timelapse
Все темы

Марат Хуснуллин: «Строительная отрасль сейчас на подъеме»

Темы в материале

Марат Хуснуллин об итогах первого полугодия и развитии города

Накануне Дня строителя-2015 заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову о наиболее важных направлениях деятельности столичного Стройкомплекса.

- Как вы оцениваете итоги работы Стройкомплекса столицы с начала года? Сколько недвижимости уже построено, не снизились ли объемы жилищного строительства? 

- Вопреки тревожным сигналам, которые звучали еще в конце прошлого года и начале текущего, строительная отрасль сейчас на подъеме. Мы еще в предыдущие годы создали колоссальный задел, который сейчас дает довольно высокие результаты. Нам удалось с начала 2015 года не только не снизить темпы и объемы строительства, но и превысить их по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Так, в первом полугодии в Москве введено уже более 4 млн кв. метров недвижимости, притом что планировали лишь 2,4 млн кв. метров. При этом более 1,3 млн кв. метров введено на территории «новой Москвы». Порядка 40% всего введенного объема - 1,8 млн кв. метров - это жилье, что на 17,5% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Больше половины пришлось на «новую Москву» и промзоны. 

Всего в 2015 году в Москве планируется построить около 9 млн кв. метров недвижимости, включая 3,4 млн кв. метров жилья. При этом значительная часть недвижимости будет построена в ТиНАО и промзонах, т.е. на территориях, которые мы рассматриваем как основные драйверы развития всего мегаполиса.

- За счет чего достигаются такие объемы в условиях кризиса?

- Таких результатов помогает достичь, как я уже говорил, колоссальный задел, сделанный нами в предыдущие годы, и, конечно же, целый ряд антикризисных мер, принятых правительством Москвы по поддержке строительной отрасли. Так, например, мы снизили арендную ставку на земельные участки, снизили первоначальный взнос за начало строительства. Казалось бы, разовая мера, но она дает быстрый эффект. 

Еще одна важнейшая мера - государственное субсидирование ипотечных ставок. Потому что если бы банки не продолжили финансирование инвестиционных программ, то у нас просел бы первичный рынок жилья, ведь 70% первичной жилой недвижимости в городе покупается за счет ипотеки. Благодаря субсидированию ипотечных ставок у нас буквально за последние 2-3 месяца на рынке активно стали предлагать ипотечные кредиты, а соответственно, застройщики стали собирать средства и продолжать строить. Мы очень благодарны правительству России и Минстрою за то, что они приняли эти меры.

- Как идет процесс реорганизации промзон

- По большинству промзон ведется проработка проектов планировок, их фактическое освоение может начаться ближе к концу этого года и в 2016 году. Впрочем, на территории ряда промзон реновация уже идет, причем высокими темпами. Так, если в 2013 году там было введено в эксплуатацию 83 объекта недвижимости общей площадью 1,3 млн кв. метров, то в 2014 году - уже 92 объекта площадью 1,75 млн кв. метров, а с начала 2015 года уже возвели более 30 объектов - это порядка 800 тыс. кв. метров недвижимости, что составляет более 20% от общего объема недвижимости по Москве, введенной с начала года.

Активнее других осваивается часть территории ЗИЛа. Там уже введена в эксплуатацию крупнейшая на сегодня в Европе Ледовая арена, возводится Центр водных видов спорта для синхронного плавания им. Анастасии Давыдовой с единственной на данный момент в России специализированной чашей для синхронного плавания. Эти объекты - часть строящегося квартала «Парк легенд», который станет крупным спортивным кластером.

Всего, напомню, на ЗИЛе планируется построить 488,7 тыс. кв. метров жилья, 3 школы, 12 детских садов, музейный центр «Эрмитаж-Москва», уже реконструирована Симоновская набережная, которая, уверен, не будет уступать набережной Орсе в Париже или Круазетт в Каннах. 

В этом году также начинается реновация еще одной крупной промзоны - «Серп и Молот», здесь будет многофункциональная общественно-жилая зона общей площадью 1,84 млн кв. метров. Там смогут проживать порядка 19 тыс. человек, появятся 16,3 тыс. новых рабочих мест, т.е. фактически все трудоспособное население получит возможность найти работу в шаговой доступности от дома. 

План территории уже утвержден, инвестор получил ГПЗУ. Эту промзону, как и ЗИЛ, мы рассматриваем в числе наиболее приоритетных территорий развития в старой городской черте. 

