timelapse

«Следом за городской средой меняются и горожане»

Темы в материале

Мэр Москвы Сергей Собянин посетил офис Rambler&Co, где дал интервью ведущим изданиям группы компаний. Как развивается город? Почему необходимы реформы? Как принимаются непопулярные решения? «Лента.ру» публикует ответы мэра на эти и другие вопросы. Полностью интервью можно прочесть на сайтах «Афиши», «Газеты» и «Чемпионата».

Мэр Москвы Сергей Собянин отвечает на вопросы «Ленты.ру»

​- «Лента.ру»: Город быстро меняется в последние годы. Люди и их привычки тоже меняются. Кто под кого подстраивается?

- Сергей Собянин: Взаимный процесс. Если на улицах становится чище, то и сорить не хочется. Если раньше потребность в благоустройстве была на одном уровне, то сейчас она совершенно другая. Мы начинали с благоустройства самых запущенных дворовых территорий, но к нам стали обращаться москвичи, которые просили взяться за их, казалось бы, обустроенные дворы: «Посмотрите, как у нас плохо». Раньше считалось, что это «лучше некуда», а потом оказалось, что горожан такой уровень вовсе не устраивает. Потребности, как и восприятие окружающего пространства, очень быстро меняются. Мы не ориентируемся на то, чтобы поменять москвичей. Но если мы меняем городскую среду, то следом, как мне кажется, меняется и ощущение города, и сами горожане.

- Становясь мэром, вы понимали, что вам придется менять всю систему, а не подкручивать отдельные гайки?

- Абсолютно отчетливо понимал, никаких сомнений у меня в этом не было. У меня был богатый региональный опыт. Я понимал, что без реформирования бюджетной системы и системы городского управления продвигаться дальше невозможно. Пустой патернализм, заигрывание с избирателями приведет к краху любую систему. К примеру, в начале 2011 года у нас был долг перед банками 300 миллиардов рублей, хотя на самом деле никаких объективных предпосылок к тому, чтобы набирать такие долги, не было. Зато было желание закидывать проблемы деньгами и заигрывать с избирателями. За эти годы половину долга мы уже выплатили, несмотря на то, что бюджет в сопоставимых величинах в последние три года не увеличивается, а даже снижается.

- Многие ваши решения, как, например, платные парковки или введение платы за капремонт можно назвать непопулярными. Такие решения могут стоить кресла на следующих выборах. Что вам дает уверенность в своих действиях?

- Мы же проводим эти реформы не ради реформ, а для того, чтобы улучшить ту или иную сферу деятельности. Если мы вводим платные парковки, то рассчитываем, что в ближайшем будущем должна измениться транспортная ситуация. В центре города сразу стало свободнее, ускорилось движение. Если мы реформируем систему образования, то уже буквально в течение года-двух мы должны видеть результаты. Качество школьного московского образования стало в два раза лучше по всем параметрам, чем было пять лет назад. Конечно, каждая из этих реформ чрезвычайно болезненная. Но если пациента гладить по головке и кормить сладким, вряд ли он выздоровеет. В конечном итоге все станет только хуже. Тебя тогда точно не изберут. Но чтобы решиться на непопулярные реформы, нужно быть уверенным в своей команде и знать точно, что эти решения дадут положительный результат.

- При текущих темпах строительства транспортной инфраструктуры справедливо задать вопрос: ждут ли Москву пятиуровневые развязки, как в Шанхае, или есть возможность сохранить нетронутыми какие-то локальные зоны и районы?

- Мы не собираемся по всему городу строить пятиуровневые развязки. В этом нет никакого смысла. Есть такой эффект: чем больше строишь дорог, тем больше на них выезжает автомобилей. А запас автомобилей у нас большой, их количество за последние годы увеличилось на четверть, и если они все одновременно выедут на улицу, то никакие развязки не помогут. Поэтому есть смысл строить развязки в транспортных узлах на пересечении с МКАД, в каких то сложных местах внутри города. Это локальное строительство, необходимое там, где стоят глухие пробки и существует очевидная проблема. Поэтому никаких многоуровневых развязок, например, в центре города не будет. Что касается создания комфортной среды — конечно, мы строим не только развязки и дороги, но создаем инфраструктуру, максимально приближенную к жителям: бульвары, парки, скверы, дворы. Мне кажется, это все сбалансировано.

