timelapse

«Ржавого пояса» уже на 70% не существует»

Темы в материале

Владимир Машкин о ходе реконструкции МКЖД, «сухих ногах» и «Ласточках».

До запуска пассажирского движения на Московской кольцевой железной дороге (МКЖД) остаются считанные месяцы. За лето городским властям совместно с подрядчиками предстоит завершить все запланированные работы, а в начале сентября дать старт первым поездам. Корреспондент «Московской перспективы» поговорил с генеральным директором ОАО «МКЖД» Владимиром Машкиным о том, как идет реконструкция кольца и будет ли новая транспортная система востребована пассажирами.

- Какие работы сейчас выполняются на МКЖД, что осталось сделать до запуска пассажирского движения?

– Для того чтобы приступить к перевозке пассажиров, необходимо завершить строительно-монтажные, пусконаладочные работы, провести комплексные испытания. После этого получить от соответствующих органов разрешительные документы для пуска движения.

Учитывая, что сроки весьма сжатые, сейчас подрядные организации ведут целый комплекс работ по всем направлениям. Это строительство транспортно-пересадочных узлов, электрификация, строительство нового главного пути.

Кроме того, должны быть выполнены все мероприятия по навигации, начиная от выхода из наземного городского транспорта и захода в вагон электрички МКЖД и наоборот – пассажиры должны, выйдя из вагона, быстро сориентироваться, в каком направлении находятся автобусные остановки, где станция метро и так далее. Если к навигации в метрополитене люди давно привыкли, то МКЖД – это совершенно новая транспортная система, поэтому наша задача сделать все указатели понятными и доступными.

- Как оцениваете готовность ТПУ на сегодняшний день?

– ТПУ мы уделяем особое внимание. Готовность у всех узлов разная. Например, «Ботанический сад», «Кутузово» и другие объекты, которые возводит ОАО «РЖДстрой», готовы процентов на 80, у остальных готовность порядка 50%. Есть проблемы с поставкой электрооборудования. Признаюсь, что на финише нам придется непросто, но мы задействуем все необходимые ресурсы, чтобы к установленному сроку все завершить. Уже сейчас работы почти на всех ТПУ организованы в две смены.

- Расскажите, как будут выглядеть эти ТПУ? Ведь МКЖД позиционируется как часть метрополитена, а москвичи привыкли к красоте и уникальности станций.

– Московский метрополитен – самый красивый в мире. Я был во многих странах и всегда обращал внимание на оформление подземки. Могу с уверенностью заявить, что по сравнению со многими странами Европы у нас станции – настоящие дворцы. Проектировщики МКЖД стремились заложить при оформлении транспортно-пересадоч-ных узлов строительные и отделочные материалы из природного камня по аналогии с метрополитеном. Конечно, мрамора у нас не так много, но другие натуральные камни присутствуют, например, гранит на устройстве полов.

- ТПУ на МКЖД будут нести только технологическую нагрузку или планируется создавать какие-то объекты с сопутствующей торговлей?

– В зависимости от пассажиропотока и прилегающих районов объекты торговли, сферы услуг действительно могут появиться, например, в теплых пешеходных переходах. Но говорить, что их будет много, я бы не стал. Ведь наша главная задача – обеспечить удобную пересадку с МКЖД на другие виды транспорта, поэтому мы не хотим перегружать строящиеся ТПУ лишними объектами. Кроме того, вблизи ряда станций МКЖД располагаются торговые центры, куда при необходимости может зайти пассажир.

Но здесь необходимо разделять объекты, которые мы также называем транспортно-пересадочными узлами или транспортно-поса-дочными узлами (что точнее определяет их суть). Их мы возводим для того, чтобы пассажир приехал на платформу и вышел в город либо перешел на другой вид транспорта. Но в Москве также реализуется масштабная программа по строительству ТПУ, которые будут представлять собой капитальные сооружения, в них будет присутствовать торговля, сфера услуг и развлечений, офисные помещения, гостиницы. Такие объекты будут строиться, в том числе вблизи станций МКЖД, с учетом мнения жителей и предпринимателей.

Все чаще в СМИ можно встретить термин «сухие ноги», утверждается, что по такому принципу планируется организовать пересадку с МКЖД на другие виды транспорта. Что он означает?

– Термин «сухие ноги» означает, что человек будет идти не на открытом воздухе. От осадков или воздействия солнечных лучей его будут защищать ограждающие конструкции. Это может быть как подземный или надземный пешеходный переход, так и территория, оборудованная навесом из триплекса, это специальный прозрачный материал. Но все-таки надо понимать, что МКЖД – это железная дорога, поэтому организовать повсеместно закрытые платформы невозможно. При этом нам удалось создать на 2/3 станций отапливаемые в холодное время года пешеходные переходы.

