timelapse

«Мы создадим «новым москвичам» комфортную среду»

Темы в материале

До 1 июля 2016 года планируется утвердить Генеральный план развития новой Москвы и Правила землепользования и застройки территории. В этих документах большое внимание будет уделяться, в том числе, дорожному строительству, развитию метро и трамвайных линий. Проекты территориальных схем Троицкого и Новомосковского административных округов города были утверждены на заседании правительства Москвы на прошлой неделе. Сразу же после заседания заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин ответил на вопросы журналистов, среди которых был и обозреватель «Московской перспективы».

Марат Хуснуллин о территориальных схемах ТиНАО

- Какие принципы были заложены в основу территориальных схем ТиНАО?

- Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поручил нам в ближайшее время подготовить Генплан развития и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий ТиНАО. По сути, сегодня сделан первый значительный шаг к новому Генплану, так как принятые территориальные схемы являются и его основой, и основой ПЗЗ. А уже Генплан плюс ПЗЗ позволят детально проработать схемы развития каждого района и каждого населенного пункта. В основу разработки территориальных схем ТиНАО заложен принцип полицентрической структуры, что подразумевает создание устойчивых жилых районов, сбалансированных по численности населения, количеству рабочих мест и социальных объектов, причем с акцентом на их пешеходную доступность. Мы исходили из потребности снизить маятниковую миграцию. При этом предусмотрели максимальную застройку в первом поясе урбанизации, прилегающем к МКАД, с постепенным сокращением плотности застройки по мере удаления от старых границ Москвы.

- Городские власти серьезно занимаются решением транспортных проблем в новой Москве. На что делается ставка в первую очередь?

- Сейчас уже четко проработаны планы всего транспортного каркаса. Большим достижением на сегодняшний день является то, что спроектировано строительство метро, причем на первом этапе освоения новых территорий. Уже сейчас метро (Сокольническая ветка) дошло до станции «Саларьево». Мы рассматриваем также возможность продления подземки от Саларьева до района Коммунарка. Кроме того, в Коммунарку придет и абсолютно новая ветка метро протяженностью 18 км, свое начало она возьмет от станции «Улица Новаторов» строящегося Третьего пересадочного контура (второго кольца). Таким образом, Коммунарка – одна из важнейших точек экономического роста в ТиНАО, где будет комплексная застройка и крупнейший в Москве административно-деловой центр, соединится со старой частью города двумя ветками метро. В связи с этим в Саларьеве предполагается строительство сдвоенного депо для двух веток, раньше в планах было только одно депо.

Всего же к 2035 году в ТиНАО должно быть построено 45 км линий метрополитена, а когда появляется метро, вокруг него сразу же начинается активное развитие – строятся дома, офисы, социальная инфраструктура.

В результате реализации масштабного проекта по созданию транспортного каркаса к 2035 году протяженность магистральной дорожной сети увеличится на 700 км – с 611 до 1311. В частности, уже сейчас ведется реконструкция (а фактически новое строительство) главной транспортной артерии новой Москвы – Калужского шоссе. Это будет такая же полноценная дорога, как МКАД и вылетные магистрали – от 5 до 6 полос движения, с боковыми съездами, с выделенными полосами для движения общественного транспорта, с поперечными «связками» с заходом в микрорайоны, в том числе и трамвайными линиями, протяженность которых составит до 118,7 км.

Кроме того, более интенсивно в эту сторону уже в ближайшее время начнут ходить электрички Киевского и Курского направлений железной дороги. Эти две стратегические для новой Москвы линии должны собирать всех пассажиров, по ним будет осуществляться основной въезд в Москву.

- Предполагается ли пустить в новую Москву скоростные электрички по типу «Ласточек»?

- После строительства дополнительных путей пустят скоростные экспрессы по типу тех, которые сегодня ходят из Москвы в Тверь с остановкой в Крюково. По сути, это будет наземное метро.

- Сколько всего объектов недвижимости предполагается построить в ТиНАО и какую ее часть составит социальная инфраструктура?

