Строительная отрасль столицы успешно справляется со всеми вызовами. Несмотря на непростую ситуацию в экономике, санкционное давление, она продолжает динамично развиваться, успешно преодолевая все трудности. Строительство не останавливается, а темпы и объемы ввода недвижимости растут.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв рассказал «Инженерным сооружениям» об итогах года, планах и задачах на перспективу.
– Андрей Юрьевич, в 2022 году Стройкомплексу Москвы пришлось работать в условиях санкций. Как это повлияло на реализацию ключевых проектов?
– К трудностям нам не привыкать – они только закаляют и мотивируют. Яркие тому примеры – кризис 2014–2015 годов, а также недавняя пандемия коронавируса, когда мы вопреки негативным прогнозам демонстрировали не спад, а рост темпов и объемов строительства.
Так происходит и сегодня. Мы не остановили ни одной стройки, не сократили инвестиции ни в одну городскую программу, оперативно приняты меры поддержки отрасли.
Например, когда у банков появились сложности с оборотными средствами, на федеральном уровне были внесены поправки в Федеральный закон №44, позволившие регионам вносить изменения в ранее заключенные контракты. И город смог увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30 до 50–70%. В итоге ни удорожание стройматериалов, ни сложности с логистикой на темпах строительства не сказались. Напротив – стройка активизировалась, а это важно, ведь любое замедление ведет к удорожанию проектов.
– Какой объем недвижимости введен в Москве с начала года?
– С января сдано в эксплуатацию почти 12,2 млн кв. метров недвижимости. Таким образом, мы уже сегодня ввели на 40% больше недвижимости, чем планировали за весь год (8,5 млн кв. метров). Перевыполнены и объемы ввода жилья: при годовом плане около 4,5 млн кв. метров сдано более 6 млн «квадратов».
При этом для города очень важно, что мы по-прежнему придерживаемся принципа комплексности застройки: в шаговой доступности от новостроек возводится социальная инфраструктура.
Так, в этом году сдано в эксплуатацию 13 объектов социально-реабилитационного и лечебно-оздоровительного назначения, 31 детский сад, 19 школ и блоков начальных классов, 19 спортивных сооружений и шесть объектов культурно-просветительского и рекреационного назначения. Такой подход позволяет создать максимально комфортные условия для жизни в Москве.
Перевыполнены и планы ввода коммерческой недвижимости. С января сдано 19 административно-деловых комплексов, что втрое больше запланированного, 14 промышленно-производственных объектов вместо двух запланированных, 17 объектов торгово-бытового назначения вместо намеченных четырех.
Также ввели 10 объектов коммунально-складского назначения при плане шесть, 19 сооружений жилищно-коммунального назначения вместо намеченных семи, а также 16 гостиниц при плане четыре.
Все это точки экономического роста, где формируются рабочие места. И нас очень радует, что, несмотря на санкции и прочие трудности года, более 85% всей введенной недвижимости составляют инвесторские проекты.
– В Москве утверждена Адресная инвестиционная программа (АИП) на 2023–2025 годы. Какие ключевые объекты в нее входят?
– АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики, определенные мэром Сергеем Собяниным еще в 2011 году. В 2023–2025 годах планируем ввести свыше 750 объектов с учетом домов по реновации.
Адресная инвестиционная программа
Адресная инвестиционная программа (АИП) определяет, какие объекты построят в Москве за счет бюджета города.
С помощью АИП распределяются расходы столичного бюджета на финансирование мероприятий государственных программ на очередной финансовый год и плановый трехлетний период.

Назад
АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные в 2011 году. В трехлетний период 2024-2026 годов планируется построить и ввести свыше 760 городских объектов с учетом возведения домов по реновации.
Финансирование АИП в 2024-2026 годах запланировано в объеме 2,73 трлн рублей, в том числе: 2024 год – 903,4 млрд рублей, 2025 год – 931,8 млрд рублей, 2026 год – 895,2 млрд рублей.

Назад
Развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом Адресной инвестиционной программы как по объему затрачиваемых средств, так и по ожидаемым результатам.
В 2024-2026 годах планируется ввести 35 км линий, 17 станций и одно электродепо метрополитена. Будут построены первые участки Троицкой и Рублёво-Архангельской линий, развернется создание Бирюлёвской ветки.
В этот период планируется ввести 265,5 км дорог, 71 искусственное сооружение (мостов, тоннелей, эстакад) и 50 пешеходных переходов.
Завершится формирование Московского скоростного диаметра. Также среди знаковых объектов: пешеходные мосты через Нагатинский затон и в районе Сити, велопешеходный мост через Яузу, участок набережной Москвы-реки в Нагатинской пойме, Карамышевская набережная.

