timelapse

Сергей Собянин: Москва – это город, который не стареет

Темы в материале

Накануне 870-летия Москвы и 20-летнего юбилея газеты Metro столичный градоначальник Сергей Собянин дал эксклюзивное интервью, в котором рассказал, как удалось изменить город за последние несколько лет и какие ещё преобразования ждут москвичей в будущем.

- Чем для вас стал город за последние 5–6 лет?

- Судьбой. Делом всей жизни. Городом, за который переживаешь, огорчаешься, радуешься.

- Изменилось что-то в восприятии с момента прихода на эту должность?

- Стал лучше понимать и чувствовать Москву и москвичей. Это замечательный город, в котором есть место и занятия для всех. Город, который не стареет. Город, у которого богатая судьба и большое будущее.

- Московская агломерация – это понятие появилось только при вас. Что это и насколько значимо в масштабе страны?

- Москва – город, который не замкнут в себе. Он связан тысячами нитей – людских, экономических, культурных, информационных – со всей страной. Чем ближе к Москве, тем больше и сильнее эти связи. Порой считают, что город высасывает соки из страны, но я уверен, что, наоборот, Москва является локомотивом развития страны, прообразом её будущего экономического уклада. Москва – город, который стал реально конкурировать с ведущими мегаполисами мира.

- Начиная с 2015 года в Москве по программе "Моя улица" благоустроено более 200 улиц. Сколько обновлённых объектов появится в этом году? В головах людей только один вопрос: когда в центре всё же закончится ремонт?

- Ещё больше ста. На большей части улиц реконструкция уже закончена. На оставшихся будет закончена в ближайшее время. Центр города стремительно преображается. Открывает фасады исторических зданий, становится более светлым и безопасным, удобным для людей. Всё, что делается, делается не для бомонда и не для кучки людей, это делается для всех. И в первую очередь для простых людей, миллионы которых каждый день перемещаются на метро и наземном транспорте, ходят по московским улицам. Для людей, которые любят свой город.

- Планируется ли продолжение программы на следующие годы?

- В центральной части основные работы закончены. В других округах Москвы работы ещё непочатый край. Начиная работу в этом году, вы не боялись оставшегося негатива от прошлого – ведь только ленивый вас не клеймил, пока шли ремонтные работы… Я, конечно, понимаю людей, которые испытывают трудности, когда идёт масштабная стройка. Но, к сожалению, без этого никаких преобразований сделать невозможно. По поводу боязни – чувство ответственности у меня развито сильнее чувства страха.

- Вы принимаете очень много сложных, с точки зрения управленца мегаполисом, решений, которые до вас старались просто "не будоражить". И об этих решениях мало кто говорит на самом деле. Как давались все эти решения вам? Какие самые запоминающиеся и сложные?

- Самые сложные – это не те, что бросаются в глаза, а те, что меняют системы организации и управления. Например, системные и структурные изменения в образовании. Они напрямую касаются десятков тысяч педагогов и почти миллиона школьников. Цена ошибки огромна. Слава богу, вместе с образовательным сообществом Москвы мы прошли этот путь. Сегодня школьное образование Москвы находится в десятке лучших в мире.

Как зарекомендовала себя новая модель наземного городского пассажирского транспорта? Насколько возросла нагрузка на московский транспорт после того, как вы его сделали ближе с точки зрения конечного пользователя – я сейчас и про "Тройку", и про МЦК, и про трамваи новые…

- Резко выросло количество льготников – ветеранов, пенсионеров, студентов, которые стали больше пользоваться наземным транспортом, потому что льготы стали предоставляться не только в городских, но и коммерческих автобусах. И в целом за год количество пассажиров увеличилось на семь процентов. Это солидная прибавка. МЦК вышло почти на полную мощность и перевозит под 360 тыс. пассажиров ежедневно. При этом загрузка центральной части метро за счёт этого несколько уменьшилась.

- Важным направлением деятельности транспортного комплекса столицы является реконструкция инфраструктуры и обновление парка пассажирского транспорта. Какие тенденции сложились в этом направлении за последние годы?

- Парк автобусов обновился почти полностью, метро на треть. В городе начали появляться самые современные трамваи, вагоны метро, электрички.

- Какие транспортные артерии и станции метро вы планируете построить в ближайшие годы?

- Из крупнейших проектов – Солнцевскую, Кожуховскую, Дмитровскую ветки и Третий пересадочный контур метро. ТПК – крупнейший инфраструктурный проект Москвы за всю её историю – почти в три раза больше существующей Кольцевой метро. Больше МЦК, и пройдёт полностью в подземном варианте. На "Активном гражданине" есть возможность проголосовать за его будущее название. Первый участок ТПК от "Делового центра" до "Петровского парка" (Динамо) будет сдан в этом году.

- Реновация и новый облик города – как вы пришли к едва ли не самому масштабному проекту города за последние 40–50 лет и почему, на ваш взгляд, столкнулись сначала с таким недоверием? Как ситуация изменилась в настоящий момент?

- Реновация – это не выбор между хорошим и очень хорошим. Реновация – это выбор между возникновением огромного аварийного жилфонда или планомерным предоставлением москвичам современного комфортного жилья. События развивались настолько стремительно, что мы не всегда успевали ответить на все вопросы. Но, как мне кажется, нам удалось донести нашу позицию, москвичи нас услышали. В результате в программу вошло даже больше домов, чем планировали, – не 4,5 тысячи, а около 5 тысяч. В настоящее время активно идёт подбор стартовых площадок для строительства первых домов для программы.

- Вы вдохнули в ВДНХ новую жизнь – для многих, кстати, это тоже прошло незаметно, как будто так и было: чистая территория, отсутствие криминала, фестивали и учебные пространства заменили торговлю ширпотребом и контрафактом… Что ждёт ВДНХ в будущем? Каким этот проект видите вы?

- Быстрым преобразованиям, как и в парке Горького, способствовала политическая воля и на первом этапе слаженная работа всей городской команды. Было снесено около 400 различных объектов, которые превращали ВДНХ в банальный криминальный рынок.

ВДНХ – мегапроект мирового уровня. Кроме того, что есть уже сегодня, будет создан десяток новых музеев, ландшафтный парк, уникальный парк аттракционов с колесом обозрения, парк ремёсел и парк Героев (образовательный проект для подростков), космический и атомный павильоны, дополнительный выставочный комплекс. Почти все проекты находятся в активной фазе реализации и будут сданы в течение ближайших двух лет.

- День города и фестивали. Что ждёт москвичей и гостей столицы в эти праздничные дни?

- С подробной программой можно ознакомиться на Мос.ру. Всего не перечислишь. Будет точно интересно, праздник закончится большим фейерверком, который в этом году будет на час раньше. Приглашаю всех. С наступающим 870-летием Москвы! Кстати, последние раскопки на Биржевой площади говорят о том, что наша столица значительно древнее.

Мэр Москвы направил поздравление в адрес газеты Metro-Москва

Читателям и журналистам газеты "Metro Москва"

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с 20-летием вашей ежедневной газеты. "Metro Москва" пишет о делах столицы честно, актуально и интересно. Листая её по дороге на работу или домой, вы погружаетесь в ритм жизни современного мегаполиса. В любое время суток "Metro Москва" дарит пассажирам приятные минуты чтения и является хорошей альтернативой модным гаджетам. Пусть так и будет впредь! Желаю журналистам "Metro Москва" новых интересных проектов, а её читателям – доброго пути.

Владислава Александрова