Панорамные проемы и огромное панно: оформление станции «Электрозаводская» БКЛ метро
Темы в материале:
Под новый год на Большой кольцевой линии метро (БКЛ) заработала еще одна станция «Электрозаводская» в Басманном районе. С ее открытием улучшится транспортная ситуация в районе, поскольку новая станция образует пересадочный узел с «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линии и одноименной платформой Казанского направления Московской железной дороги (МЖД). Новая пересадка на синюю ветку разгрузит Некрасовскую линию, а пассажиры смогут пересесть на уже действующий участок БКЛ от «Нижегородской» до «Авиамоторной».
О том, как создавался проект станции и об его особенностях порталу Стройкомплекса Москвы рассказал руководитель архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс» Александр Некрасов.
– С чего начинается работа архитектора над проектом?
– С размещения основных сооружений станций. Было много ограничений: например, нужно было сохранить охранные зоны реки. Кроме того, была поставлена задача расположить «Электрозаводскую» так, чтобы организовать удобную пересадку на одноименную действующую станцию Арбатско-Покровской линии. Это непростая задача – станции находятся под углом друг к другу. Осложняло ситуацию еще и то, что действующие тоннели – неглубокого заложения, и если сверху начинать строить переход, то могли быть подвижки, а это недопустимо с точки зрения движения, которое не прекращается во время работ. Мы долго прорабатывали варианты и нашли оптимальное решение. Сейчас проходим в торец станции, сооружаем лестницу. Работы ведутся в ночные часы, когда движение поездов по Арбатско-Покровской линии остановлено.
Конструкция станции – типовая, с колоннами в два ряда. По планировке она напоминает «Комсомольскую» Сокольнической линии метро. Станция получилась несимметричной: на одной стороне по балкону проходит пешеходная галерея, которую украшают большие панорамные проемы диаметром почти три метра. Это один из главных элементов декора «Электрозаводской». Следующий этап – разработка архитектурного решения.
– Московское метро – единственное в мире, где нет одинаковых по художественному оформлению станций. Чем удивит пассажиров «Электрозаводская»?
– У нас получилась монохромная станция. Белый оштукатуренный потолок, черные колонны и светильники с нержавеющим обрамлением.
Особенностью стало огромное панно «Битва героев». Оно расположилось на путевой стене, напротив пешеходной галереи, откуда через круглые ниши открываются виды на отдельные сюжеты. Длина декоративной композиции – 163 метра, высота – семь метров. Рассмотреть его полностью можно только пройдясь по платформе.
– Что изображено на панно?
– Панно воссоздает собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху древней Руси. Действие динамично разворачивается к центру композиции, где в сценах сражения участвуют разные персонажи.
Идеей для сюжета послужило предание, связанное с историей места, где расположена станция «Электрозаводская». Несколько веков назад здесь, на берегу Яузы, находилось подмосковное село Рубцово. Название, как считают историки, произошло от человека по прозвищу Рубец. Прозвали его так за рану, полученную в бою на защите московских рубежей.
Также в XIV-XV веках село Рубцово принадлежало боярам Квашниным, выходцам из Южного Галича, у которых ко времени правления Дмитрия Донского была прочная слава бесстрашных воинов, и одна ветвь носила фамилию Рубцовых.
– Есть ли подобные панно на других станциях?
– Ранее мы делали нечто похожее на станции «Битцевский парк» Бутовской линии, но по высоте и ширине оно меньше. Там использовалась современная графика и другая техника: специалисты создавали изображение с помощью компьютеров. Здесь же монументальное панно собственноручно выполнено художником и перенесено в оцифрованном виде в технике многоцветной печати на стекло.
– «Электрозаводская» будет пересадочной на одноименную станцию метро. Они перекликаются по дизайну?
– Особенность «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линии – в огромных круглых светильниках. На станции БКЛ мы тоже решили сделать круглые световые ниши, в нижней части которых смонтируют светильники. Отражение света распространяется по всему проему, создавая выразительное пространство.
Решение получилось очень современным, но в то же время перекликается со второй станцией. В низкой части платформы сделано точечное освещение – чтобы не было темных углов.
Необычно оформлено само название станции: оно состоит из маленьких цилиндриков, выполненных из нержавеющей стали, сами цилиндры шлифованные, а их торцы полированные, из-за разности фактур название хорошо читается.
– Все ли идеи удалось воплотить при создании проекта станции или от каких-то задумок пришлось отказаться?
– Все наши мысли и задумки были реализованы. Были небольшие замены в отделочных материалах, которые связаны, например, с закрытием карьеров по добыче природного камня.
– Какие материалы применялись при отделке?
– В метро ежедневно проходит большой поток людей. Поэтому материалы должны быть стойкие, антивандальные и простые в обслуживании. Здесь использовались натуральный камень, нержавеющая сталь и штукатурка на потолке: при необходимости его можно немного подкрасить.
– Как оформлен вестибюль станции?
– Единственный вестибюль со входом, выполненным в виде стеклянного портала, сделан полукругом, а из-за планировочных ограничений сзади он отрезан по прямой. В самом вестибюле синий потолок, символизирующий небесный купол, подчеркнут стенами из матового стекла, за которым встроены лампы, создающие ощущение пробивающегося дневного света.
– На станциях столичной подземки некоторые архитекторы и строители оставляют тайные автографы-«пасхалки». На «Электрозаводской» есть что-то подобное?
– На панно его автор, народный художник РФ Александр Рукавишников, поставил свою подпись. В честь открытия панно мы сделали памятную доску, которая закреплена на одной из колонн.
Ранее на станциях «Волоколамская» и «Строгино» на нескольких светильниках мы оставляли небольшие отверстия, складывающиеся в имена авторов, через которые проходил свет. Это не бросается в глаза, но если пройтись по станции и внимательно присмотреться, то их можно заметить.
– Каким вы видите дизайн метро через 10 лет?
– Идей достаточно, главное – не потерять качество. В строительстве больших объемов идет тренд на упрощение. Нынешние станции, конечно, не сравнить, например, с «Комсомольской» Кольцевой линии. Но эпоха диктует свои правила, и мы идем в ногу со временем.











