Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Москва «суперзвездная». Интервью Андрея Бочкарёва

С 1 по 4 июля пройдет десятый, юбилейный Московский урбанистический форум. В этом году его главная тема – «Города-суперзвезды. Уроки успешной трансформации». Получить статус города-суперзвезды непросто: с разнообразием технологий и конкуренцией за человеческий капитал вперед выходят те, кто реализует самые смелые идеи и уникальные проекты по повышению качества городской среды. И Москва явно заслуживает «суперзвездного» статуса. Об успешных столичных проектах и их влиянии на жизнь москвичей, об актуальных темах предстоящего форума, о месте Москвы в мировых рейтингах нашему корреспонденту рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Андрей Юрьевич, какое количество участников и спикеров ожидается в этот раз на урбанфоруме? Чего ожидаете от МУФа в этот раз?

— За свою десятилетнюю историю МУФ стал важным событием не только российского, но и международного уровня. В этот раз планируется участие более 350 иностранных и российских спикеров. Участие в конгрессе подтвердили более 80 иностранных спикеров из 27 стран. В этом году мы поговорим о самых успешных проектах, влияющих на жизнь человека в мегаполисе, обсудим стратегию развития городов-миллионников и глобальные вызовы, которые перед ними стоят, познакомимся с исследованием концепции звездности городов и не только…

—  Тема МУФ-2021 – «Города-суперзвезды. Уроки успешной трансформации». Может ли таким городом считаться сегодня Москва?

— В мире насчитывается 4,5 тысячи городов с населением более 150 тысяч человек, в них производится две трети мирового ВВП. Мегаполисов среди них не так уж много, но именно они влияют на экономическое благополучие своих стран. Задают же стандарт для всего мира самые инновационные, успешные, устремленные в будущее города-суперзвезды. Попасть в их число непросто, ведь в лидеры выходят те, кто реализует самые смелые идеи и уникальные проекты. Безусловно, Москва – один из них как яркий пример успешной урбанистической трансформации. Столица развивается, стремится к улучшению качества городской среды, комфортности проживания человека в огромном мегаполисе. Для этого мы реализуем мегапроекты в области транспорта, обновляем фонд недвижимости, строим в шаговой доступности социальные объекты, создаем привлекательные общественные пространства, обустраиваем парки, пешеходные зоны…

Кроме того, Москва может считаться городом-звездой, городом-лидером и в плане преодолений с наименьшими потерями глобальных кризисов – такого, как случился в прошлом году из-за пандемии COVID-19. Даже в самое непростое время наш город оставался ориентированным на человека, показав всему миру, на что он способен. В первую очередь я имею в виду подвиг наших строителей, которые с нуля возвели за месяц уникальный инфекционный центр в Новой Москве, где и сегодня продолжают спасать жизни людей. Не остановили мы и ключевые столичные стройки метро, дорог, жилья по соцпрограммам, вовремя выполнив все обязательства перед москвичами.

—  В чем секрет успешной трансформации Москвы?

—  Последние десятилетия показали, что для развития городов и заботы об их будущем нередко необходимы решительные меры и масштабные проекты. Именно они формируют «звездную» репутацию городов и становятся точками притяжения человеческого и финансового капитала. Такие меры были приняты в Москве 10,5 года назад, когда мэр Сергей Собянин главным вектором развития города обозначил полицентричность, а приоритетным направлением градостроительной политики стало развитие транспортной инфраструктуры, являющейся стартером привлечения инвестиций во все отрасли экономики. Именно она позволяет создать «город шаговой доступности», в котором человеку комфортно и удобно жить, работать и отдыхать. Жители мегаполиса ценят свое время, и наша задача – создать условия, чтобы они могли его экономить, высвобождая часы на самообразование, оздоровление, досуг и отдых. Реализованы и другие проекты, повысившие привлекательность Москвы в глазах не только москвичей, но и всего мира. Достаточно назвать такие выдающиеся, как парк «Зарядье», легендарные «Лужники», парк «Остров мечты», реконструкция ВДНХ…

Строится новое комфортное жилье и инфраструктура в рамках программы реновации и редевелопмента промзон, обустраиваются набережные. Приведу лишь некоторые цифры: с 2011 года мы ввели более 94,5 млн кв. метров недвижимости, включая 38,4 млн «квадратов» жилья, 303 детских сада, 113 школ, 102 объекта здравоохранения и 56 культуры, 142 спортивных сооружения, 717 объектов коммерческой недвижимости, 102 гостиницы. Впечатляющие масштабы!