- Как вы думаете, будет ли МКЖД востребована пассажирами?

– Если заглянуть в историю, то Кольцевая железная дорога была построена по приказу Николая II. Первое время она работала именно как пассажирская транспортная система. Уже тогда лучшие инженеры страны видели в ней необходимость. Сегодня кольцо проходит в срединной части города, при этом в центре все пересадочные узлы сильно перегружены. Люди вынуждены с окраин ехать вглубь Москвы, чтобы там пересесть на соседнюю ветку метро и поехать обратно. МКЖД позволит совершать эти пересадки раньше, а значит, быстрее добраться до нужного места.

Если вы посмотрите территорию, которую пересекает МКЖД, то обнаружите, что вдоль нее расположены в основном промышленные объекты. Простой пример – территория ЗИЛа. Раньше это был один из крупнейших в стране автомобильных гигантов. Сейчас принято решение о реновации территории завода. С учетом тех объектов, которые там появятся, мы сегодня видим, что загрузка станции МКЖД ЗИЛ составит около 17 тысяч пассажиров в час пик. Похожая ситуация и на других узлах.

Конечно, мы не ожидаем в первые недели после открытия огромного количества пассажиров. Люди должны привыкнуть к новой транспортной системе, понять ее плюсы, перестроить свои привычные маршруты. Я уверен, что инфраструктура МКЖД будет привлекательна для пассажиров. У человека появится возможность выбора, на чем ему ехать. На ряде маршрутов он сможет сэкономить время, воспользовавшись МКЖД. Кроме того, нет необходимости спускаться под землю, и, что немаловажно, поезда и станции кольца оборудуют туалетами, чего опять же нет ни в метро, ни на наземном транспорте.

- Вы сказали, что нет необходимости спускаться под землю. Но ведь МКЖД проходит по территории промзон, многие находятся в запустении. Не самая приглядная картина открывается из окон. Так называемый «ржавый пояс» будет как-то обновляться?

– Действительно, понятие «ржавый пояс» укоренилось в умах москвичей. Эта железная дорога в советское и постсоветское время использовалась для перевозки грузов, поэтому предприятия, ныне в основной массе уже неработающие, создавались вдоль МКЖД. Но на данный момент уже 70% этого «ржавого пояса» не существует. Единственное, что сегодня осталось, – полоса отвода, где территория не приведена в порядок. К запуску пассажирского движения это будет исправлено. Более того, за пределами границ строительных площадок принято решение о благоустройстве прилегающих территорий, которые увидят из окна пассажиры. Этим займется департамент капитального ремонта.

Мы создаем транспортную систему. Если есть движение, есть и развитие. МКЖД станет центром притяжения для строительства жилой и коммерческой недвижимости. Если территория используется не по назначению, то она подлежит реновации.

- МКЖД – это электрички. Люди привыкли к тому, что этот вид транспорта не самый комфортный: жесткие пластмассовые сиденья, постоянный сквозняк летом, отсутствие систем климат-контроля, не говоря уже о таких услугах, как Wi-Fi. Что предложит МКЖД с точки зрения комфорта подвижного состава?

– По МКЖД будут ходить свыше 120 пар поездов в сутки.

Электрички будут новыми, оборудованными по самым современным технологиям: поезда «Ласточка», уже опробованные в олимпийском Сочи и сейчас эксплуатируемые на ряде направлений, в том числе по маршруту Москва – Зеленоград. Пассажиры уже смогли оценить их по достоинству.

Технические требования к подвижному составу были разработаны, согласованы и утверждены в 2012 году правительством Москвы и ОАО «РЖД». Для удобства выхода и посадки пассажиров в каждом вагоне предусмотрены три пары дверей. Поезда будут приспособлены для маломобильных граждан, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов. Предполагается, как я уже говорил, наличие туалетов.

- Как часто станут ходить поезда?

– Интервал движения поездов будет почти как в метро. Работать МКЖД станет с 6.00 утра до 01.00 ночи, как в метро. В общем, это и будет метро, такое же быстрое и удобное, только наземное.

- Расскажите о билетном меню.

– Билеты те же, что на метрополитене и наземном транспорте. То есть будет использоваться единая билетная тарифная система, успешно зарекомендовавшая себя при оплате проезда в общественном транспорте. Стоимость одной поездки будет сопоставима со стоимостью поездки в метро. Планируется использование всех видов проездных и льгот, установленных в Москве.

Александр Шибанов