Назад
В 2024-2026 годах намечено завершить строительство более 307 новых социальных учреждений и объектов обеспечения безопасности граждан, среди них: 166 детских садов и школ, 26 объектов здравоохранения, 35 объектов культуры и парков, 47 спортивных сооружений.
Среди них:
- многопрофильный лечебный комплекс Детской городской клинической больницы св. Владимира;
- спорткомплекс на улице Москворечье;
- корпуса нового кампуса МГТУ им. Баумана.
Будет проведена реконструкция Дворца спорта «Лужники» и кинотеатра «Полярный», реставрация нескольких исторических павильонов ВДНХ. Завершится строительство Национального космического центра.

Назад
Для реализации городских жилищных программ в 2024-2026 годах планируется построить 6,5 млн кв. метров жилья, в том числе по реновации.
Наряду со строительством жилья, в кварталах реновации будет продолжено возведение социальной инфраструктуры: школ, детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов будет создаваться комфортная городская среда, включающая благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный общественный транспорт.

Назад
Один из основных разделов программы включает возведение объектов социальной инфраструктуры, культуры и досуга. В течение трех лет намечено построить и сдать в эксплуатацию 62 детских сада и школы, 14 объектов здравоохранения, 27 спортивных сооружений, 30 парков, объектов культуры и культурного наследия, завершить строительство кампуса МГТУ имени Баумана.
Крупнейшим разделом АИП по объему выделяемых средств и ожидаемым результатам по-прежнему является развитие транспортной инфраструктуры, и в первую очередь – метрополитена. В течение трех лет планируем ввести 38,9 км линий, 18 станций и два электродепо.
Помимо продления Солнцевского радиуса до аэропорта Внуково, Сокольнической линии – до «Потапово», Люблинско-Дмитровской – до района Северный, завершим первый этап строительства Троицкой линии, а также развернем работы по сооружению двух новых веток – Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской.
Будем вести работы и по строительству станций метро «Суворовская» и «Гольяново».
– Сегодня в центре внимания завершение реализации проекта Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Когда она откроется для пассажиров?
– БКЛ – мегапроект, аналогов которому нет в мире. Большое кольцо позволит разгрузить центральную часть метрополитена на 25–30%, а пассажиры смогут пересаживаться на нужные им радиальные ветки, не доезжая до центра города, что сэкономит им ежедневно более получаса времени в пути.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
БКЛ готова на 98%. Уже осуществлен технический пуск северо-восточного отрезка БКЛ от «Савёловской» до «Электрозаводской», где расположены три новые станции – «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». Этот участок – один из самых сложных в истории московского метростроения. Также состоялся пробный пуск южного участка от «Каховской» до «Каширской».
Работы на четырех станциях отрезка кольца от «Каширской» до «Нижегородской» сейчас завершаются, до конца года мы планируем провести технический пуск и этого участка.
Завершается строительство двух электродепо, которые будут обслуживать подвижной состав БКЛ. Открыть все три участка для пассажиров планируем одновременно уже в первом квартале 2023 года.
– Москвичи и жители пригородов вот уже три года пользуются двумя маршрутами Московских центральных диаметров. Строятся ли новые платформы и какие работы ведутся на будущих МЦД-3 и МЦД-4?
– Московские центральные диаметры – важнейший транспортный проект столицы и Подмосковья, имеющий агломерационное значение. Фактически мы получаем новое наземное метро, которое объединяет формат пригородных электричек и столичной подземки.
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
Назад
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда

Назад
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
17 августа 2023 года открыли движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А 9 сентября запущен МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Назад
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров;
- плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении;
- «теплые» поручни;
- системы обеззараживания воздуха;
- предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло;
- адаптированы для маломобильных пассажиров - надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Назад
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры смогут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75%.
МЦД разделены на три тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Назад
Такие мегапроекты, связанные с железными дорогами, разгружают автомобильные дороги, делают экологию московского региона лучше и в целом очень выгодны.
За прошедшие годы на МЦД реконструировано и построено 35 станций. Только в этом году для пассажиров открылась новая островная платформа МЦД-2 Площадь трёх вокзалов, теперь путь от метро «Комсомольская» до МЦД стал в три раза быстрее и составляет три минуты.
Введена в эксплуатацию платформа Окружная МЦД-1, где сформирован крупнейший транспортно-пересадочный узел на севере города, объединивший одноименные железнодорожные станции МЦД-1, Московского центрального кольца и метро, а также «Аэроэкспресса» в аэропорт Шереметьево.
Активизировано строительство двух новых диаметров – МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Киевско-Горьковский».
С начала года на МЦД-4 построено два остановочных пункта – Минская и Печатники, реконструированы платформы Толстопальцево и Мещерская. Завершилась модернизация станции Переделкино.
Сейчас ведется масштабная реконструкция железнодорожной и пассажирской инфраструктуры на участках от Звенигородского шоссе до Савёловского вокзала, от Марьиной Рощи до Площади трёх вокзалов, от Площади трёх вокзалов до Нижегородской.
Продолжается строительство ветки между Киевским и Смоленским направлениями МЖД, реконструкция Митьковской соединительной ветки между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением МЖД. Маршруты МЦД-3 и МЦД-4 планируется запустить к концу будущего года.
– Каковы планы по дорожно-транспортному строительству на ближайшие годы?
– Темпы строительства и ввода дорог и искусственных сооружений – тоннелей, мостов, эстакад – по-прежнему будут высокими, ведь расширение и модернизация улично-дорожной сети являются одними из главных способов решения транспортных проблем мегаполиса, особенно учитывая ежегодный прирост автомобилей.
Сегодня основные усилия мы сосредоточили на создании системы хордовых магистралей, которые позволят автомобилистам пересекать город, не сворачивая на «кольца», снимут напряжение с основных трасс.
Флагманский проект – московский скоростной диаметр. МСД объединяет Северо-Восточную хорду, последний участок которой в границах МКАД от Ярославского до Дмитровского шоссе мы ввели в сентябре, и Юго-Восточную хорду.
Сейчас строительство хорды, являющейся южным отрезком диаметра, в самом разгаре. Завершить все работы планируем до конца 2023 года.
Хочу подчеркнуть, что по своим масштабам проект МСД сопоставим с МКАД и ТТК. Благодаря запуску скоростного диаметра улучшится связность более 40 районов с населением свыше 5 млн человек.
Кроме того, планируем закончить реконструкцию еще трех развязок на МКАД – на пересечении с улицей Липецкой, Алтуфьевским шоссе, улицами Верхние Поля и Капотня.
С 2023 по 2025 год в Москве будет построено 216,5 км дорог, 72 искусственных сооружения и 49 пешеходных переходов.
– Каковы темпы реализации программы реновации?
– Программа продолжает набирать обороты. С начала ее реализации в столице построили 227 домов, 209 из них уже переданы под заселение.
Сейчас в городе идет переселение 98,9 тыс. москвичей из 583 старых зданий. Из них 85,4 тыс. горожан уже получили новое жилье. Еще 164 дома возводится и 225 проектируется.
Программу реновации жилья утвердил мэр Москвы Сергей Собянин 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение более 350 тыс. квартир.
Это не просто снос ветхого жилищного фонда, но и переселение москвичей в новые дома, в квартиры с качественной отделкой.
Жители переезжают в новостройки в том же районе, за исключением ТиНАО и ЗелАО, где переселение ведется в пределах округов. За дополнительную плату можно получить квартиру большей площади.
В программу включено 5176 домов. Список стартовых площадок состоит из 837 адресов.

Назад
Переселение проходит в три этапа (в зависимости от хода работ сроки могут меняться):
- 1 этап – 2020-2024;
- 2 этап – 2025-2028;
- 3 этап – 2029-2032.
Назад
Город делает все возможное, чтобы участники программы смогли как можно быстрее переехать в новые квартиры, поэтому список стартовых площадок регулярно пополняется. Некоторые участки под застройку предлагают сами жители.
Жилье по реновации возводят как на специально подобранных территориях и на месте сноса ранее расселенных домов, так и на участках, реорганизуемых по программе комплексного развития территорий (КРТ).

Назад
Размеры жилых комнат – не меньше, чем в старых домах, при этом площади кухни, санузла, прихожей и балкона, как правило, больше.
В каждой квартире предусмотрены изолированные комнаты, просторный коридор, большая кухня и раздельные санузлы.
Улучшенная отделка «под ключ», выполненная по единому стандарту, включает:
- деревянные межкомнатные двери в спальню, гостиную и кухню;
- металлическую входную дверь;
- деревянные окна (или из ПВХ) с москитной сеткой;
- отделку стен комнат, кухни, прихожей и коридора обоями под покраску;
- покраску потолков латексными акриловыми красками;
- полы из ламината со звукоизоляционной подложкой в жилых комнатах и прихожей, на кухне - керамогранит или ламинат;
- напольный ПВХ плинтус с кабель-каналом;
- на кухне – «фартук» во всю длину рабочей зоны, раковину из нержавеющей стали;
- люстры и розетки в комнатах, кухне, коридоре, санузлах;
- в санузлах подвесной потолок, керамическую плитку, белую стальную ванну, белую керамическую сантехнику (раковину и унитаз), полотенцесушитель, водостойкий светильник;
- застекленный балкон.

