«Московская перспектива»: «Четко понимаем, что предстоит сделать за десять лет»
Одна из главных задач столичных властей - сделать присоединенные к Москве территории неотъемлемой частью мегаполиса, комфортным местом для жизни, работы и отдыха. О том, что было сделано за два года и какие перспективы ждут «новую Москву», корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову рассказал заместитель мэра столицы, глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин.
- Два года минуло с того момента, как Москва существенно расширила свои границы. Для чего это было нужно, и что удалось сделать за это время?
- Первоочередной задачей стало создание новых рабочих мест. Это необходимое условие полицентрического развития мегаполиса. Мы даем возможность городу развиваться, а людям, проживающим на окраинах, работать рядом, тем самым максимально сократить маятниковую миграцию. Были определены 12 основных точек роста и функциональное назначение каждой из них. За два года сложилась общая модель развития территорий, которая сейчас воплощается в завершаемой схеме территориального планирования ТиНАО. Присоединенные территории будут включены в новый Генеральный план развития столицы.
Два года назад мы ставили задачу подтянуть уровень жизни в уже существующих населенных пунктах, бывших тогда частью Подмосковья, к столичному. В первую очередь это касается объектов социальной инфраструктуры. За два года построили 7 детских садов на 1170 мест, две школы на 1675 учащихся, 6 поликлиник на 1200 посещений в смену, медицинский корпус, рассчитанный на 540 мест. Удалось в течение довольно короткого периода фактически проделать путь от принятия решений о строительстве того или иного объекта до ввода их в эксплуатацию. За два года на территории ТиНАО также было введено почти 3,5 млн кв. метров недвижимости, в том числе жилой - свыше 2,6 млн кв. метров, нежилой - более 817 тыс. кв. метров.
- Объекты социальной инфраструктуры Москва строит за счет средств бюджета или это делают инвесторы?
- Какие-то объекты мы строим сами, а какие-то возводят инвесторы. К моменту присоединения новых территорий к Москве там уже было выдано разрешений на строительство 16 млн кв. метров, в основном жилья. Мы провели мониторинг всех инвестконтрактов с учетом новых нормативов по обеспеченности территории, где предполагается комплексная жилая застройка, объектами социнфраструктуры. Надо сказать, что большинство инвесторов с пониманием к этому отнеслись и пересмотрели свои проекты в сторону увеличения количества детсадов, школ, поликлиник и выделили для этого дополнительные участки. То есть пошли навстречу городу, навстречу потребностям жителей будущих жилых кварталов, которые получат теперь эти объекты в шаговой доступности. Принятие инвестором такого комплексного подхода позволило городу в свою очередь высвободить часть бюджетных денег на строительство той же транспортной инфраструктуры в «новой Москве». В целом только в течение 2014 - 2016 годов на территории ТиНАО за счет средств инвесторов должно быть построено и сдано около 50 объектов социальной инфраструктуры.
- Вы озвучили цифры по объемам строительства недвижимости. Что они дают с точки зрения повышения качества жизни в «новой Москве»?
- Любой построенный объект недвижимости сказывается на качестве жизни населения. Только за два года с момента присоединения территорий к Москве появилось 30 тыс. новых рабочих мест. Средняя заработная плата выросла примерно на 40% и составляет сегодня около 50 тыс. рублей - это три четверти от уровня средней зарплаты в Москве. Напомню, что до присоединения к столице средняя зарплата составляла на этих территориях лишь две трети этого уровня. На этот год поставлена задача создания еще 40 тыс. рабочих мест. Люди смогут работать в шаговой доступности от дома. За два года почти на 14,5% выросла численность населения этих территорий - с 235 тыс. до 270 тыс. человек. По нашим оценкам, всего в «новой Москве» к 2035 году будут проживать порядка полутора миллионов горожан и создадут около миллиона рабочих мест, то есть фактически все трудоспособное население получит возможность найти работу рядом с домом.
- Новые территории будут чем-то отличаться от «старой» Москвы?
- Мэром Москвы поставлена задача органично интегрировать новые территории в существующую среду мегаполиса. Мы не делим столицу на «старую» Москву и «новую», ведь город - это единый организм, а все его округа, районы - сообщающиеся сосуды. Важно достичь баланса между ними. Мы условно разделили присоединенные территории на три так называемых урбанистических пояса, где плотность застройки по мере удаления от границ «старой» Москвы будет уменьшаться. В первом поясе мы планируем плотность около 15 тыс. кв. метров на гектар, а ближе к Калужской области - не более пяти.
Сейчас основные трудовые ресурсы находятся в «старой» Москве. Если мы хотим оттянуть рабочие места из исторического центра, то должны обеспечить новые точки развития транспортной инфраструктурой. Сегодня прокладывать тоннели подземки далеко вглубь «новой Москвы» не имеет смысла. Именно поэтому 7 из 12 точек роста расположены в первом урбанистическом поясе. Да и зачем застраивать дальнюю территорию, где в основном леса? Мы уже приняли решение о строительстве парков - начиная от небольших, которые будут приближены к жилым районам и деловым центрам, и заканчивая крупными, куда смогут приезжать все москвичи.
- Что сегодня происходит в будущих точках роста?
