timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: за пять лет обеспечим настоящий транспортный прорыв

Темы в материале

К 2023 году завершится строительство Южной рокады, Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, «замкнется» новое кольцо метро, заявил заммэра Марат Хуснуллин.

Обновление и развитие Москвы замечают не только горожане, но и гости столицы, количество которых ежегодно увеличивается. Дороги стали свободнее, открываются новые современные станции, а власти инициируют проекты по улучшению транспортной ситуации в мегаполисе.

Глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин говорит, что за прошедшие годы Москва справилась с основными вызовами: бесконечными пробками на дорогах, несбалансированной застройкой, отсутствием мощностей для реализации транспортных проектов. В интервью «ВМ» заммэра признает: предстоит сделать еще больше, но основа для этого создана самая прочная.

ПРОДОЛЖАТЬ РОСТ

— Марат Шакирзянович, вроде бы самые главные проблемы решили, но темпы строительства не снижаются. Почему взята такая высокая планка? Эксперты уже Москву сравнивают с китайскими гигантами.

— Как совершенно правильно сказал мне в свое время отец «сингапурского чуда» Ли Куан Ю: «Надо расти так быстро, чтобы быть в состоянии поддерживать этот рост. Если ты можешь расти, но не делаешь этого, то ты совершаешь глупость». Напомню, что в 2011 году было принято решение о масштабных градостроительных преобразованиях. В приоритетах была борьба с пробками, создание точек роста и баланс застройки. Москва приступила к реализации крупных мегапроектов: сооружению Большого кольца и новых радиусов метро, строительству Московских центральных диаметров, формированию хорд и рокады, созданию сети транспортно-пересадочных узлов. Занимаемся и держим на контроле вопросы обустройства набережных Москвы-реки, программу реновации и капитального ремонта жилья, развитие социальной инфраструктуры и спортивных кластеров.

— Что дают эти мегапроекты?

— Реализация мегапроектов увеличивает инвестиции в основной капитал и налоговую базу, что позволяет выполнять все социальные обязательства перед москвичами. Главным драйвером, без которого невозможно сбалансированное развитие территорий, стало комплексное развитие транспортной инфраструктуры с приоритетом общественного транспорта, в первую очередь — метро.

РУКОЙ ПОДАТЬ

— Почему метро?

— Любой мегаполис мира считает важнейшей градостроительной задачей обеспечить максимальному числу жителей пешую доступность к транспортным узлам. Благодаря сети подземки города освобождаются от пробок, улучшается экология, а главное — люди экономят свое время. Кроме того, строительство транспортной инфраструктуры напрямую влияет и на инвестиционную привлекательность территорий: приток инвестиций в городские районы увеличивается на 50 процентов.

— Будет ли глобальный прорыв в метростроении в ближайшие годы?

— Учитывая то, что Москва уже построила за восемь лет, и то, что будет построено в течение ближайшей пятилетки, к 2023 году произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы Москвы. С учетом реализации проектов Большого кольца метро, новых радиальных веток, Московских центральных диаметров общая протяженность линий подземного и наземного метро составит тысячу километров. Программа развития столичного метро является самой масштабной за всю более чем 80-летнюю историю Московского метрополитена. За прошедшие годы с учетом МЦК Москва построила треть всего объема метро, существовавшего в городе до 2011 года. Шаговый доступ к метро получили жители 34 районов.

— Что предстоит сделать до 2023 года?

— Москва завершит самый масштабный проект метро — строительство Большой кольцевой линии протяженностью почти 70 километров. Если сравнивать, то эта протяженность кольца равнозначна расстоянию между Москвой и Наро-Фоминском или между голландскими Амстердамом и Роттердамом. Разместятся на Большом кольце 31 станция и электродепо. Что очень важно: от второго кольца метро можно будет протянуть радиальные ветки в любые точки города. Так, городская подземка придет в Новую Москву — в Коммунарку, а далее и в Троицк, и в Рублево-Архангельское. Еще одна ветка протянется в столичный район Бирюлево. Кроме того, вглубь Новой Москвы продлеваем Сокольническую линию. Придет метро и в аэропорт «Внуково», куда продлится желтая ветка.

— То есть метро охватит почти все городские районы?

— В результате реализации программы развития метро до 2023 года шаговый доступ к нему будут иметь 95 процентов москвичей.

СОЗДАЕМ ДИАМЕТРЫ

— Марат Шакирзянович, а что c новым проектом — Московскими центральными диаметрами?

— Важную роль в формировании единой удобной взаимосвязанной транспортной системы столицы играет развитие сети железных дорог. За восемь лет построено и модернизировано 80 километров железнодорожных путей. До 2023 года построим и реконструируем еще 125 километров железнодорожного полотна. Ключевой мегапроект на ближайшую пятилетку — формирование Московских центральных диаметров, что даст городу дополнительную транспортную сеть протяженностью 446 километров.

— В чем заключается идея создания Московских центральных диаметров?

— Всего будет создано 17 сквозных маршрутов — диаметров. Пересечь Москву по диагонали, не сделав при этом ни единой пересадки, можно будет за 30–40 минут в зависимости от маршрута — в два раза быстрее, чем сейчас. В итоге уже через пять лет железная дорога окончательно станет полноценным наземным метро.

СПРАВКА

Марат Хуснуллин родился в 1966 году в Казани. Окончил Казанский финансово-экономический институт. В 1983 году начинал с лаборанта обслуживания опытных установок Казанского финансово-экономического института. Служил в армии. Возглавлял различные стройфирмы. С 2001 года — в правительстве Татарстана. С 2010 года — в правительстве Москвы, заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства.

Василиса Чернявская