—  Объемы транспортного строительства в Москве гигантские. Сколько линий метро, дорог введено в городе за 10,5 года. Как это повлияло на жизнь москвичей?

— Темпы одного только метростроения в последние годы в пять раз превышают те, что были в советские времена. С 2011 года в системе Московского метрополитена введено 179 км подземных и наземных линий, 59 новых станций метро и 31 станция МЦК. Это более половины объема сети метро, существовавшего в 2010 году. Мы строим самое протяженное в мире Большое кольцо метро – 70 км, 31 станция, 12 из которых уже принимают пассажиров. Когда кольцо замкнется, люди смогут экономить в поездках до получаса времени, а подземка заметно разгрузится. Уже сегодня задачу удвоить протяженность сети метро к 2025 году, которую поставил мэр Москвы Сергей Собянин, мы выполнили на 65%. Интегрируем в единую транспортную сеть Москвы железную дорогу, которая превращается в полноценный городской транспорт с тактовым движением поездов: ввели 344 км путей, на которых открыли 42 новых остановочных пункта, а 21 реконструировали. Впервые за последние 100 лет в Москве в этом году открыт новый железнодорожный вокзал Восточный. Активно строим и модернизируем улично-дорожную сеть: с 2011 года введено 1033 км дорог, около 300 мостов, эстакад, тоннелей и 254 пешеходных перехода. Таких объемов строительства Москва не знала за всю свою историю. И эффект не заставил себя долго ждать: если в 2010 году Москва задыхалась в автомобильных пробках, то сегодня она «едет». Пусть не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее. Миллионы москвичей получили в шаговой доступности скоростной рельсовый транспорт, время поездок горожан по Москве сократилось в среднем на полчаса – выдающийся результат для огромного мегаполиса. Свой эффект получил и метрополитен, в котором стало заметно свободнее. Этому способствовали и запуск в 2016 году МЦК, и открытие станций БКЛ, и то, что многие пассажиры пересели на железнодорожные диаметры – МЦД-1 и МЦД-2. Словом, с какой стороны ни посмотри – одни плюсы.

— Пандемия COVID-19 подтолкнула к активизации строительства объектов здравоохранения и модернизации всей системы в целом. А изменился ли подход к проектированию зданий, территорий, на которых они находятся?

—  Реализуя программу модернизации здравоохранения, мы решаем две задачи. Первая – обеспечить москвичей в шаговой доступности современными учреждениями медицинского профиля, где бы они могли получать необходимые услуги, проходить обследования и диагностику, посещать врачей самых востребованных специальностей. Вторая – создать здоровую среду в городе в целом в контексте стратегии «Здоровый город», которой придерживается Москва. Пандемия и события последних лет в целом показали, что в области проектирования медицинских учреждений назрела необходимость изменений. Поэтому мы не просто строим поликлиники, больницы, лечебные комплексы, но и создаем там «исцеляющую среду», что способствует предотвращению инфекционных заболеваний и улучшает психологическое состояние людей, повышает их иммунитет. Кстати, эта тема станет предметом подробного обсуждения на урбанфоруме в рамках панельной дискуссии «Иммунная система города. Новое прочтение законов эпидемиологического дизайна». Обсудим строительные стандарты проектирования зданий, повышающие эффективность превентивной медицины, затронем подходы к строительству больниц будущего. Поделимся и своим опытом создания здоровой среды. У нас есть удачный пример благоустройства Международного медицинского кластера «Сколково», направленного на формирование комфортной среды для пациентов. Там создаются «исцеляющие» сады, парковые пространства, влияющие на различные органы чувств человека. Сады объединят медучреждения в единую территорию с различными пешеходными и велосипедными маршрутами, кратчайшими тропами, ведущими к площадкам, сооружениям с лечебными процедурами. Кроме того, сады станут использоваться клиниками и в программах лечения и реабилитации.

— Как выглядит сегодня Москва в международных рейтингах, оценивающих успешность развития мегаполисов мира?

— Практически во всех сферах наш город в числе мировых лидеров. Так, в рейтинге устойчивости городов и их готовности к глобальным вызовам в будущем мы на почетном третьем месте – благодаря лидирующим позициям в вопросах борьбы с бедностью и доступностью городской среды, системе здравоохранения и экономике. Москва входит в первую десятку городов с наиболее развитыми системами городского транспорта (наряду с Сингапуром, Парижем, Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком). По темпам строительства дорог российская столица занимает второе место в мире, уступая только Шанхаю, а по интенсивности строительства транспортной инфраструктуры мы лидируем. Москва также признана городом с самой комфортной в мире социальной инфраструктурой и одним из самых «зеленых» городов планеты.