Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Московская правда»: Инвестиции для мегаполиса

Темы в материале

Интервью с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

- На темы, касающиеся развития строительной отрасли столицы, мы с вами, Марат Шакирзянович, беседовали не раз. Задачи перед комплексом стоят огромные, причем объемы строительства постоянно увеличиваются и город не намерен их сокращать.

- Именно так. Напомню, что только в старых границах Москвы строительство идет более чем на 350 площадках, где сооружаются свыше 500 объектов, а всего развернуты работы по финансированию 887 объектов, которые находятся в стадии либо проектирования, либо строительства. До конца нынешнего года в столице в общей сложности должно появиться порядка 900 новых объектов различного назначения. В первую очередь продолжится строительство метро, объектов дорожно-мостового хозяйства и, конечно же, жилья и объектов социальной инфраструктуры.

- Но ведь такое масштабное строительство требует колоссальных вложений. Выдержит ли столичный бюджет?

- Ни одна страна мира сегодня и не идет по пути только бюджетного финансирования, и Москва в данном плане не исключение. За бюджетные деньги мы строим только те объекты, которые заложены в Адресную инвестиционную программу, и это в первую очередь те объекты, которые городу нужнее всего: за бюджетные деньги Москва возводит жилье для очередников, малообеспеченных семей, инвалидов, большую часть объектов социальной инфраструктуры, значительная часть бюджетных средств вкладывается в строительство метро, дорог, целого ряда других жизненно необходимых для столицы и жителей объектов. Но градостроительное развитие любого города, а тем более такого огромного, как наша столица, невозможно без привлечения внебюджетных источников финансирования. Сегодня в мире нет ни одного мегаполиса, который бы не привлекал инвесторов. И Москва в данном направлении действует очень активно, успешно конкурируя с мировыми столицами.

- Несмотря на то что три года назад власти расторгли тысячи инвестконтрактов?

- Были расторгнуты только те контракты, которые могли бы лечь на город и его инфраструктуру, особенно в исторической части Москвы, непомерным грузом и только усугубили бы и без того непростую дорожно-транспортную ситуацию.

Наводя порядок с инвестконтрактами, мы одновременно разрабатывали простые и понятные правила работы инвесторов на столичном рынке. Были ликвидированы лишние административные барьеры, введен электронный документооборот при согласовании проектов. Точно разъясняется инвестору, какой объем недвижимости он может в городе построить, а какой из него - продать. Но при этом главным инициатором развития территорий всегда выступает город. Поясню: мы ориентируем инвестора на объекты, которые нашему городу необходимы, в которых у москвичей есть потребность. Нам не нужно, чтобы инвестор просто построил жилую недвижимость, не обеспечив ее при этом необходимыми объектами социальной инфраструктуры.

Ведь люди, которые будут проживать в построенных жилых домах, должны иметь в шаговой доступности и детский сад, и школу, и поликлинику, иметь условия для занятий физкультурой и спортом. Только тогда можно говорить о жизни действительно в комфортном городе. Учитываем также и транспортную доступность участков, планируемых к застройке, предлагая инвестору поучаствовать в развитии и этого направления. К счастью, большинство инвесторов такой наш комплексный подход приняли. В итоге опасения, что все стройки в Москве остановятся, а город ждет стагнация, не оправдались. Количество компаний, желающих работать в столице, не только не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. Сейчас у нас, кстати, имеется не менее 30 компаний, портфель которых составляет 1 миллион квадратных метров недвижимости. Таким образом, мы стремимся, чтобы частный бизнес не просто вкладывал свои средства в строительство объектов, но и стал нашим надежным партнером в решении задач, связанных с градостроительным развитием Москвы.

- Такой подход к работе с инвестором, как я понимаю, применяется в первую очередь на присоединенных территориях? Кстати, что в глобальном смысле дает их развитие городу?