- В «новой Москве» идет интенсивное строительство. Что планируется там с точки зрения общественного пространства, культуры, других центров притяжения? Стоит ли москвичу ехать в «новую Москву»?

- Мы вообще за то, чтобы москвичам не нужно было каждый день перемещаться из одного конца города в другой. Для этого мы изменили всю градостроительную политику, стараясь не только жилье строить, но и создавать одновременно рабочие места - все для того, чтобы уменьшить эту ежедневную маятниковую миграцию. В «новой Москве» происходит то же самое. С того момента, когда «новая Москва» вошла в состав «старой», количество ее жителей увеличилось на 80 тысяч, но при этом количество рабочих мест тоже увеличилось на 80 тысяч. То есть создание новых рабочих мест идет там с опережением. Это поможет закрыть тот дефицит, который есть в спальных районах: Бутово, Солнцево, Переделкино. Проезжая утром по Киевскому шоссе, вы увидите, что там уже приличные потоки идут не только в город, но и из города. В ближайшее время мы закончим проект генерального плана развития этой территории, вынесем на обсуждение. Тогда уже станет понятно, какие там будут центры притяжения и инфраструктура.

- Как складываются у вас отношения с районом Москва-Сити? Насколько известно, недавно было принято решение о расширении делового центра за территорию ТТК.

- Я говорил как-то, что решение, принятое в свое время по строительству Москва-Сити, вряд ли добавит плюсов Москве, но за последние годы большинство ошибок было исправлено или находится в процессе исправления. Мы вложили в транспортную инфраструктуру десятки миллиардов рублей. В ближайшее время, надеюсь, приступим к строительству северного дублера, заработает МКЖД, часть Третьего пересадочного контура метро будет также проходить рядом. То есть Сити все больше и больше становится доступным с точки зрения транспорта. Я надеюсь, что в течение трех-четырех лет все объекты инфраструктуры и девелопмента будут завершены.

- Летом проходили общественные слушания по проекту развития новой территории МГУ. Обсуждался вопрос, будет ли территория этого мегапроекта закрытой или же доступной для жителей окрестных домов.

- Научно-технологический кластер создается так, чтобы он был открытым пространством, доступным всем горожанам и студентам. В этом плане в МГУ есть традиция - на Воробьевых горах огромное пространство и территория, совершенно открытая для всех желающих.

- На днях должен заработать обновленный портал mos.ru. Он сильно отличается от того, что было раньше?

- Все города проходили этот этап. Вначале каждое министерство, каждый департамент, каждое учреждение создает свои сайты, порталы и начинает работать по своему ведомству. В результате в Москве тысячи сайтов, принадлежащих бюджетным учреждениям и организациям. Тратится большое количество денег, а эффект от этого неочевиден. Поэтому, как все большие города, мы аккумулируем все эти ресурсы на едином городском портале. Я уверен, что это даст определенную синергию. На одном портале можно будет узнать все основные городские новости, получить городские услуги, узнать о работе городских служб, ознакомиться со всеми возможностями, которые есть в городе, написать заявление, жалобу и так далее. И через этот же портал выйти на какие-то специализированные ресурсы, если необходимо. Ну, и дизайн нового портала будет более дружелюбным и современным.

- Можно ли выделить какие-то группы москвичей, которые больше всех выигрывают от ваших реформ?

- Москвичи очень разные. Важно, чтобы город был удобен для всех, учитывал все интересы. Это и подростки, и молодежь, и пожилое население, работники государственных учреждений, частных компаний, промышленности, инновационного бизнеса. Город не может быть ориентирован только на одну группу, он сразу проиграет, не сможет развиваться. Это было бы большой ошибкой.

lenta.ru