timelapse

Москва стройке верит

Строительная отрасль становится основным драйвером развития экономики столицы.

Москва - это не просто город, где живут миллионы людей и располагаются сотни предприятий, правительственные и культурные учреждения. Москва - это гигантская стройка, где ежегодно возводятся и сдаются в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья и сотни километров дорог. Это площадка, где реализуются масштабные коммерческие и социальные строительные проекты, и где работают ведущие отечественные компании-застройщики. Трудно переоценить вклад строительной отрасли в экономику города, да и всей страны.

О том, что происходит в Стройкомплексе столицы, накануне Дня строителя в интервью «Строительной газете» рассказал заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснулллин.

- Марат Шакирзянович, в настоящее время экономика страны переживает нелегкие времена. Сказался ли спад на состоянии дел в строительном комплексе Москвы?

- Строительство подвержено внешним негативным факторам в гораздо меньшей степени, чем, скажем, сфера торговли, ЖКХ и прочее. Это связано во многом с тем, что нас у нас 90% комплектующих для стройки - отечественного производства, то есть мы минимально зависим от колебаний валютных курсов. Поэтому есть все условия для развития не только самого строительства, но и смежных отраслей, ведь строительство является драйвером, за которым подтягиваются другие отрасли.

Например, в Москве одно рабочее место в строительстве формирует до 9 рабочих мест в смежных отраслях. В результате появляются инфраструктура, новые рабочие места, которые, в свою очередь, приносят налоговые поступления в бюджет. Вот это и есть самый действенный метод выхода из экономического кризиса. Кроме того, мы обеспечили колоссальный строительный «задел», который сейчас дает хорошие результаты. И, безусловно, приняли целый комплекс мер поддержки отрасли. Поэтому на сегодняшний день в Москве в сфере строительства и градостроительства никакого кризиса нет.

- О каких мерах поддержки отрасли идет речь?

- Например, мы снизили арендную ставку на земельные участки и первоначальный взнос за начало строительства. Казалось бы, разовая мера, но она дает быстрый эффект. Еще одна важнейшая мера - государственное субсидирование ипотечных ставок для поддержки первичного рынка жилья, ведь 70% «первички» покупается за счет ипотеки. Благодаря этой мере, на рынке активно стали предлагать ипотечные кредиты, а соответственно, застройщики стали собирать средства и продолжать строить.

- Есть ли проблемы с финансированием строительных проектов, которые реализует Москва?

- В городе сейчас порядка 15% объектов строится за счет бюджетных средств, заложенных в Адресную инвестиционную программу, которую мы реализуем. Она финансируется в полном объеме, никаких проблем мы не отмечаем. Мы уделяем этому огромное внимание, потому что сохранение финансирования АИП - это главная антикризисная мера. Более того, из-за роста инфляции мы поставили задачу форсировать строительство важных для города инфраструктурных объектов, пересмотрели графики. И сейчас строительство, к примеру, дорог, реконструкция важнейшего объекта спортивной инфраструктуры столицы БСА «Лужники», ряда других объектов ведется ускоренными темпами. То есть, в настоящее время мы строим больше денежного лимита этого года, и мэр Москвы Сергей Собянин дал право при необходимости использовать средства, заложенные в АИП на 2016-2018 годы, уже в этом году. Это выгодно и городу, и подрядчикам.

- То есть снижения объемов строительства не предвидится?

- Нет, не предвидится. Строительная отрасль Москвы сейчас на подъеме. С начала 2015 года мы не только не снизили темпы и объемы, но и увеличили их, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Так, за полгода уже введено порядка 4 млн кв. м недвижимости, при том, что мы планировали 2,4 млн кв. м. Это также больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда нами было введено 3,89 млн кв. м. Причем 40% построенной недвижимости (а это более 1,8 млн кв. м) приходится на жилье.

Всего в 2015 году мы планируем ввести в эксплуатацию около 9 млн кв. м недвижимости, включая 3,4 млн кв. м жилья. При этом значительная часть недвижимости будет построена на территориях, которые мы рассматриваем как основные драйверы развития всего мегаполиса, - в Новой Москве и в промзонах в рамках их реорганизации.

- Вы часто говорите, что в числе приоритетов стройкомплекса Москвы находится строительство транспортной инфраструктуры. Каких результатов удалось добиться на этом направлении?

- Для того чтобы увидеть результаты нашей деятельности, достаточно просто проехать по Москве. Вы удивитесь, но сделать это будет гораздо легче, чем еще пару лет назад. Пробок и заторов на дорогах стало меньше. А ведь еще совсем недавно Москва стабильно лидировала по степени загруженности дорог, занимая первое место среди мегаполисов мира.

За период с 2011 по 2014 год было введено в эксплуатацию более 60 дорожно-мостовых объектов общей протяженностью порядка 270 км, открыто движение по 86 искусственным сооружениям, таким как мосты, эстакады, тоннели, построено 127 внеуличных пешеходных переходов. Были реконструированы 9 вылетных магистралей, а это 126 км новых дорог, создано более 150 км выделенных полос для общественного транспорта, сооружены 10 крупных, технически сложных развязок.

Благодаря тому, что мы изменили градостроительный курс, московские магистрали за 4 года удалось разгрузить на 16%, при этом на 25% - только за последний год. Самое любопытное, что произошло это при высоком уровне автомобилизации. Ведь ежегодно город «прирастает» на 250-300 тысяч автомобилей.

В итоге сегодня в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom Москва сместилась на 4-ю позицию, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. Считаем это нашей большой градостроительной победой.

- Каковы планы по дорожному строительству на этот год?

- До конца 2015 года мы хотим открыть движение сразу по нескольким важным для города объектам. Во-первых, планируется достроить участок автодороги Москва -Санкт-Петербург от Бусиновской развязки до ул. Фестивальной, включая транспортную развязку с последней.

Во-вторых, завершить реконструкцию Дмитровского, Сколковского и Можайского шоссе до МКАД.

В-третьих, открыть развязки на пересечении МКАД с Ленинским и Рязанским проспектами, а также с Каширским шоссе. Кроме того, в наших планах полное завершение реконструкции шоссе Энтузиастов и Щелковского шоссе.

- Марат Шакирзянович, приближается День строителя, что бы вы хотели пожелать труженикам отрасли в их профессиональный праздник?

- С Днем строителя хочу поздравить и тех, кто имеет к нашей отрасли непосредственное отношение, и всех москвичей. Ведь в нашем городе, в нашей стране, по сути, все - строители. Каждый как минимум когда-то ремонтировал квартиру, строил свой дом и т.д. Строителям-профессионалам пожелаю, прежде всего, стабильной работы, новых интересных проектов, в которых каждый смог бы реализовать свой потенциал, применить свои знания и опыт. Ну а всем без исключения пожелать хочу одного - больше любить нашу красавицу Москву, не считать столицу лишь местом зарабатывания денег, а вносить свой посильный труд в то, чтобы она день ото дня становилась краше, комфортнее, уютнее, чтобы в ней было приятно и жить, и работать, и отдыхать.

Дмитрий Симонов

«Строительная газета»