Место встречи – мини-вокзал
Темы в материале:
Первые два Московских центральных диаметра (МЦД) были запущены в столице два года назад – в ноябре 2019-го. Как повлиял новый городской транспорт на функционал и развитие Московского региона, зачем на МЦД строят не просто остановочные пункты, а настоящие мини-вокзалы, и какие станции откроют на диаметрах в этом году – рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.
– Олег Вильямсович, зачем железнодорожные станции на МЦД реконструируют и преобразовывают в мини-вокзалы?
– В 2019 году в связи с запуском первых двух маршрутов Московских центральных диаметров – МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино – жителям столицы и ближнего Подмосковья стал доступен новый вид пригородного железнодорожного сообщения, который призван был решить такую проблему, как недостаточный уровень «интермодальности» пассажирского транспорта.
Для этого в рамках развития МЦД на станциях, имеющих сообщение с другими видами транспорта – метро, Московское центральное кольцо, наземный городской транспорт, ведется работа по их переустройству в транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), или, как было сказано, мини-вокзалы.
ТПУ позволяют пассажирам в короткий промежуток времени, не выходя на улицу, сделать пересадку. К тому же, они обеспечивают гибкость выбора маршрута, что очень важно для такого мегаполиса, как Москва, имеющего разветвленную сеть общественного транспорта. Поскольку сам проект МЦД направлен на создание инфраструктуры высокого уровня комфортности и безопасности, отвечающей современным требованиям и запросам жителей Московской агломерации, то создание таких ТПУ помогает сформировать один из самых ключевых параметров качества жизни для населения – комфортную бесшовную городскую среду.
– Как развивают территории рядом со станциями МЦД?
– Поэтапное развитие Московских центральных диаметров улучшает транспортную доступность районов столицы и ближнего Подмосковья, что приводит к росту спроса на свободные земельные участки, расположенные вблизи станций или ТПУ. В свою очередь, это оказывает влияние на решение властей и инвесторов создавать на месте бывших пустырей и промышленных зон современные и перспективные жилые кварталы, функциональные городские территории.
Таким образом, можно наблюдать рост количества новых проектов рядом с объектами МЦД: жилье, торговые и бизнес-центры, производственные комплексы. Это улучшает деловую активность в отдельно взятом районе города или области, способствует созданию рабочих мест, а непосредственно для самого ОАО «РЖД» формирует дополнительный пассажиропоток. Комплексное благоустройство прилегающих к станциям МЦД территорий – тоже важный элемент развития города.
Параллельно с открытием станций ведутся работы по созданию современной инфраструктуры и формированию пешеходной доступности: реконструкция и строительство дорог, создание дополнительных остановок, отстойно-разворотных площадок, обеспечивающих работу наземного транспорта, организация парковок и проката велосипедов и самокатов.
Также выполняется озеленение и устанавливается освещение для маршрутов к станциям, предусмотрена удобная навигация и возможность раздельного движения велосипедистов.
– Чем новые станции МЦД отличаются от других ж/д станций Москвы?
– Станции и ТПУ, расположенные на маршрутах МЦД, играют ключевую роль в формировании целостной транспортной системы и сбалансированного развития города. Поэтому здесь активно развивается общественное пространство, включая создание офисных площадей, объектов коммерции и шеринг-экономики.
Также на станциях устанавливаются навесы, погодные модули, в которых пассажиры могут укрыться от осадков и сильного ветра. Оформление ведется в соответствии с концепцией архитектурного облика МЦД: высокопрочный каркас облицован панелями из нержавеющей стали, а к некоторым элементам применено цветовое кодирование – согласно цвету линий МЦД.
ТПУ, в свою очередь, обеспечивают дополнительные условия и удобства: комфортный температурный режим помещений, наличие санузлов и др. Дополнительно на станциях обновляются элементы навигации, которые выполнены в стилистике городского транспорта и ОАО «РЖД», что позволяет пассажирам быстро ориентироваться. Выходы со станций МЦД пронумерованы по аналогии с метро, что упрощает для восприятия навигацию на платформе. На каждой станции есть информационные указатели, на которых отображен знак диаметра и название платформы, указатели с номерами выходов.
– Сколько станций МЦД построили и реконструировали с 2019 года?
– С момента запуска Московских центральных диаметров и до конца октября 2021 года в Центральном транспортном узле построили и реконструировали 22 станций. Общее количество станций и ТПУ, которые появятся на МЦД до 2024 года, составляет 141: 27 – на МЦД-1, 37 – на МЦД-2, 40 – на МЦД-3 и 37 – на МЦД-4.
Точное количество станций на маршрутах МЦД, которые будут реконструированы, пока не определено. Для принятия решения о необходимости обновления инфраструктуры мы оцениваем текущее состояние станции, техническое оснащение, пассажиропоток после запуска диаметра и наличие сообщений с другими видами транспорта.
– Какие планы предстоит реализовать в этом году в рамках проекта МЦД?
– Мы планируем открыть 10 станций: Окружная и Тимирязевская на МДЦ-1, Печатники и Марьина Роща – на МДЦ-2, Толстопальцево, Мещерская, Переделкино, Лесной городок, Минская и Очаково – на перспективном МЦД-4.
Также в этом году планируется завершить строительство III главного пути на участке Солнечная – Апрелевка и IV главного пути на участке Москва-Пассажирская-Киевская – Апрелевка.


