Портал Стройкомплекса: «Не только пример Парижа может быть полезным для Москвы, но и наоборот» - Морис Леруа (Франция)
Темы в материале:
После присоединения новых территорий к Москве в 2012 году был проведен международный конкурс на концепцию развития большого города. Архитекторы и урбанисты из разных стран мира работали над проектами будущего российской столицы.
Идея объединения нескольких городов в агломерации (компактное скопление населенных пунктов, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. - Ред.) не нова и уже активно реализуется в некоторых странах мира. В Европе примером создания агломерации может служить идея объединения столицы Франции Парижа и его пригородов в крупный мегаполис, так называемый «Большой Париж», с численностью населения 11 млн человек. В перспективе он должен стать глобальной современной метрополией.
В интервью Порталу Стройкомплекса французский урбанист, бывший министр городского хозяйства французской столицы, куратор проекта «Большой Париж» и член жюри конкурсных проектов по развитию «Большой Москвы» Морис Леруа рассказал о том, почему у Парижа и Москвы много общего, с чего начинать развитие новых территорий мегаполиса, и о том, чему две мировые столицы могут поучиться друг у друга.
- Господин Леруа, помимо того, что и Париж, и Москва приросли новыми территориями, много ли общего между российской и французской столицами?
- У Москвы и Парижа много общего. Если говорить об экономической составляющей - это две столицы, в которых находится третья часть всего национального богатства и производится существенная часть валового национального продукта обеих стран. Второе - как и любые другие большие мегаполисы, наши города сталкиваются с одинаковыми транспортными проблемами: и москвичи, и парижане знают, что такое пробки.
У каждого города своя история, своя культурная идентичность, и в то же время они задаются одинаковым вопросом: как стать городом, комфортным для своих жителей? Именно над этой задачей работают и наши, и ваши архитекторы, урбанисты, чиновники.
- Как решается транспортная проблема в столице Франции?
- Я знаю, что Москва вкладывает огромные деньги в развитие транспортных сетей - строительство дорог и метро. В Париже мы тоже придерживаемся такого принципа. Порядка 20 миллиардов евро будет выделено, чтобы развить новую систему метрополитена: планируется построить 200 километров и 72 станции (для сравнения: в Москве до 2020 года будет построено 162 км линий и 78 станций метро. - Ред.).
- Как найти компромисс между перспективными планами мегаполиса и мнением горожан?
- Об этом вопросе стоит поговорить. Конечно, в каждой столице есть свои особенности - например, связанные с историей города, но не всегда легко найти понимание у жителей в вопросах нового строительства.
Несколько недель назад, работая с Маратом Хуснуллиным (заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. - Ред.) над Генпланом Москвы, мы обсуждали именно вопрос работы с общественностью. Нельзя игнорировать мнение населения, и значит, надо решать проблему вместе, вместе работать над проектами.
- Что посоветуете делать в первую очередь для развития новых территорий Москвы?
- Когда я был министром и отвечал за проект «Большой Париж», я стремился найти равновесие в вопросе развития самого Парижа и остальных территорий. Главная задача - вывести кварталы так называемого второго плана на другой уровень жизни. Но экономическое развитие есть там, где есть транспорт.
Поэтому в первую очередь отдаленным кварталам нужна транспортная помощь, чтобы они перестали быть анклавами. Капиталовложения в строительство увеличиваются тогда, когда появляется мощная транспортная сеть.
- Как привлечь инвесторов, заинтересовать их вкладывать средства в развитие новых территорий?
- Развивая новые земли, государство не может выдержать такого тяжелого финансового бремени, нужен частный капитал. Чтобы привлечь инвесторов, городу следует чем-то заинтересовать их. И в этом вопросе между мировыми мегаполисами очень жесткая конкуренция. Поэтому Москве нужно инициировать какие-то программы. Например, в развитии системы метро «Большого Парижа» участвует и частный капитал тоже. Одними налогами всех проблем не решить - ни в Москве, ни в Париже. Поэтому инвестиции - очень важный элемент в развитии такого масштабного проекта.
- Как Вы считаете, чему Москва и Париж могут поучиться друг у друга?
- Вы знаете, что международная команда под руководством Жана Мишеля Вильмонта и Антуана Грюмбаха работала над проектом развития «Большой Москвы» (во время проведения международного конкурса на развитие Московской агломерации. - Ред.), а ведь это те же самые архитекторы, которые работали над проектом «Большого Парижа» (во время международного конкурса в 2008 - 2009 гг. - Ред.). Очевидно, что Москва и Париж - два города, открытые для обмена опытом, проведения международных исследований и консультаций.
Если говорить о заимствовании каких-то московских идей для Парижа, я вспоминаю ваши скоростные поезда, которые привозят людей из аэропортов в центр Москвы за 35 минут (аэроэкспрессы. - Ред.). У нас такого нет, но мы планируем связать три аэропорта - Шарль де Голль, Орли и Ле-Бурже, поэтому Париж скопирует Москву в этом вопросе.
Всегда стоит учиться друг у друга. Нужно понимать, что не только пример Парижа может быть полезным для Москвы, но и наоборот.
Наша справка
Морис Леруа - урбанист, экс-министр по вопросам городского развития «Большого Парижа». Приглашен на должность советника заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, проводит консультации по вопросам актуализации Генерального плана развития Москвы.
Французский эксперт входил в состав жюри международного конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, который прошел в 2012 году.
Алёна Терновая, собственный корреспондент
