timelapse

Юлиана Княжевская: «Москве требовалось сменить градостроительный курс»

Темы в материале

Юлиана Княжевская о приоритетных градостроительных проектах, «архсоревновании» и здоровой конкуренции в профессиональной среде

О том, как формируется архитектурный облик города, какие проекты сегодня приоритетны, что обсуждает профессиональное сообщество архитекторов и в чем суть законодательных реформ в данной сфере, корреспонденту «МП» рассказала председатель столичного Комитета по архитектуре и градостроительству Юлиана Княжевская.

​- Какие, на ваш взгляд, основные городские проблемы современной Москвы?

- Известно, что учиться лучше на чужих ошибках. К сожалению, Москва в своем развитии не смогла избежать негативного опыта, который был у большинства крупных городов. И в результате мы получили те же самые проблемы, что и другие мегаполисы: не всегда востребованные миллионы квадратных метров недвижимости, транспортный коллапс и нарастание определенного дискомфорта в этой сфере.

Очевидны проблемы однообразия, поскольку в Москве до сих пор значительную часть нового строительства составляет панельная застройка. Безусловно, существует вопрос неэффективного использования земельных ресурсов. Поэтому те стандарты, которые разработала Москомархитектура совместно с другими городскими структурами, отвечают новым требованиям городской политики и тем задачам, которые перед нами ставит мэр Сергей Собянин. Это повышение качества жилой среды, ее безопасность и комфорт.

- Бытует мнение, что архитектура подчиняется условиям рынка. Какие сегодня в столице приоритетные проекты?

- Приоритетными я бы назвала ряд крупных комплексных градостроительных проектов, подготовкой которых занималась Москомархитектура, - это территория парка «Зарядье», площади бывшего завода «ЗИЛ»стадион «Лужники». И, конечно, особо можно выделить масштабный, безусловно, повлиявший в целом на восприятие города проект развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

Помимо этого мы продолжаем разработку проектов в сферах транспортной инфраструктуры - метродорог, наземного транспорта, гражданского строительства, объектов социального назначения, инженерного хозяйства и прочих, которые мы традиционно выполняем. Собственно, все являются важными, каждый для своей отрасли, будь то образование, здравоохранение, транспорт или что-то еще. Просто самые масштабные, самые заметные - это объекты транспортной инфраструктуры: развязки, дороги, эстакады

Отдельное направление - реформирование законодательства в области градостроительства. Принципиально усовершенствована система предоставления Комитетом государственных услуг: появилась возможность принимать обращения заявителей в электронном виде. Рынок диктует свои условия, но с принятием ряда постановлений, регламентирующих деятельность в области архитектуры, благоустройства, Москомархитектура и профильные городские организации получили возможность непосредственно влиять на формирование архитектурного облика Москвы и городской среды.

- Вам нравится современная Москва?

- Да, конечно! Это город, в котором я родилась, училась, выросла и работаю. Все те колоссальные изменения, которые мы видим, стремительное развитие Москвы является подтверждением того, что столица - динамично развивающийся город. И чтобы все это стало возможным, нужно было менять градостроительный курс несколько лет назад. Этого требовала сама логика развития современного мегаполиса - необходимость использования резервов промзон, прибрежных территорий, решения проблемы спальных районов. Много над чем нам нужно работать, но я думаю, наша столица будет меняться только в лучшую сторону. Я вижу это и с профессиональной точки зрения, и как житель города.

- Что вы в целом можете сказать об историческом наследии Москвы? 

- Самое важное, на мой взгляд, сохранить дух и облик столицы и этих зданий в полной мере, чтобы проведенные реконструкции, реставрации, перепланировки помогли им достойно выглядеть и продолжать служить людям. Именно эти принципы лежат в основе подхода города к вопросам решения дальнейшей судьбы всех исторических зданий в Москве.

- Как складываются отношения Москомархитектуры с профессиональным архитектурным сообществом? 

- Москомархитектуре с архитектурным сообществом необходимо поддерживать тесные деловые отношения и вести диалог, в котором были бы отражены наиболее острые вопросы, проблемы, требующие совместных решений. Нам необходимо формировать и вести диалог в рамках рабочей профессиональной группы, состоящей из представителей сообществ, разных институций, которые формируют общее профессиональное мнение, идеологию. Необходимо продолжать рассматривать предложения по корректировке нормативной базы, тему соблюдения авторских прав архитекторов, а также совместно уделять внимание вопросу создания благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров.

- В столице проводится много архитектурных конкурсов. На ваш взгляд, это повышает качество архитектуры? 

- Как и большинство моих коллег, я придерживаюсь мнения, что архитектурные и градостроительные конкурсы - один из самых действенных инструментов повышения качества архитектуры и городской среды в целом. Конкурсы проводятся на объекты самого разного масштаба - от зданий в целом до фасадов и даже отдельных элементов зданий.

Я считаю, что такое «архсоревнование» автоматически повышает здоровую конкуренцию в профессиональной среде, а это, в свою очередь, помогает архитекторам разрабатывать уникальные проекты и зачастую даже выдвигать принципиально новые идеи в градостроительстве. Большое значение конкурсы имеют и для молодых архитекторов, которые, участвуя в соревновании, могут заявить о себе как о талантливых профессионалах.

- Строители сегодня часто сетуют на то, что строить в Москве становится все сложнее. Это действительно так?

- Несмотря на то, что кризисные явления в экономике затронули многие области жизни, строительная отрасль в Москве держится достойно, и основные показатели остаются примерно на докризисном уровне. Так, например, реновация промзон привлекает инвесторов стабильно, потому что это огромный градостроительный потенциал для развития города в старых границах. Еще один пример - строительство транспортно-пересадочных узлов. И таких проектов сегодня много.

- Какой вы видите архитектуру будущего?

- Я надеюсь, в ближайшем будущем мы реализуем начатые проекты, которые уже позволят заговорить о Москве как о городе с яркой, современной архитектурой. Перед нами стоят задачи масштабного развития общественного транспорта, территорий «новой Москвы». Работы очень много, но, я думаю, самое важное, что городом сегодня заданы правильное направление и верные приоритеты - это, прежде всего, забота о жителях и гостях столицы, комфортная городская среда, комплексное развитие территорий, строительство достаточного количества объектов инфраструктуры, качественное современное проектирование.

 Юлия Юдина

«Московская перспектива»

Другие материалы по теме