– Всего к 2035 году планируется построить в ТиНАО 100 млн кв. метров недвижимости, из которых жилья – 60 млн кв. метров, а 40 млн – это объекты для создания рабочих мест, школы, детсады, поликлиники, больницы и др. Каждый активно развивающийся район новой Москвы должен иметь свой общественный центр.

- Какое количество рабочих мест планируется здесь организовать?

- До 2025 года на территории новой Москвы будут проживать 900 тыс. жителей. И хотя сегодня по официальной статистике численность населения ТиНАО составляет порядка 300 тыс. человек, в летние периоды там фактически проживает до 600 тыс. москвичей. По мере развития новой Москвы часть людей здесь будут жить постоянно. А в период до 2035 года количество постоянно проживающего населения возрастет до 1,5 млн человек. При этом будет создано достаточное количество рабочих мест – порядка 1 млн, что в перспективе позволит избежать так называемой маятниковой трудовой миграции, когда жители каждое утро едут через полгорода на работу, а вечером возвращаются назад. Поэтому наша главная задача – частично «оттянуть» сюда из Западного и Юго-Западного округов столицы тех, кто сейчас ездит на работу в центр Москвы. Для этого в ТиНАО строим новые кластеры с большим количеством рабочих мест. Например, сегодня в одном только поселке Румянцево, ставшем в новой Москве одной из точек экономического роста, уже создано 50 тыс. рабочих мест. На территории ТиНАО также построены индустриальный парк «Индиго», агрокластер «Фуд Сити», офисный центр «Ком Сити». Всего таких точек роста в новой Москве 12, сформированы они вокруг существующих поселков, таких как уже упомянутый поселок Румянцево, а также Мосрентген, Коммунарка, Внуково, Киевский, Щапово, Рогово, Рязаново, Ярцево, Вороново, Кленово и город Троицк.

При этом хочу подчеркнуть, что плотность застройки там останется низкой – не более 7–10 тыс. кв. метров на гектар. Сегодня площадь новой Москвы составляет порядка 147 тыс. га, поэтому есть где рассредоточить и жилую застройку, и нежилую недвижимость. Уверен, что мы создадим людям комфортную среду для проживания, работы и отдыха. В этом собственно и заключается главная цель нашей градостроительной политики.

- Какие замечания сделали жители Новомосковского и Троицкого округов в ходе обсуждения территориальных схем?

- Утвержденные схемы прошли публичные слушания, в которых приняли участие жители новых территорий. Со стороны новых москвичей поступило более 30 тыс. замечаний, большинство из них уже учтены. 
Больше всего жителей волновало, что будет с их садовыми участками. Мы предлагаем дачникам строить там малоэтажные дома. Если захотят, станут постоянными жителями новой Москвы – зарегистрируются в своем доме, будут там жить и также получат возможность работать рядом с домом. Учитывая, что населенные пункты ТиНАО газифицируют, желающих жить на природе наверняка будет немало. Зеленым насаждениям, за судьбу которых здесь переживали многие горожане, тоже ничего не угрожает. Все они станут частью природных зон: будущие парки с рекреацией, удобными подъездными дорогами учтены в территориальных схемах.

- Когда должен быть утвержден Генплан новых территорий?

- До 1 июля 2016 года планируем вынести на обсуждение жителей конкретизированный Генплан развития новой Москвы, а ПЗЗ будем, по всей видимости, утверждать частями, там, где произошли какие-то изменения.

Добавлю, что скорость развития ТиНАО напрямую зависит от состояния экономики. Развитие новой Москвы – это один из крупнейших проектов в мире. Фактически мы должны построить город-миллионник. Опыта такого строительства на сегодняшний день нет нигде на всем постсоветском пространстве и вообще в мире, за исключением Китая. При этом утвержденные территориальные схемы развития все же позволяют говорить, что этот масштабный проект мы успешно реализуем.

Жанна Авязова

 «Московская перспектива»