- Вовсе нет: новый комплексный подход к градостроительному развитию Москвы у нас единый для всего города, являющегося единым организмом. И при этом абсолютно неважно, где расположен тот или иной участок земли, которым заинтересовался потенциальный инвестор: на новых ли территориях, в старых ли границах города. Подход к работе с инвестором везде одинаков, по-другому быть не может. Что касается непосредственно развития территорий новой Москвы, то, несомненно, это один из наших колоссальных проектов, крупнейшая «точка роста» столицы. Территория ТиНАО площадью 148 тысяч гектаров обладает высочайшим градостроительным потенциалом на годы вперед. Для города развитие новой Москвы даст высокий экономический эффект, выражающийся прежде всего в дополнительных солидных доходах в бюджет за счет налогов от строительства там недвижимости и создания новых рабочих мест. А что такое дополнительные доходы в бюджет? Понятно, что в первую очередь возможность направить деньги на развитие социальной и транспортной инфраструктуры, увеличить зарплаты бюджетникам, иными словами - и дальше повышать уровень жизни москвичей. Кроме того, новые жилые кварталы ТиНАО будут обеспечены не только необходимой социальной и транспортной инфраструктурой, но и новыми местами приложения труда, причем большинство из них будет расположено в шаговой доступности от места проживания. Всего до 2050 года на присоединенных территориях запланировано построить порядка 100 млн квадратных метров недвижимости различной функциональной направленности, для чего потребуется более 200 млрд долларов инвестиций. В перспективе население нынешних Троицкого и Новомосковского округов составит ни много ни мало - полтора млн человек, для которых будет создано примерно миллион рабочих мест. Чтобы реализовать столь амбициозные планы, конечно же, необходимо концентрировать усилия органов власти, инвесторов и банков. Что, собственно, мы и делаем.

Кстати, уже сегодня большинство объектов социальной инфраструктуры в новой Москве возводится именно на средства инвесторов, проявляющих к этим территориям высокий интерес.

- Есть ли еще какие-либо масштабные столичные проекты, в реализации которых город предлагает поучаствовать инвесторам?

- Конечно, и не один. Например, это такой градостроительный проект мирового уровня, как «Москва-река», предполагающий реорганизацию 10 с лишним тысяч гектаров территории старой Москвы, входящей в зону влияния главной водной артерии столицы, которая должна стать настоящей живой осью города, подобной парижской Сене. Опыт других мегаполисов мира показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок, для отдыха. А мы в Москве привыкли, что у нас вдоль набережных идут автомобильные дороги, а доступ к реке отсутствует. Поэтому мы намерены частично отвести магистрали от реки, снять так называемый «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для всех.

Кроме того, эта территория обладает огромным градостроительным потенциалом, который до сей поры практически не использовался. Проект предусматривает комплексное преобразование территорий - как застроенных, так и незастроенных. И в настоящее время ведется активная работа и с инвесторами, и с собственниками участков земли, чтобы постепенно и продуманно войти потом уже непосредственно в строительный процесс.

Мы также активно привлекаем инвесторов к проекту по реновации промзон: уже сегодня ведутся работы на десяти площадках, крупнейшая из которых, как известно, - промзона ЗиЛа. Среди других крупных проектов - и освоение территорий, прилегающих к Малому кольцу Московской железной дороги, движение по которому мы планируем запустить уже в следующем году, и строительство «второго кольца» метрополитена (так называемого Третьего пересадочного контура), и реализация программы по строительству в столице транспортно-пересадочных узлов, и ряд других. И везде требуются серьезные градостроительные проработки и инвестиции в инфраструктуру.

- А как вы оцениваете в плане реализации городской инвестпрограммы минувший год?

- 2013 год был более чем успешным. Напомню, что по его итогам в Москве было введено 8,6 млн квадратных метров недвижимости, причем 85 процентов из этого объема - за внебюджетные деньги. Примерно аналогичные показатели (а возможно, и чуть выше) мы ожидаем и в этом году. Так вот: на строительство в прошлом году 8,6 млн квадратных метров недвижимости было привлечено около полутора триллионов рублей прямых инвестиций. На средства частных инвесторов были построены и введены в эксплуатацию 427 объектов общей площадью 7,2 млн квадратных метров, включая 2,5 млн квадратных метров жилья. Кстати, на состоявшейся недавно встрече с членами столичного клуба инвесторов мэр Москвы Сергей Семенович Собянин назвал 2013 год рекордным по объему освоенных инвестиций в столице.