Назад
Дворы превращаются в удобные для жизни пространства с палисадниками и скверами, велодорожками, подземными парковками.
В прогулочных зонах устанавливают фонари, лавочки и урны, разбивают клумбы, высаживают деревья и кустарники. В новых кварталах найдется место и для тихого отдыха, и для активных занятий спортом.
На детских площадках для безопасности укладывают резиновое покрытие, устанавливают игровые комплексы, качели, песочницы, горки, лабиринты.
В спортивных зонах размещают гимнастические комплексы и тренажеры. Для выгула собак предусмотрены отдельные площадки.

Назад
Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
- консультирует граждан по вопросам программы реновации;
- организует тематические приемы жителей, проводимые совместно с органами исполнительной власти города Москвы и Фондом реновации;
- отвечает на вопросы горожан по телефону горячей линии;
- проводит независимую проверку проблемных ситуаций и вопросов в рамках общественного контроля;
- оказывает поддержку гражданам по вопросам реализации программы при взаимодействии с органами исполнительной власти Москвы.
Прием граждан ведется по адресу: Лихов пер., д. 3, стр. 1 еженедельно по вторникам и четвергам с 9.00 до 20.00 по предварительной записи.
Телефон для записи на прием: +7 (495) 548-20-80 (вход в здание осуществляется по паспортам).
Телефон горячей линии: +7 (495) 548-20-80, 09:00 - 20:00, пн-пт, без перерыва.
E-mail: renovation@shtab.opmoscow.ru
Назад
Только в 2022 году подобрано 35 новых стартовых площадок с потенциалом строительства около 708 тыс. «квадратов» недвижимости. Новостройки появятся в 26 районах. Таким образом, общее количество территорий под возведение домов по программе достигло в Москве 565, что позволит ввести 9 млн кв. метров жилья и инфраструктуры.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы не только не затормозили программу, но и активизировали ее – только в этом году под заселение передано 56 жилых домов.
Новостройки появились во всех округах. Наибольшее количество сдали на севере и юго-западе столицы.
Каждый дом возведен по индивидуальному проекту с учетом расположения, архитектурных особенностей и нужд жителей района. Перед вводом в эксплуатацию все здания проходят комплексную проверку Мосгосстройнадзора.
Важно, что программа реновации формирует совершенно иную городскую среду с более высокими стандартами. В шаговой доступности от жилья люди получают социальную и транспортную инфраструктуру, а также разные услуги и сервисы на нежилых первых этажах новостроек, благоустроенные дворы, озелененные территории.
– В Москве в последние годы реализуется крупный проект по редевелопменту бывших промзон. Сколько недвижимости ввели на этих территориях в 2022 году, какие из них развиваются наиболее интенсивно?
– Бывшие промзоны остаются площадками градостроительного и экономического роста, причем в удобных и доступных локациях. На этих территориях реализуется много проектов, что обеспечивает хороший ввод недвижимости.
С начала года здесь сдано в эксплуатацию 87 зданий площадью 3,58 млн кв. метров. Среди введенных объектов – 48 домов жилой площадью 1,7 млн «квадратов».
При этом большие территории позволяют реализовывать масштабные проекты комплексной застройки с достаточным количеством объектов социальной и коммерческой инфраструктуры. В этом году на территориях бывших промзон возведено восемь детских садов, школ и поликлиник, а также 12 комплексов офисно-делового и торгового назначения. Лидерами по вводу недвижимости в этом году стали территория бывшего Тушинского аэродрома, промзона №56 «Грайвороново» и №27 «ЗИЛ».
Продолжается реновация промзон «Серп и Молот», «Октябрьское поле», «Соколиная гора», «Руднево» и других.
Начинается освоение новых площадок. Например, в этом году стартовал проект в промзоне №36 «Красный строитель». А в декабре мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о комплексном развитии еще двух бывших промзон: на улице Москворечье в районе Москворечье-Сабурово и улице Новая Ипатовка в районе Коптево, где вырастут комфортные жилые кварталы с инфраструктурой в шаговой доступности.
В целом градостроительный потенциал всех промышленных и производственных площадок столицы составляет около 35 млн «квадратов» недвижимости разного назначения – это колоссальный объем.
– Наблюдается ли интерес инвесторов к реализации новых проектов?
– Он довольно высок. С января по ноябрь включительно на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии города Москвы одобрено строительство 25,88 млн кв. метров различной недвижимости.
Основной интерес застройщики по-прежнему проявляют к жилью, на долю которого из общего объема одобренной к возведению недвижимости приходится свыше 10,85 млн кв. метров.
Практически вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось и количество одобренных проектов на создание промышленных объектов: почти на 4,8 млн кв. метров. Надеюсь, такая положительная динамика сохранится и в будущем году.