петербург до Симферопольского шоссе с ответвлением на строящуюся магистраль М12 Москва – Казань. МСД по своим масштабам будет сопоставим с МКАД и ТТК.
«Власти столицы поддерживают взятый ранее темп транспортного строительства. Таким образом, увеличивается количество маршрутов передвижения по городу, повышается доступность десятков столичных районов, сокращается время, необходимое на поездку», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.
Социальная инфраструктура
Бюджет Москвы остается социально ориентированным, а значит, значительная его часть будет направлена на строительство социальных объектов. В 2023 году на это выделят 188,4 млрд рублей.
За три года в городе планируется возвести более 130 соцобъектов, в том числе 62 детских сада и школы. Наряду с обычными учебными зданиями в 2023–2025 годах намечено сдать ряд крупных объектов, среди них школа-гигант на 2100 учеников с бассейном в Троицке, школа на 1200 мест в административно-деловом центре в Коммунарке, учебное заведение на 1000 учеников в районе Даниловский и др.
Не снижаются темпы строительства объектов медицины. Как ранее сообщал мэр Москвы Сергей Собянин, в ближайшие годы в столице введут восемь поликлиник, четыре больничных корпуса, подстанцию скорой помощи и др.
В числе объектов, которые планируется сдать в эксплуатацию, скоропомощные стационарные комплексы на базе столичных больниц в разных районах города. Пациентов в этих учреждениях будут распределять по трем зонам – в зависимости от степени тяжести. Комфортные условия здесь создадут не только для больных, но и для их родственников и персонала.
«Как подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин, строительство скоропомощных стационарных комплексов – ключевой элемент программы повышения оперативности и качества медицинской помощи пациентам, состояние которых требует экстренного вмешательства. Больницы для размещения учреждений выбрали так, чтобы максимально сократить время подвоза больных из любого района города», – пояснил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Кроме того, планируется достроить детский корпус и корпус лучевой терапии на территории больницы в Коммунарке – настоящего города здоровья в Новой Москве, ввести многопрофильный комплекс больницы святого Владимира, лечебно-диагностический комплекс МКНЦ имени А.С. Логинова, объекты в медкластере в Сколково.
Возведут свыше 10 поликлиник по новому стандарту, который подразумевает общие принципы оформления и технического оснащения зданий, установку новейшего оборудования, удобную навигацию, создание комфортных мест ожидания приема врачей, а также единый стандарт набора специалистов.
В городе появятся 30 учреждений культуры и 27 спортивных объектов: 18 физкультурно-оздоровительных комплексов, теннисный центр, спортивно-стрелковый клуб в «Лужниках», ледовый дворец «Самбо-70» и др.
В числе не менее важных инфраструктурных объектов, которые планируется достроить в ближайшие три года, – новый кампус МГТУ им. Баумана. Особенностью комплекса станет наличие большого и комфортного пространства для студентов: помимо учебной деятельности, они смогут разнообразить досуг занятиями музыкой, спортом, киберспортом.
Архитектурными доминантами кампуса станут центральный кластер, квантум-парк и многофункциональный комплекс.
Также в планах завершение строительства Национального космического центра в районе Филёвский Парк на западе столицы. Комплекс зданий площадью 250 тыс. кв. метров объединит на одной площадке ведущие организации ракетно-космической сферы: штаб-квартиру Госкорпорации «Роскосмос», отраслевой информационный центр, отраслевые институты и предприятия, конструкторские бюро и другие объекты.
Жилье и программа реновации
Важное направление Адресной инвестиционной программы – возведение жилья. В 2023–2025 годах в столице планируется построить 6 млн кв. метров жилья, в том числе 5,4 млн «квадратов» по программе реновации. В эти новостройки переедут более 155 тыс. жильцов расселяемых пятиэтажек.
Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир.
Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.
Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади.
В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Назад
Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):
- 1 этап – 2020-2024;
- 2 этап – 2025-2028;
- 3 этап – 2029-2032.
Назад
Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители.
Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Назад
Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.
В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.
Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:
- деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню;
- металлическую входную дверь;
- деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
- отделку стен комнат, кухни, прихожей и коридора обоями под покраску;
- покраску потолков латексными акриловыми красками;
- полы из ламината со звукоизоляционной подложкой в жилых комнатах и прихожей, на кухне - керамогранит или ламинат;
- напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
- на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковину из нержавеющей стали;
- люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
- в санузлах подвесной потолок, керамическую плитку, белую стальную ванну, белую керамическую сантехнику (раковину и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
- застекленный балкон.

Назад
Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.
В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.
На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.
В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Назад
Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
- консультирует граждан по вопросам программы реновации;
- организует тематические приемы жителей, проводимые совместно с органами исполнительной власти города Москвы и Фондом реновации;
- отвечает на вопросы горожан по телефону горячей линии;
- проводит независимую проверку проблемных ситуаций и вопросов в рамках общественного контроля;
- оказывает поддержку гражданам по вопросам реализации программы при взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы.
Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.
Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).
Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.
E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru
Назад
На жилищное строительство в 2023 году власти выделили 18 млрд рублей.
Качеству жилья в столице уделяется особое внимание: возводятся энергоэффективные дома, прокладывается путь к «зеленому строительству».
Так, недавно был принят национальный стандарт «зеленого строительства» многоквартирных жилых домов. Он учитывает множество факторов, влияющих на качество жизни людей: от доступности среды и безопасности зданий до улучшения экологии и развития культуры обращения с отходами.
«Уровень обеспеченности жильем в столице ежегодно растет. Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя Москвы, составляет 22,3 кв. метра. Этот показатель постоянно увеличивается, что стало возможным благодаря высоким темпам строительства», – пояснил глава столичного Стройкомплекса Андрей Бочкарёв.
Российская столица из года в год повышает показатели ввода объектов недвижимости.
Даже в этом году, несмотря на международные санкции и экономические трудности, планируется сдать в эксплуатацию рекордное количество зданий и сооружений.
Показатели ввода объектов недвижимости, которые продолжают увеличиваться, наглядно демонстрируют комплексность развития городских территорий. Таким образом, Адресная инвестиционная программа, сохраняющая преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году, работает эффективно.
«Развитие городов должно осуществляться комплексно, поскольку не очень логично развивать, например, только общественные пространства и не уделять внимание транспортной сети: у людей должна быть возможность комфортно добираться до мест притяжения. Благодаря тому, что бюджет АИП грамотно распределен и охватывает важнейшие городские аспекты, мы можем скоро увидеть качественные изменения городской среды», – подчеркнул декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.