- Судя по недавним решениям, московские власти намерены привлекать внебюджетные инвестиции и к строительству транспортной инфраструктуры, которая до сего времени финансировалась из городского бюджета?

- Во всем мире строительство таких объектов ведется, как правило, на средства частных инвесторов. Мы же пришли к этому недавно и в настоящее время только делаем первые шаги в данном направлении. И первой ласточкой станет строительство на концессионной основе Северного дублера Кутузовского проспекта. В черте города появится высокоскоростная магистраль протяженностью более 11 километров, которая пройдет от МКАД в район международного центра «Москва-Сити». Строительство ее будет вестись исключительно на деньги инвесторов, город же берет на себя выкуп и освобождение участков земли под строительство. Концессионер определится по итогам конкурса, которые подведут осенью этого года. В 2015 году планируется начать строительство.

- А к строительству московского метро город решил подключить средства китайских инвесторов?

- Во время пребывания делегации правительства Москвы во главе с мэром столицы С. Собяниным в Китае между нашей государственной компанией «Мосинжпроект», который выступает единым техническим заказчиком и генподрядчиком строительства московского метро, и Китайской железнодорожной строительной корпорацией и Китайским международным инвестиционным фондом был подписан меморандум о намерениях реализовать совместный проект по строительству в новой Москве линии метрополитена. Эта новая ветка необходима для обеспечения ускорения развития присоединенных территорий, особенно учитывая строительство административно-делового центра в Коммунарке, где разместится большое количество офисов, а соответственно, и появится много новых рабочих мест, для чего нужно обеспечить удобную доступность этой территории. Туда - в АДЦ «Коммунарка» - и протянется новая ветка метро. Китайцы намерены построить ее к 2017 году, для чего к работам приступить предстоит уже в будущем году. Так что за оставшиеся полгода нам совместно предстоит «собрать» всю экономическую модель. В настоящее время готовятся проекты планировки по маршруту будущей линии метро.

- А какова протяженность новой ветки, и сколько на ней будет построено станций?

- Первоначально на участке примерно в 15 километров предполагалось возведение шести станций: начальная «Улица Новаторов», расположенная на Третьем пересадочном контуре, далее - «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Мамыри», «Коммунарка» и в административно-деловом центре в Коммунарке - конечная станция «Столбово». Но после проведения трассировки новой линии было решено построить на ней еще одну станцию. Она может появиться на пересечении Калужского шоссе и МКАД в районе торгового комплекса «Славянский мир». Новая линия проектируется мелкого заложения, как и везде сейчас делается в периферийных районах. Скорее всего мы привлечем ограниченное число китайских специалистов: управленческий персонал, инженеров, специалистов по управлению тоннелепроходческими комплексами. А основной рабочий персонал будет представлен московскими метростроителями.

- Какова же сумма сделки?

На строительство линии метро планируется потратить порядка двух млрд долларов США. Кроме того, чтобы китайцы смогли окупить вложенные инвестиции, мы предлагаем им построить вблизи станций метро этой ветки объекты жилой и коммерческой недвижимости объемом 2 млн квадратных метров.

- Получается, что после завершения строительства эта ветка метро не станет собственностью китайских инвесторов?

- Не станет. Новую ветку метро передадут на баланс столицы, и эксплуатировать ее, как и все остальные ветки, будет Московский метрополитен.

- Раз уж зашла речь о Китае: помимо строительства метро, что еще полезного почерпнула столичная делегация в ходе визита в Поднебесную?