В целом же еще в прошлом году на заседаниях Градостроительно-земельной комиссии были приняты решения, позволяющие разместить на территориях промзон 8,72 млн кв. метров недвижимости.  При этом необходимо понимать, что реновация промзон - это не сиюминутный проект, а масштабный, рассчитанный не на один год. И чтобы добиться комплексного развития этих территорий, необходимо вовлечь в процесс реновации всех собственников земельных участков. Вопрос регулирования системы правовых отношений в сфере комплексного развития промзон непростой и требует решений на законодательном уровне. Сейчас соответствующий законопроект находится на рассмотрении в профильных комитетах Госдумы. Надеемся, что уже осенью проект может пройти первое чтение.

- Оцените интерес иностранных инвесторов к строительству в Москве. Как отразился кризис на их активности? 

- Москва наряду с такими мегаполисами, как Лондон, Токио, Нью-Йорк, Пекин, Париж, входит в десятку самых инвестиционно привлекательных городов мира, и, несмотря на экономическую ситуацию, иностранные инвесторы продолжают проявлять к нашему городу большой интерес. 

Кстати, должен отметить, что ни один проект, уже реализуемый с участием зарубежных инвестиций, не заморожен, многие объекты находятся или в высокой степени готовности, или на стадии активного строительства, и бросать их инвесторы не собираются. К тому же есть крупные иностранные компании, работающие на нашем рынке уже не один год. Они пережили не один кризис, поэтому никуда не уйдут, им невыгодно терять привлекательный московский рынок. 

Что касается перспектив, то, конечно, в условиях действующей экономической конъюнктуры в России в целом мы обеспокоены возможным замедлением темпов роста иностранных инвестиций в строительство, но тем не менее серьезных потерь не ожидаем. Вот уже более четырех лет город ведет целенаправленную политику поддержки инвестиционной активности.

- К каким проектам они проявляют интерес?

- Если говорить о конкретных проектах, то в настоящее время иностранные инвесторы проявляют колоссальный интерес к развитию «новой Москвы». Например, чешская компания PPF продолжает строительство в Румянцеве второй очереди офисного парка Comcity, первая очередь которого была открыта еще в прошлом году и где уже сейчас создано 3 тыс. рабочих мест. Когда проект будет завершен, там появится не менее 6 тыс. новых рабочих мест. 

Ведется диалог с французскими коллегами по логистическим паркам и комплексной застройке. На 2-м километре Калужского шоссе европейские инвесторы участвуют в строительстве бизнес-парка К2. Большой интерес проявляют азиатские партнеры. С китайской стороной обсуждается проект по строительству отдельной ветки метро от станции «Улица Новаторов» строящегося Третьего пересадочного контура до «Столбово» в Коммунарке, где будет построен крупный административно-деловой центр. Китайцы также проявили заинтересованность в проекте развития территории ЗИЛа

Японским и корейским партнерам мы предложили проекты строительства ряда ТПУ, поскольку эти страны имеют огромный опыт по этой части. 

Кризисы приходят и уходят, а столица России как строилась, так и будет строиться. Всем без исключения инвесторам мы говорим «Добро пожаловать в Москву!».

- Вы упомянули строительство ветки метро в Коммунарку. На какой стадии переговоры с китайцами? 

- Переговоры с китайской стороной продолжаются. Они изучают всю техническую документацию по проекту. Пока вопрос упирается в финансовую схему - из-за курсовых колебаний валют. Если получится «собрать» такую схему, которая позволила бы нам на взаимовыгодной основе рассчитаться с китайскими контрагентами, то мы подпишем договор и сможем приступить к реализации проекта.

- Как обстоит дело на стройплощадках Люблинско-Дмитровской ветки от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской»? 

- Это самый сложный участок строительства метро на сегодняшний день. Возведение станций и перегонных тоннелей ведется буровзрывным способом на большой глубине - 60 метров, к тому же там приходится работать в сложных гидрогеологических условиях. Полная строительная готовность станций «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская» участка Люблинско-Дмитровской линии будет обеспечена до конца года, но в связи с большим объемом пусконаладочных работ первых пассажиров она примет в 2016 году.

- Москва перестала быть самым загруженным транспортом городом. За счет чего удалось этого достичь?  - Москва действительно в течение последних нескольких лет занимала по пробкам 1-е место в мире. Но буквально за последние четыре года московские магистрали удалось разгрузить на 16%. Что примечательно, произошло это при том же высоком уровне автомобилизации, ведь город «прирастает» ежегодно 250–300 тыс. автомобилей. И теперь в рейтинге компании TomTom Москва сместилась на 4-ю позицию, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. 

Произошло это в первую очередь потому, что мы изменили градостроительный курс, поставив в приоритет полицентрическое развитие города и сделав упор на транспортное строительство. Причем подошли к решению проблемы комплексно. Были приняты меры, которые дали быстрый эффект, - это выделение полос для общественного транспорта, ограничение парковочного пространства, реконструкция вылетных магистралей и развязок на МКАД, строительство новых эстакад, подземных пешеходных переходов и т.д.