- Наверное, активнее других развивается территория кластеров Румянцево и Мосрентген, где уже полным ходом строится огромный бизнес-комплекс «Комсити». Это концептуально новый для России формат «город в городе». Территория - 45 га, площадь 12 низкоэтажных зданий - 430 кв. метров, торговая галерея, зона обслуживания. Это десятки тысяч рабочих мест! Половину всего объема введут в эксплуатацию уже в текущем году. Кроме того, в этом году планируется провести туда ветку метро. Это будет продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная».
Мы приняли проект планировки территории площадью более 300 га в Коммунарке, где будет создан административно-деловой центр. Получится современный мини-город, в котором будет создано от 50 до 100 тыс. рабочих мест. Общая площадь застройки составит порядка 3 млн кв. метров недвижимости. Эти две территории на сегодняшний день наиболее проработаны. Если говорить про остальные, то в первую очередь идет развитие Троицка как наукограда, а также территории около аэропорта Внуково и других центров.
- Достаточно ли 12 точек роста в «новой Москве», чтобы действительно разгрузить исторический центр?
- Мы не только в «новой Москве» создаем точки роста, но и в старых границах. Как вы знаете, мы приступили к реорганизации промышленных зон, обладающих огромным градостроительным потенциалом. Что касается центра столицы, то там рабочие места, конечно, сохранятся. Но мы не планируем строить офисы и дальше: во всех европейских городах исторический центр - это культурное место, которое притягивает туристов.
- От чего зависят темпы развития точек роста?
- В первую очередь от привлечения частных инвестиций, учитывая, что земля в основном находится в собственности инвесторов. Город за свои средства развивает транспортную, инженерную, социальную инфраструктуры. Но даже и к этой работе стараемся привлекать частные инвестиции, чтобы нагрузка на бюджет была меньше. Сегодня около 100 инвесторов на той или иной стадии включаются в работу на новых территориях. Порядка 20 наиболее крупных компаний уже активно участвуют в реализации различных проектов.
- Вы упомянули о создании транспортного каркаса. Что он включает, какие проекты уже находятся в работе?
- Транспортная модель представляет собой развитую дорожную сеть, транспортно-пересадочные узлы, станции метро, легкорельсовый транспорт. Как я уже говорил, в этом году планируем ввести продолжение Сокольнической линии метро с тремя новыми станциями: «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Две последние находятся на присоединенных территориях. Приступили также к строительству продолжения Калининско-Солнцевской линии метро до станции в Рассказовке. Еще одну ветку построят китайские инвесторы, она пройдет от Третьего пересадочного контура до Коммунарки.
- На каких условиях они будут строить эту ветку? И каковы сроки реализации проекта?
- Как только ветка будет построена, китайские метростроители передадут ее в управление городу. Ее протяженность составит около 15 км, на ней планируется разместить 7 станций. Движение поездов на этой линии планируется запустить уже в 2017 году, а чтобы успеть ее построить, следует уже в начале 2015-го приступать к работам. До конца этого года необходимо завершить проектирование. По нашим подсчетам, строительство новой ветки обойдется китайским инвесторам ориентировочно в 2 млрд рублей. Чтобы они смогли окупить вложенные средства, мы даем им возможность возвести около 2 млн кв. метров различной недвижимости, в основном вдоль этой ветки метро.
- Каковы ближайшие планы в сфере дорожного строительства?
- В июле вводим две дороги. Одну - от деревни Саларьево до деревни Мамыри протяженностью 4,6 км, вторую - от деревни Рассказовка до поселения Московский длиной почти 3 км. Кроме того, приступили к реконструкции Центральной дороги в Коммунарке. Закончить ее хотим в течение полутора лет. Также на стадии проектирования большое количество других поперечных связок между основными магистралями - всего 12 объектов, которые мы планируем завершить до 2018 года.
Если говорить о более крупных проектах, то это, конечно, реконструкция Калужского шоссе, которое через несколько лет станет современной магистралью. В наших планах - повышение пропускной способности этой трассы с учетом будущего градостроительного развития «новой Москвы». Там предполагается увеличить полосность дороги, построить боковые проезды вдоль шоссе для обслуживания прилегающих территорий, а также несколько развязок. Реконструкция Калужки - это большой проект, который включает как комплекс работ на уже существующих участках, так и строительство новых. Мы нашли техническое решение, позволяющее избежать сноса застройки, вплотную примыкающей к магистрали: населенные пункты будет огибать дорога-дублер.
- А что будет через 30 лет? Какой вы видите более долгосрочную перспективу?
- Генеральный план развития столицы, который мы сейчас дорабатываем, учитывает перспективы до 2025 года. То есть мы четко понимаем, что предстоит сделать за 10 лет. Есть и второй уровень планирования, так называемый средний прогноз: с 2025 по 2035 год. По нашим примерным оценкам - за 20 лет будет вложено около 7 трлн рублей. Это как бюджетные деньги, так и средства инвесторов. Уже сегодня мы закладываем перспективные возможности строительства на последующие годы. Мы должны оставить транспортные коридоры под развитие территории в будущем. Например, при строительстве метрополитена. Калининско-Солнцевскую ветку можно будет продлить до Внуково, а ветку, которая придет в Коммунарку, - до Троицка. Кроме этого мы просчитываем перспективы и на 50 лет вперед. Точно так же, как это делают крупные азиатские мегаполисы. Скажем, в Сингапуре видят сценарий развития на полвека вперед. Мы обязательно прогнозируем динамику численности населения. По нашим оценкам, уже к 2035 году во всей Московской агломерации будет проживать порядка 25 млн человек. Исходя из этого разрабатываются и перспективы создания транспортного каркаса.
Александр Шибанов