timelapse

Марат Хуснуллин: «Правила игры на строительном рынке должны быть четкими и понятными»

Темы в материале

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за 9 месяцев. На наши вопросы отвечает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, снижение административного давления на девелоперов позволяет увеличить инвестиции в строительную отрасль и поступления в бюджет. Как решается проблема по уменьшению административных барьеров в строительстве?

– Безусловно, такая проблема стоит, но решать ее нужно двум сторонам сообща. Необходимо снижать барьеры, мешающие бизнесу. Но и грамотно контролировать застройщиков тоже необходимо.

Ведь все участники рынка – и власти, и девелоперы – несут ответственность перед конечными покупателями за качество и сроки строительства. Правила игры на строительном рынке должны быть четкими и понятными. Серьезным тормозом в развитии инвестиционного потенциала являются несвязанные между собой нормативные и подзаконные акты. В частности, получение разрешительной документации на прокладку сетей занимает очень много времени и сил. Поэтому мы сейчас прикладываем максимум усилий, чтобы снизить административные барьеры и упростить процедуры оформления градостроительной документации.

– Какие административные процедуры уже исключены?

– Оптимизация административных процедур снижает коррупционные риски, поэтому одним из направлений нашей работы является сокращение сроков прохождения процедур при реализации строительных проектов. Было принято решение об отмене наиболее затратных по времени процедур.

В частности, в прошлом году отменено Постановление Правительства Москвы № 857. В соответствии с новым порядком оформления ордеров исключили следующие процедуры: проведение геотехнической экспертизы; согласование проектной документации на проведение работ, связанных с нарушением дорожного полотна, изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов с ГИБДД; согласование проектов организации строительства и проектов производства работ на земляные работы в службе Госсанэпиднадзора; получение заключения о соответствии требованиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций проекта строительства; согласование проектов благоустройства территорий в охранных зонах коммуникаций.

– Москва стала лидером по представлению госуслуг в электронном виде. Сколько уже услуг в строительстве оказывается через Интернет?

– Профессионализм оценивается по заслугам. Москва первой в России перевела государственные услуги в строительстве в электронный вид. Сейчас 12 из 14 видов услуг предоставляются через Интернет. Причем три из них, это выдача ГПЗУ - градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство объекта и ввод в эксплуатацию, оказываются только в электронном виде.

Подать заявку можно из любой точки мира и в любое время с помощью Интернета через личный кабинет на московском портале государственных услуг. Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, что позволяет снизить коррупционные риски при предоставлении услуги. В итоге срок рассмотрения заявлений, в том числе поданных в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг Москвы, не превышает 10 дней.

Если в 2010 году застройщик тратил на административные процедуры около 1,5 лет и 4,2% от стоимости проекта, то в 2016 году эти показатели снизились до 2/3 года и 1,7% от стоимости проекта соответственно.

Время прохождения административных процедур в строительной сфере за пять лет сократилось почти в 2,5 раза. Общее количество получаемых застройщиком процедур снизилось с 48 до 19.

– А как на такие изменения отреагировали международные рейтинги?

– Среди 189 стран мира Москва поднялась на 37 позиций – со 156-го на 119-е место – в ежегодном рейтинге Всемирного банка по направлению «Получение разрешений на строительство». К 2018 году российская столица рассчитывает занять 34-е место по этому показателю.

Стоит отметить, что за пять лет в Москве построено более 40 млн кв. метров недвижимости. Это прямой результат уменьшения административных барьеров в столице.

Эксперты Всемирного банка рассмотрели Москву также по направлению «Индекс качества строительного контроля». Они оценивали нормативное регулирование строительства, контроль качества полного цикла строительных работ, механизмы безопасности, нормативы ответственности в юридической и страховой сферах и требования к уровню профессиональной квалификации.

Из 15 возможных баллов Москва набрала 14. Для сравнения: у стран Центральной Азии и Европы оценка не превышает 12,1 балла. У Австрии, Германии, Испании, Италии, Норвегии, США, Японии и других членов Организации экономического сотрудничества и развития – 11,4.

– Какие перспективы развития у Новой Москвы?

– Мы открываем огромную площадку для развития столицы. В результате хотим получить полноценный и взаимосвязанный город с транспортной и социальной инфраструктурой.

В начале 2017 года планируется утвердить более 25 проектов планировки по застройке Новой Москвы. Площадь каждого участка – в среднем 1 тыс. га. На новых территориях Москвы введено порядка 8 млн кв. метров недвижимости. Можно сказать, что в нашей стране появится еще один город-миллионник. Последние 20-30 лет в России не реализовывали таких масштабных проектов.

