Игорь Войстратенко: «Наша цель - безопасное и комфортное столичное метро»
Более года назад в соответствии с соглашением между Ростехнадзором и правительством Москвы Комитету государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) переданы функции по надзору за объектами Московского метрополитена. О новых полномочиях Комитета и проделанной работе за прошедший год в интервью Порталу Стройкомплекса рассказал начальник Управления по контролю и надзору за объектами метрополитена Игорь Войстратенко.
- Игорь Михайлович, о каких полномочиях идет речь?
- В соответствии с достигнутым соглашением Комитету передана часть полномочий на объектах метро, включающая государственный строительный надзор, государственный горный надзор, государственный энергетический надзор, а также федеральный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности.
Первоочередной задачей было формирование нового специализированного подразделения - Управления по контролю и надзору за объектами метрополитена штатной численностью 53 человека, создание нормативно-правовой базы для его работы.
- Как вы подбирали кадры, которые будут вести контроль строящихся объектов столичной подземки?
- Были проведены конкурсы на замещение вакантных должностей, по результатам которых из более чем 800 претендентов удалось отобрать и принять на службу 37 специалистов, имеющих профильное образование и опыт работы. Тем не менее, проблема кадрового голода остается, но в то же время мы не можем брать в Комитет выпускников вузов без опыта работы. Прежде чем вести надзор нужно получить большую производственную практику. Поэтому найти специалистов-профессионалов в своей области, оказывается, не просто.
- В чем специфика надзора за возведением объектов столичной подземки?
- Специфика в том, что программой проверок мы должны охватить все стадии строительства. В рамках государственного строительного надзора специалисты Управления осуществляют надзор за качеством строительства на строящихся линиях и станциях.
При осуществлении энергонадзора инспекторы следят за эксплуатацией энергоустановок на действующих объектах метрополитена,выдают допуски на вводимые или реконструируемые подстанции.
В рамках надзора за соблюдением требований промбезопасности проверяют состояние технических устройств, таких как эскалаторы, лифты, краны, сети газопотребления,трубопроводы теплосети, компрессорные и другие.
Отмечу, что в функции Управления не входит проверка эксплуатации действующих линий и подвижного состава. Это относится к компетенции Ространснадзора и непосредственно Московского метрополитена.
– Успехами можете похвастаться?
– За текущий год специалисты Управления выдали допуски к эксплуатации на более чем 250 различных технических устройств. Это и уникальные тоннелепроходческие комплексы, которые применяются при прокладке тоннелей мелкого заложения, шахтные комплексы с клетьевыми и бадьевыми подъемами, грузоподъемные краны и механизмы, грунтозамораживающие установки. На новых станциях метро принято в работу 24 эскалаторных устройства и восемь лифтов для маломобильных групп граждан (два на станции метро «Спартак» и шесть - на новой станции «Тропарево»).
В ходе реализации полномочий по энергетическому надзору мы выдали 81 разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановок - это сложнейшие инженерные объекты, питающие тяговые подстанции, которые, кроме подпитки электромеханических устройств, освещения и сетей механизации, преобразуют переменный ток в постоянный и подают его на контактный рельс для питания электричеством подвижного состава. А также 75 тепловых пунктов, отвечающих за создание комфортного климата в подземке.
Как результат нашей работы отмечу, что только за последние полтора года введены в эксплуатацию электродепо «Печатники», первые пусковые комплексы депо «Братеево» и «Митино», 15 км новых линий и восемь станций метро. Завершен и готовится к открытию участок Сокольнической линии «Юго-Западная» - «Тропарево».
- Как часто вы проводите проверки на объектах?
- В первую очередь под жестким контролем специалистов Управления находятся строящиеся линии подземки. За 10 месяцев этого года в общей сложности проведено 542 проверки, включая 78 плановых проверок юридических лиц. За аналогичный период прошлого года проведено 379 проверок, в том числе 12 плановых.
Что касается плановых проверок, Мосгосстройнадзор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с планом работы на 2014 год, согласованным с Генпрокуратурой РФ. В графике проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитета на текущий год значится проверка 46 юридических лиц (для сравнения: в 2013 году было проверено шесть).
Летом нынешнего года специалисты Управления провели плановую проверку ГУП «Московский метрополитен» по направлению надзора за соблюдением требований промышленной безопасности и энергонадзора. Была проверена работа лифтов, эскалаторов, подъемных механизмов на действующих линиях и станциях, а также техническое состояние электроподстанций и тепловых пунктов. По всем случаям выявленных нарушений составлены акты, выданы предписания и протоколы об административном правонарушении. Большинство нарушений устранено в сжатые сроки, за ходом устранения оставшихся установлен жесткий контроль.
В 2015 году запланировали провести проверку 67 юридических лиц. Таким образом, мы охватим все организации, где эксплуатируются энергетические установки и опасные производственные объекты.
- Нам известно, ваши специалисты проверяют знания у столичных метростроевцев. Это действительно так?
- Мы участвуем в аттестационных комиссиях при проведении экзаменов на знание работниками строительных организаций основ промышленной безопасности, горной инженерии, вопросов энергетики и пр. В этом году Комитет значительно усилил работу в этом направлении. С целью проверки знаний строителей наши специалисты приняли участие в работе 26 комиссий учебных комбинатов и провели аттестацию 1439 инженерно-технических работников подрядных организаций. Надо отметить, что 273 из них не подтвердили свою квалификацию и были отправлены на переобучение.
По итогам работы прошлого года и 10 месяцев этого могу с уверенностью сказать, что уровень профессиональной подготовки работников подрядных организаций, занятых в метростроении, заметно улучшился.
Считаю, что совместными усилиями - строителей, проектировщиков и нашей службы - мы сможем добиться того, чтобы новое столичное метро было комфортным и безопасным.
Информационная служба портала