- Мы ознакомились в Китае с их опытом строительства транспортной инфраструктуры в целом, и он для нас может быть в свою очередь полезным. Во-первых, это относится к механизму финансирования. У нас, например, на 95% программа формируется за счет бюджетных ассигнований, а в Китае строительство во многом ведется на средства инвесторов. В Шанхае, например, 58 процентов денег в строительство транспортной инфраструктуры составляют частные инвестиции, а в Гонконге строительство дорог полностью обходится без участия бюджета. Привлекать инвесторов к строительству объектов транспортной инфраструктуры мы начинаем, как я уже говорил, и в Москве, ведь это выгодно как городу, который сможет направить больше бюджетных средств на реализацию различных социальных программ, так и инвестору, получающему очевидную коммерческую выгоду от реализации таких масштабных проектов. Поразили в Китае, конечно же, темпы строительства подземки: строительство шанхайского метро началось всего 21 год назад, а протяженность его линий уже сегодня составляет целых 538 километров! При этом протяженность, к примеру, нашего московского метро, насчитывающего почти 80-летнюю историю, - чуть более 320 километров. По производительности труда китайцам, похоже, действительно нет равных!

- Но ведь Москва в таких объемах, как сегодня, метро никогда не строила?

- Действительно, за последние три года темпы строительства столичного метро выросли в разы. Мы, как известно, приняли масштабную программу развития метрополитена до 2020 года, согласно которой протяженность нашего метро увеличится на 160 километров, а число станций - на 79. Только за последние 3 года мы ввели 25,6 километра линий метро и 12 новых станций.

- В строительство и реконструкцию какой еще недвижимости хотел бы вкладывать свои деньги бизнес?

- В строительство гостиниц. К властям Москвы регулярно обращаются мировые гостиничные сети с просьбой оказать им содействие в подборе площадок, и мы практически всем даем «зеленый свет». Москва - многомиллионный столичный мегаполис, город богатой истории и культуры, центр притяжения туристов со всего света, но при этом обеспеченность гостиничными номерами у нас намного ниже, чем в других мировых столицах. Ежегодно мы открываем 2 - 3 тысячи номеров, а чтобы достичь уровня, например, Берлина, ежегодно надо открывать не меньше 5 тысяч. К тому же гостиницы в Москве очень дорогие. Если же увеличить объемы гостиничного фонда, появится конкуренция, и цены естественным образом начнут снижаться. Таковы законы рынка. Так что предпринимателям, которые решат начать в Москве гостиничное дело, мы говорим «Добро пожаловать!» Кстати, мы намерены привлекать инвесторов не только к строительству новых гостиниц, но и к реконструкции старых, а также к переоборудованию под гостиницы, к примеру, домов-«книжек» на Новом Арбате, которые уже давно и внешне не красят магистраль, и внутри там все обветшало. Недавно к нам обратились две крупные компании из Турции и Китая, готовые провести в зданиях реконструкцию и открыть там отели.

Интересуются инвесторы и строительством в столице парков развлечений, что также нужно городу для формирования инфраструктуры отдыха и развлечений, которая до сего времени в Москве была слабо развита. А ведь парки развлечений могут стать привлекательными точками притяжения как москвичей, особенно наших юных горожан, так и гостей столицы. Этим летом в Москву приедет глава одной из крупнейших китайских корпораций, занимающихся строительством гостиниц, парков и аттракционов. Он намерен обсудить вопрос строительства парков развлечений у нас в городе, возможность выбрать под это площадку. Еще один инвестор выразил желание подготовить проект парка аттракционов на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Кстати, проблем добраться до этого парка не будет, так как там уже сейчас разрабатывается транспортная схема с учетом станций метро «Аннино» и «Лесопарковая».

- Марат Шакирзянович, многих москвичей интересует судьба спорткомплекса «Олимпийский». Как известно, 23 мая состоялся аукцион по приватизации городского пакета акций спорткомплекса. И по цене 4 млрд 672,5 млн рублей «Олимпийский» стал частной собственностью. Не закроет ли он свои двери для москвичей?

- Спешу успокоить читателей: спорткомплекс «Олимпийский» по-прежнему будет доступен горожанам. Закрывать его никто не собирается. Но прежде всего спорткомплексу предстоит пройти масштабную реконструкцию.

При этом новый владелец не намерен значительно перестраивать спорткомплекс, а главное, он не будет менять его предназначение: «Олимпийский» останется спортивным объектом. Более того - спорт будет только развиваться, а также будут созданы все необходимые условия для того, чтобы объект смогли посещать и люди с ограниченными физическими возможностями. 

Нина Баталова

«Московская правда»