Напомню, планируется, что к 2035 году население Новой Москвы достигнет 1,5 млн человек, на присоединенных территориях планируется построить около 100 млн кв. метров недвижимости, будет создан 1 млн рабочих мест, построено 700 км дорог и 45 км линий метро.

– Какие планы правительства Москвы по строительству метро?

– Если мы выполним план 2016 года, то Москва станет номером 1 по вводу метро во всем мире. Мы рассматриваем возможность запустить в конце следующего года участок Кожуховской ветки от станции «Некрасовка» до станции «Косино». На линии уже построено около четырех километров тоннелей. Работы по трем с половиной перегонам из восьми завершены. Всю Кожуховскую линию длиной 17,2 километра планируется ввести в 2018 году.

В конце следующего года мы намерены открыть участок Замоскворецкой ветки с двумя новыми станциями – «Ховрино» и «Беломорская». Уже построены тоннели от станции «Речной вокзал» до «Ховрино».

Станция «Ховрино» почти готова, а станция «Беломорская» будет строиться по технологии top-down. Суть ее в том, что котлован под будущую станцию метро устраивается путем вдавливания грунта. Эта технология позволяет свести к минимуму влияние строительства станций на близлежащие районы. Это в нашем случае особенно важно, так как «Беломорская» будет строиться в условиях плотной застройки.

– В сентябре открылось Московское центральное кольцо. А когда полностью завершится этот проект, включающий развитие территорий вокруг МЦК?

– 10 сентября в столице открылось 26 новых станций, входящих в район Московского центрального кольца. Действительно, запуск движения по МЦК – это только первый этап большой работы. Перед нами стоит задача привести в порядок и благоустроить более 30 квадратных километров территорий вокруг. Планируется высадить порядка 3 тыс. деревьев и уложить 2,2 млн кв. м газонов. Здесь будут созданы благоустроенные пешеходные и прогулочные зоны: планируется установить более 300 скамеек и 370 опор освещения.

Строительство транспортно-пересадочных узлов и развитие территорий вокруг Московского центрального кольца продлится до 2025 года.

– Еще один знаковый объект Москвы – Зарядье. Как идут работы по созданию этого уникального парка?

– Уже началось сооружение выхода из подземного пешеходного перехода на набережную. Внутри пешеходного перехода, который свяжет причал с парком, планируется представить археологические находки, найденные на территории Зарядья при строительстве. Работы по устройству котлована под строительство выхода выполнены более чем наполовину. На 70 процентов завершено устройство свайного поля под будущую фундаментную плиту причала. Строители приступили к облицовке гранитом стенки причала.

Активно идут работы по устройству и бетонированию несущих свай «парящего» моста. На площадке работают две установки, которые выполняют бурение на глубину 27 метров, под сваи диаметром 1-1,2 метра. На текущий момент 28 из 42 свай уже пробурены и забетонированы.

– Как Москва готовится к чемпионату мира по футболу 2018 года?

– При реконструкции стадиона «Лужники» все покрытие игрового поля было заменено современным и высококачественным. Сейчас это многоуровневый «пирог» из инженерных коммуникаций. Под натуральной травой – новейшие системы дренажа, подогрева и полива.

Футбольное поле стадиона «Лужники» просеяно, а не уложено рулонами. Трава уже выросла до нужной длины, и ее начали прошивать искусственными нитями на глубину 18 сантиметров. Получается своего рода гибрид, в котором трава натуральная, но с синтетическим укреплением. Это стабилизирует грунт и укрепляет корневую систему. Такая технология позволит полю выдерживать большие нагрузки при проведении матчей, ведь требования к качеству футбольного поля ФИФА предъявляет самые высокие.

Стадион сможет принять больше болельщиков: после реконструкции количество мест на трибунах стадиона увеличится с 78 до 81 тысячи.

К чемпионату мира по футболу 2018 года также планируется сдать крупнейший в стране спортивный кластер. Его построят в Северо- Западном округе на территории бывшего Тушинского аэродрома. Здесь возведут два физкультурно-оздоровительных центра, комплексы ледовых и водных видов спорта, тенниса, художественной гимнастики, автомобильного спорта, футбольную тренировочную базу, а также гостиницы и апартаменты, которые смогут разместить гостей чемпионата.

Информационная служба портала Стройкомплекса