Панорамные проемы и огромное панно: оформление станции «Электрозаводская» БКЛ метро

Темы в материале:

Метро

Под новый год на Большой кольцевой линии метро (БКЛ) заработала еще одна станция «Электрозаводская» в Басманном районе. С ее открытием улучшится транспортная ситуация в районе, поскольку новая станция образует пересадочный узел с «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линии и одноименной платформой Казанского направления Московской железной дороги (МЖД). Новая пересадка на синюю ветку разгрузит Некрасовскую линию, а пассажиры смогут пересесть на уже действующий участок БКЛ от «Нижегородской» до «Авиамоторной».

О том, как создавался проект станции и об его особенностях порталу Стройкомплекса Москвы рассказал руководитель архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс» Александр Некрасов.

 

 

– С чего начинается работа архитектора над проектом?

– С размещения основных сооружений станций. Было много ограничений: например, нужно было сохранить охранные зоны реки. Кроме того, была поставлена задача расположить «Электрозаводскую» так, чтобы организовать удобную пересадку на одноименную действующую станцию Арбатско-Покровской линии. Это непростая задача – станции находятся под углом друг к другу. Осложняло ситуацию еще и то, что действующие тоннели – неглубокого заложения, и если сверху начинать строить переход, то могли быть подвижки, а это недопустимо с точки зрения движения, которое не прекращается во время работ. Мы долго прорабатывали варианты и нашли оптимальное решение. Сейчас проходим в торец станции, сооружаем лестницу. Работы ведутся в ночные часы, когда движение поездов по Арбатско-Покровской линии остановлено.

 

 

Конструкция станции – типовая, с колоннами в два ряда. По планировке она напоминает «Комсомольскую» Сокольнической линии метро. Станция получилась несимметричной: на одной стороне по балкону проходит пешеходная галерея, которую украшают большие панорамные проемы диаметром почти три метра. Это один из главных элементов декора «Электрозаводской». Следующий этап – разработка архитектурного решения.

– Московское метро – единственное в мире, где нет одинаковых по художественному оформлению станций. Чем удивит пассажиров «Электрозаводская»?

– У нас получилась монохромная станция. Белый оштукатуренный потолок, черные колонны и светильники с нержавеющим обрамлением.

Особенностью стало огромное панно «Битва героев». Оно расположилось на путевой стене, напротив пешеходной галереи, откуда через круглые ниши открываются виды на отдельные сюжеты. Длина декоративной композиции – 163 метра, высота – семь метров. Рассмотреть его полностью можно только пройдясь по платформе.

– Что изображено на панно?

– Панно воссоздает собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху древней Руси. Действие динамично разворачивается к центру композиции, где в сценах сражения участвуют разные персонажи.

 

 

Идеей для сюжета послужило предание, связанное с историей места, где расположена станция «Электрозаводская». Несколько веков назад здесь, на берегу Яузы, находилось подмосковное село Рубцово. Название, как считают историки, произошло от человека по прозвищу Рубец. Прозвали его так за рану, полученную в бою на защите московских рубежей.

 

 

Также в XIV-XV веках село Рубцово принадлежало боярам Квашниным, выходцам из Южного Галича, у которых ко времени правления Дмитрия Донского была прочная слава бесстрашных воинов, и одна ветвь носила фамилию Рубцовых.

– Есть ли подобные панно на других станциях?

– Ранее мы делали нечто похожее на станции «Битцевский парк» Бутовской линии, но по высоте и ширине оно меньше. Там использовалась современная графика и другая техника: специалисты создавали изображение с помощью компьютеров. Здесь же монументальное панно собственноручно выполнено художником и перенесено в оцифрованном виде в технике многоцветной печати на стекло.

– «Электрозаводская» будет пересадочной на одноименную станцию метро. Они перекликаются по дизайну?

– Особенность «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линии – в огромных круглых светильниках. На станции БКЛ мы тоже решили сделать круглые световые ниши, в нижней части которых смонтируют светильники. Отражение света распространяется по всему проему, создавая выразительное пространство.

 

 

Решение получилось очень современным, но в то же время перекликается со второй станцией. В низкой части платформы сделано точечное освещение – чтобы не было темных углов.

 

 

Необычно оформлено само название станции: оно состоит из маленьких цилиндриков, выполненных из нержавеющей стали, сами цилиндры шлифованные, а их торцы полированные, из-за разности фактур название хорошо читается.

– Все ли идеи удалось воплотить при создании проекта станции или от каких-то задумок пришлось отказаться?

– Все наши мысли и задумки были реализованы. Были небольшие замены в отделочных материалах, которые связаны, например, с закрытием карьеров по добыче природного камня.

– Какие материалы применялись при отделке?

– В метро ежедневно проходит большой поток людей. Поэтому материалы должны быть стойкие, антивандальные и простые в обслуживании. Здесь использовались натуральный камень, нержавеющая сталь и штукатурка на потолке: при необходимости его можно немного подкрасить.

 

 

– Как оформлен вестибюль станции?

– Единственный вестибюль со входом, выполненным в виде стеклянного портала, сделан полукругом, а из-за планировочных ограничений сзади он отрезан по прямой. В самом вестибюле синий потолок, символизирующий небесный купол, подчеркнут стенами из матового стекла, за которым встроены лампы, создающие ощущение пробивающегося дневного света.

– На станциях столичной подземки некоторые архитекторы и строители оставляют тайные автографы-«пасхалки». На «Электрозаводской» есть что-то подобное?

– На панно его автор, народный художник РФ Александр Рукавишников, поставил свою подпись. В честь открытия панно мы сделали памятную доску, которая закреплена на одной из колонн.

Ранее на станциях «Волоколамская» и «Строгино» на нескольких светильниках мы оставляли небольшие отверстия, складывающиеся в имена авторов, через которые проходил свет. Это не бросается в глаза, но если пройтись по станции и внимательно присмотреться, то их можно заметить.

– Каким вы видите дизайн метро через 10 лет?

– Идей достаточно, главное – не потерять качество. В строительстве больших объемов идет тренд на упрощение. Нынешние станции, конечно, не сравнить, например, с «Комсомольской» Кольцевой линии. Но эпоха диктует свои правила, и мы идем в ногу со временем.

 

Вопрос-ответ
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.

БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года. 

 

Назад

Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. ​В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».

Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.

7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково»«Аминьевская»«Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского»«Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская». 

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская». 

Назад

29 декабря 2021 года завершилась проходка всех тоннелей БКЛ метро. В однопутном исчислении было проложено более 148 км подземных линий.


Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/sobianin-zaviershiena-prokhodka-vsiekh-tonnieliei-bkl-mietro?from=cl

 

Назад

Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.

Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.

Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение»«Мнёвники», «Воронцовская»«Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».

При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.

Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.

На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн. 

Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.

В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:

  • на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
  • 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
  • 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
  • 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.

БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:

  • бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
  • датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
  • подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
  • освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
  • пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
  • лифты и тактильную плитку.

 

Назад

Большое кольцо метро

 

Подземный паркинг появится у станции «Электрозаводская»

Ольга Завершнева

Новости дня

Все новости