Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

«Московская перспектива»: «Финансовый кризис - хорошее время для архитектора»

Темы в материале

Сергей Кузнецов об итогах Московского урбанистического форума, набережных Москвы-реки и памятнике святому князю Владимиру на Воробьевых горах

В рамках Урбанистического форума главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пообщался с журналистами, в числе которых был и корреспондент «Московской перспективы». В частности, он рассказал об итогах международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки, вспомнил, как в городе создавались архитектурные шедевры и почему нынешний финансовый кризис - это вызов для архитектурного сообщества.

- Каковы итоги Убанистического форума?

- Невзирая на разного рода сложности при его организации, непростую экономическую и политическую ситуацию, к мероприятию был проявлен огромный интерес. Москва подтвердила свой статус мегаполиса, где происходит глобальное взаимодействие на разных уровнях. Для нас как для градостроителей было очень важным подведение итогов открытого международного конкурса на разработку концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

- На одной из сессий прозвучала жесткая критика градостроительной политики властей. В качестве претензий вменялась архитектурная безликость города, а также то, что за последнее время не появилось ни одного достойного памятника. Как вы можете это прокомментировать?

- Сессия не подразумевает формат дискуссии двух человек, в ней участвовало много спикеров. Я лично ожидал серьезной волны высказываний против того, что сказал Григорий Ревзин (Григорий Ревзин - историк, искусствовед, архитекторский критик. - «МП»), у которого был оппозиционный настрой, а его высказывания рассчитаны на бурную реакцию.

Он обвинял градостроителей в отсутствии порядочности, подавлении конкурентов, в закрытой кулуарной борьбе. Это был вызов. Я считаю, то, что сделала команда Москомархитектуры за последние два года и команда мэра за четыре года, - это очень серьезно. Я хорошо помню время, когда практически не было строительства, расторгалось большое количество инвестиционных контрактов, не обсуждалось создание архитектурных шедевров, строилось только то, что необходимо.

А когда город стал создавать такие объекты, как парк «Зарядье», Музей современного искусства, ландшафтный парк на Ходынском поле, новый корпус Третьяковской галереи, Пушкинский музей, тогда и стали появляться те самые архитектурные шедевры.

Позже были проведены конкурсы на лучшую концепцию реконструкции Политехнического музея, застройки территории «ЗиЛа»), разработку архитектурно-градостроительной концепции МФЦ в Рублево-Архангельском и т.д. Еще несколько лет назад эти идеи не имели никакого шанса быть воплощенными в жизнь. Поэтому говорить о том, что ничего не получилось и программа по развитию архитектуры дискредитировала себя, преждевременно. Мы движемся в правильном направлении.

- Не опасаетесь ли вы повторения кризиса 2008 года, когда архитектура отошла на второй план, а на первый вышли интересы девелопера? Что нужно сделать, чтобы архитекторы не сдавали свои позиции?

- На месте архитекторов я был бы большим оптимистом. В 2008 году действительно наблюдалось страшное падение рынка, полное отсутствие заказов, долги. Тем не менее, как показала практика, кризис для архитектуры - время удивительно хорошее, даже лучше, чем моменты процветания и наплыва инвестиций.

Разница в том, что, когда наблюдается большой приток денег, то многие проекты не реализуются, а перепродаются по несколько раз. Инвесторы очень мало внимания уделяют качеству этих проектов, а если они строят, то стараются максимально быстро ввести объекты в эксплуатацию, чтобы успеть на растущем рынке получить дивиденды. В кризис, по крайней мере в той компании, которую я возглавлял (архитектурное объединение «SPEECH Чобан & Кузнецов». - «МП»), лучшие проекты получились именно с 2008 по 2012 год. Уходят спешка и суета, ко всему подходят осознанно, продуманно и взвешенно.

Для архитектуры и конкурсов как для элемента анализа и подготовки кризис - время хорошее. Да, оно не такое денежное, сложнее зарабатывать, но с точки зрения реализации проектов есть свои плюсы. Кризис - это некий вызов своим возможностям, давайте воспринимать его именно так.

- Результаты конкурса на благоустройство территорий, прилегающих Москве-реке, стали для вас ожидаемыми?

- Конкурс вызвал большой резонанс. Честно скажу, не такой, как по «Зарядью» в свое время, но тем не менее заметный. В нем участвовало 47 консорциумов, 200 команд претендовали на попадание в финал. Представленные проекты были очень высокого уровня, но не все реализуемые.

Результаты конкурса я считаю вполне справедливыми. Это первый крупный международный конкурс, выигранный российской компанией. До сих пор преимущественно побеждали западные консорциумы. Победа Меганома - своего рода прорыв. В своей работе они затронули оживление и реанимацию транспортной составляющей территории вокруг реки, благоустройство набережных и экологическую обстановку. В концепции победителя есть ответы на все вопросы.

- С чего начнется реализация проекта?

- Из первоочередных задач - набережная парка «Зарядье», территория «ЗиЛа»), где уже идет строительство. На юго-востоке будет развиваться серьезная парковая зона, можно предположить, что юго-восточные части набережных также станут первоочередными мероприятиями по благоустройству. Мы планируем, что в ближайшие 3–5 лет приведем в порядок около 60 км набережных. Это амбициозная задача, но, все взвесив, мы пришли к выводу, что это возможно.

- В каком направлении будет развиваться парк «Зарядье»?

– Во-первых, мы будем уделять много внимания созданию контакта с водой. Вспомним Венецию и Гамбург, где прекрасно реализована эта идея. Как вы знаете, в Москве на сегодняшний день данная проблема практически не решена, реки сейчас не видно, и подойти к ней невозможно. Во-вторых, мы много внимания уделяем преобразованию набережной. Проезжая часть будет сужена с шести до четырех полос, предусматривается расширение подземного перехода, а на реке появятся кафе и рестораны.

Также там будут представлены экспозиции, посвященные национальным паркам России. Туда завезут деревья и кустарники из разных климатических зон. Мы очень серьезно отнеслись к идентичности парка как к центральному месту города, а может, даже и страны, но пытались идти своим путем. Никому не хотелось уходить в тему матрешек, гармошек, очень линейных образов и того, что уже сделано. Это новый, очень современный тип общественного пространства.

Окончание проекта планируется приурочить к 870-летию Москвы - к осени 2017 года.

- В СМИ активно обсуждают памятник святому князю Владимиру, который может появиться на Воробьевых горах. Каково ваше отношение к таким гигантским памятникам, насколько они уместны?

- Это инициатива военно-исторического общества. Насколько я знаю, еще нет финального решения по этому вопросу. Безусловно, я не против больших памятников. Давайте вспомним знаменитую статую Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро или статую Свободы в Нью-Йорке. Зачастую такие памятники становятся символами города.

Не вижу никаких радикальных противоречий в том, что памятнику князю Владимиру придется соседствовать с Московским университетом. Стоит учитывать, что здесь должно быть очень хорошее художественное оформление, поэтому я всегда выступаю за открытые конкурсные процедуры.

Юлия Юдина

«Московская перспектива»