timelapse

Юсуке Хаяно: «Пекин-2050 станет городом плавающих небоскребов»

Москва прямо у стен Кремля строит новый парк «Зарядье» с ледяной пещерой, заливными лугами, территорией северного ландшафта, степью и лесом. Его площадь составит почти 14 гектаров. Но похоже именно столица КНР сможет войти в Книгу рекордов Гиннеса как мегаполис с крупнейшей в мире парковой зоной в центре города: к 2050 году архитекторы обещают превратить площадь «Небесного спокойствия», где проходят политические демонстрации, в 44 гектара зеленого оазиса.

На звание города будущего Пекин сможет претендовать и своим «плавающим островом» небоскребов, которые как грибы вырастут над его центральным деловым районом. О всех подробностях этого проекта партнер MAD Architects Юсуке Хаяно, один из авторов концепции «Пекин 2050», рассказал порталу Стройкомплекса во время своего визита в Москву на VI Московский урбанистический форум.

ЮСУКЕ ХАЯНО НА МОСКОВСКОМ УРБАНИСТИЧЕСКОМ ФОРУМЕ-2016

- Господин Хаяно, пожалуйста, расскажите о концепции проекта «Пекин 2050».

- Столицу Китая решено было развивать и после Олимпийских игр 2008 года, к которым он уже заметно преобразился, но еще не завершил свою трансформацию. Мы задумались о том, каким город станет к 2050 году, ведь если разобраться, то для мегаполиса 40 лет это не такой большой срок, это наше с вами обозримое будущее.

В план развития Пекина мы заложили три аспекта: урбанистический, архитектурный и социальный, поэтому и планируется создать три мега-проекта, которые будут отвечать этим критериями. Это и новый бизнес-район, даун-таун квартал для комфортного проживания.

Но сердцем этого проекта станет парковая зона рекреации Кейамо-Плаза, куда люди смогут приходить отдыхать. Парк планируется разместить на территории площади Тяньаньмэнь, которая сейчас имеет большое политическое значение. Здесь проходят военные парады и демонстрации, но мы думаем, что со временем площадь должна превратиться в народный парк.

Территория площади Тяньаньмэнь (дословно «Врата небесного спокойствия») занимает 440 тыс. кв. метров, она может одновременно принять 1 млн человек.

Тяньаньмэнь была свидетелем многих изменений в КНР, она отражает эволюцию духа нации. Однако к 2050 году Китай станет зрелым и демократическим, поэтому такое пространство для массового политического сбора и шествия войск уже не будет необходимым.

Когда площадь лишится своей политической функции, эта земля может превратиться в сад или парк. Он протянется до самого озера Чжуннаньхай (искусственное озеро в Пекине, рядом с дворцовым комплексом китайских императоров «Запретный город», по берегам водоема расположены резиденции высших органов управления КНР. - Прим. ред.). А внутри «ландшафтной горы» может быть скрыт национальный театр.

К 2050 году такое огромное пространство площади Тяньаньмэнь в самом центре Пекина превратится в самую большую зеленую зону. И сейчас в нашем городе существует довольно много свободного пространства, которое, к сожалению, не является публичным.

- Что за «плавающие здания» вы предлагаете построить в Пекине?

- Уже сейчас Пекин сталкивается с проблемой перенаселения. Мы задумались, каким должен быть густонаселенный город будущего в Китае и предложили концепцию «плавающего города» над центральным деловым районом Пекина. Это будут здания, которые над одними небоскребами нависают, а с некоторыми связаны. Нужно не просто чеканить здание вверх, а развивать его по горизонтали. В таких зданиях могут размещаться бизнес-центры, театры, рестораны, библиотеки, выставки, спортивные залы, зоны отдыха и рекреации.

Это предложение совершенно по-новому организовать городское пространство.

- Можно ли считать Ваш проект Пекин 2050 – универсальным рецептом по созданию комфортного мегаполиса будущего?

- Развитие современных мегаполисов, особенно в Азии, очень стремительно, но, к сожалению, многие города просто копируются с западных, забывая про местные особенности. В проекте «Пекин 2050» мы учитываем и численность населения (более 21 млн человек. – Прим. Ред.), и географию. Китай пытается не просто копировать чей-то опыт, а создает свой проект, который решит многие актуальные проблемы конкретного мегаполиса.

Все города имеют схожие черты, но у каждого есть свои особенности, связанные с географией, культурой, традицией, историей. Сейчас намечается тенденция в развитии мегаполисов, когда в расчет берутся только общие положения, такие как транспорт, функциональное зонирование, планирование, потому что это легко контролировать. Но при этом нельзя забывать о социальной сфере, о людях, традициях и культуре.

Например, сейчас здесь сидят люди в тени (интервью проходило на Манежной площади в Москве. - Прим. Ред.), пьющие воду или зеленый чай. Если бы мы сейчас находились в Пекине, люди вели бы себя иначе и возможно искали другое место для того, чтобы порелаксировать.

Поэтому универсальный рецепт для мегаполисов будущего в том, что необходимо учитывать не только общее между городами, но и особенности каждого: местность, ментальное восприятие пространства людьми, традиционные уклады города, его истории. Только так можно достичь комфорта в городе.

Также при планировании застройки нужно учитывать, что старые города становятся не очень пригодными для жизни современного человека, поскольку сознание и ментальность людей тоже меняются с течением времени.

Для нас критерием качества проекта «Пекин 2050» стало то, что наш проект устойчивый, гибкий, удобный для людей. Он учитывает все факторы развития города в комплексе - от экологии до экономики.

- Но все же любой мегаполис, не может не заострить свое внимание на проблемах транспорта. Как не допустить транспортного коллапса в многомиллионном городе и, в то же время, позволить людям свободно передвигаться?

- Я считаю, что нужно двигаться в сторону создания удобных пересадок между различными видами транспорта. В Пекине мы хотим сформировать новый принцип организации жизни в городе, то есть дать людям возможность жить ближе к месту работы или учебы. Это сделает транспортные потоки в городе намного короче.

- Пекин расположен на равнинной территории, где нет большой реки, как, например, у Москвы. Но если бы вы разрабатывали проект «города на воде», какие основные принципы легли бы в его основу?

- Мне кажется, что города, в которых есть реки, имеют очень сильную связь между собой. Например, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Москва и Шанхай. В последнем, кстати, достаточно развита речная транспортная система, это делает город очень мобильным.

Исторически в большинстве случаев река находилась перед городом, но с развитием других видов транспорта и постепенной застройки вода оставалась позади или, как в случае с Москвой, в центре. И сейчас у любого города на воде появляется много возможностей развить прибрежные территории, создавая новые места для отдыха и развлечений на берегу. Также нужно подумать о связи набережных с разных точек зрения, чтобы создать удобную и динамичную систему, связывающую прибрежные части реки с городом и друг с другом.