Портал Стройкомплекса: «Позволить рынку строить что захочется - плохая идея. Нужно задавать направления развития» - Ричард Бёрдетт
Темы в материале:
Один из крупнейших урбанистов мира, спикер III Московского урбанистического форума Ричард Бёрдетт (Лондон, Великобритания) рассказал в интервью Порталу Стройкомплекса о том, насколько полезны международные форумы-конференции в области градостроительного развития для чиновников, как найти компромисс между интересами бизнеса и горожан и на какой аспект стоит обратить особое внимание при проведении Московского урбанфорума в 2014 году.
- Как Вы считаете, насколько важно проведение градостроительных конференций, подобных Московскому урбанистическому форуму? Какую пользу они приносят?
- Такие мероприятия, как Московский урбанистический форум, играют очень важную роль. Они не просто собирают людей, а информируют тех, кто стоит у руля города. Так бывает не всегда и не везде. Чаще - политики просто собираются и сами все решают. А на форуме эксперты общаются с политиками, фактически призывая их вкладывать деньги в решение тех проблем, которые считают самыми важными.
В ходе форума участники получают много информации о городе. Эта информация показывает, насколько город многоуровневый, на что следует обращать внимание при решении городских проблем.
Хочу отметить, что тема, выбранная для нынешнего форума, - очень важная (развитие периферии мегаполиса. - Ред.). Тот факт, что Москва решила заниматься своими перифериями, - вызывает уважение. Многие города мира даже не пытаются взяться за это, поскольку задача слишком сложная.
- Какое будущее у столицы Великобритании в градостроительном плане?
- План Лондона похож на Москву в старых границах. Это круг, только поменьше, с рекой и с зеленым поясом вокруг. Кстати, этот пояс создан по проекту Лесли Патрика Аберкромби - величайшего градостроителя XX века - после Второй мировой войны с целью предотвращения дальнейшего разрастания города. Мэр Лондона сейчас наметил точечно несколько территорий, которые будут интенсивно развивать. Но все они имеют хорошую транспортную доступность: там есть дороги, железнодорожное сообщение, ходят автобусы.
- Какой совет в области градостроительства Вы можете дать московским властям?
- Хороший урок, который извлекают повсеместно, один: позволять рынку строить в городе именно то, что он хочет, - очень плохая идея. Я не говорю, что нужно вернуться к полному вмешательству государства в дела бизнеса, но нужно его направлять с градостроительной точки зрения, то есть задавать ему определенный вектор развития.
- Как можно регулировать развитие мегаполиса?
- Вектор развития мегаполиса определяет мастер-план (документ, в котором прописана экономическая составляющая всех принимаемых градостроительных решений, фиксируются целевые показатели по таким ключевым направлениям, как демография и миграция, уровень комфорта в городе, транспортная инфраструктура и т.д. - Ред.).
Этот документ ограничивает рынок, четко показывая бизнесу - в городе нельзя делать все, что захочется. И в то же время он дает бизнесу уверенность, определенность, что для него очень важно.
Я хочу еще сказать вот о чем. Соотношение между частными инвестициями и общественным благом - критическая вещь. Но хороший мастер-план отслеживает, мониторит и моделирует эти отношения: частную выгоду, инвестиции и общественное благо. Связь между экономическим и градостроительным развитием очевидна.
- Как в столице Великобритании удается найти компромисс между интересами бизнеса и общества?
- В Лондоне наблюдается жилищный кризис, поскольку стоимость квадратного метра достаточно высока и купить себе жилье могут не все. Я думаю, в Москве очень похожая проблема.
В Великобритании существует традиция предоставления социального жилья, которая меняется с приходом различных правительств, но все же остается. Например, на территории, которую приходит развивать девелопер, три из десяти многоэтажных домов должны быть доступными по цене (в прежние времена было пять домов из десяти). Вы скажете, это сумасшествие, никакой девелопер не будет строить при таких условиях, потому что не заработает больших денег. Но инвесторы делают это, потому что знают: так надо. Это один из способов моделирования отношений бизнеса и общества. Так мы находим компромисс между общественным благом и частным интересом.
- Как Вы считаете, на что стоит обратить внимание на Московском урбанистическом форуме, который пройдет в 2014 году?
- На всех конференциях нужно обязательно уделять внимание изменению климата, думая об уровне автомобилизации и деятельности человека. Никакого экономического развития не произойдет в мегаполисе, который не бережет окружающую среду. Вы живете в одном из величайших городов мира, в одной из мощнейших стран мира, и, конечно, нужно повысить ответственность за окружающую среду. Я думаю, обсуждения этого аспекта не хватало нынешнему форуму.
Наша справка
Ричард Бёрдетт - профессор урбанистики, почетный профессор архитектуры и градостроительства, директор программы Urban Age в центре LSE Cities (Лондонская школа экономики и политических наук). Urban Age - международное исследование, инициированное Лондонской школой экономики и политических наук, которое посвящено будущему городов и влиянию городов на будущее мира.
Бёрдетт был главным советником по архитектуре и градостроительству Лондонской Олимпиады 2012 года. С 2000 по 2006 год он консультировал мэра Лондона по вопросам архитектуры. Именно г-н Бёрдетт возглавлял X Венецианскую архитектурную биеннале.
Научные интересы Бёрдетта сосредоточены на взаимодействии между физическим и социальным мирами в современном городе. Он также исследует влияние урбанизации на социальную и экологическую сферы. Бёрдетт преподает в Лондонской школе экономики и политических наук, а также в Университете Нью-Йорка. Он член совета Королевского колледжа искусств в Лондоне и один из авторов масштабного доклада Urban Task Force для правительства Великобритании о будущем городов в стране. Когда Бёрдетт был куратором выставки «Глобальные города» в лондонской галерее Tate Modern, ее посетило более 300 тысяч человек. Он также принимал участие в редакции книг «Бесконечный город» (2007), «Жизнь в бесконечном городе» (2011) и «Трансформация городской экономики» (2013).
Алёна Терновая, собственный корреспондент