Помимо этого были приняты и глобальные решения, давшие серьезный градостроительный эффект в целом. Три года назад к Москве были присоединены новые территории, где на сегодняшний день уже создано 80 тыс. рабочих мест. Многие жители ТиНАО и ряда других периферийных районов столицы перестали ездить на работу в центр города. Таким образом была сокращена маятниковая миграция.

Кроме того, мы прекрасно понимаем, что «разгрузить» Москву одним только строительством дорог невозможно, высокий уровень автомобилизации этим не догнать. Поэтому приняли решение форсировать развитие метрополитена - основного вида общественного транспорта, самого быстрого и удобного. Далеко не в каждом мегаполисе мира можно с окраины приехать в центр за 30 минут. Вот весь этот комплекс принятых мер как раз и позволил нам улучшить транспортную ситуацию в Москве. Мы считаем это нашей большой градостроительной победой.

- Следите ли вы за тем, как меняется движение транспорта после ввода дорожных объектов?

- Разумеется. Вот лишь некоторые примеры улучшения дорожной ситуации на тех участках, где была проведена реконструкция: на Каширском шоссе пропускная способность транспорта увеличилась с 2300 до 5500 автомобилей в час, а скорость движения выросла в 1,5 раза - с 25-30 км/ч до 35-50 км/ч; на Варшавском шоссе пропускная способность увеличилась с 3000 до 8100 автомобилей в час, а скорость движения в час пик выросла в два раза, до 40-50 км/ч, на Дмитровском шоссе от границ Москвы до МКАД пропускная способность увеличилась с 2550 до 8100 автомобилей в час, а скорость движения в час пик увеличилась с 32 км/ч до 75 км/ч. Похожая ситуация и на других магистралях.

- В 2018 году наша страна примет чемпионат мира по футболу. Как идет реконструкция «Лужников», главной арены мундиаля? 

- Работы идут с опережением графика на 2-3 месяца, полностью их завершим в 2016 году. Напомню, что первоначально у нас был срок строительства четыре года, но после того как начались колебания курсов валют и повысилась стоимость материалов, мы приняли решение сократить сроки строительства.

- За счет чего удалось ускорить темпы?

- Чтобы форсировать работы, мы наладили работу в двухсменном режиме, причем ночную смену усилили, и вахтовым методом, сегодня на арене в дневную смену трудятся 1,5 тыс. человек, а в ночную - 500. Работают по 12 часов со сменой вахты через две недели. В результате круглосуточно на площадке находятся около 2 тыс. человек, с учетом тех, кто отдыхает, как раз и получается около 4 тыс. 

Кроме того, внедрили инновационные системы управления строительством, благодаря чему сокращаем сроки выполнения работ, экономим бюджет строительства и отслеживаем качество стройки на всех этапах. Качество контролирует система LATISTA, разработанная в Обнинске: она организует взаимодействие между всеми участниками стройки, систематизирует процесс регистрации и устранения замечаний, помогает инспектировать качество выполненных работ. А бюджет и сроки строительства отслеживает система GPM, которую тоже разработали российские специалисты и которая, кстати, на сегодняшний день не имеет аналогов в мире.

- Что еще предстоит сделать в «Лужниках»?

- На сегодняшний день выполнено более 50% всех работ. Полностью готов козырек, на 80% - трибуны, заменено порядка 40 км различных коммуникаций. Идут работы по сооружению монолитного каркаса, возводится кирпичная кладка стен и перегородок. Начались работы по устройству внутренних инженерных коммуникаций и по черновой отделке помещений. Строительство инженерных коммуникаций планируется завершить до конца этого года.

Предусмотрен и целый ряд оригинальных решений, благодаря которым «Лужники» будут отличаться от других стадионов. Во-первых, у стадиона появится медиакровля, которую будет видно и с Воробьевых гор, и с Третьего транспортного кольца, и из других точек Москвы, - то есть оттуда можно будет следить за матчами. Во-вторых, большое внимание уделили истории отечественного спорта, соревнованиям, проходившим в «Лужниках», включая летнюю Олимпиаду-80. В-третьих, будут так называемые «интеллектуальные» решения: например, придя на стадион со своим смартфоном, можно будет приложить его к определенному штрих-коду и получить всю информацию о матче.  Мы провели анализ мировых стадионов, построенных и реконструированных за последние 15 лет. В итоге получается, что при наименьших затратах на реконструкцию «Лужники» станут обладать самыми высокими качественными характеристиками.

Александр Шибанов

 «Московская перспектива»