«Следом за городской средой меняются и горожане»
Темы в материале:
Мэр Москвы Сергей Собянин посетил офис Rambler&Co, где дал интервью ведущим изданиям группы компаний. Как развивается город? Почему необходимы реформы? Как принимаются непопулярные решения? «Лента.ру» публикует ответы мэра на эти и другие вопросы. Полностью интервью можно прочесть на сайтах «Афиши», «Газеты» и «Чемпионата».
Мэр Москвы Сергей Собянин отвечает на вопросы «Ленты.ру»
- «Лента.ру»: Город быстро меняется в последние годы. Люди и их привычки тоже меняются. Кто под кого подстраивается?
- Сергей Собянин: Взаимный процесс. Если на улицах становится чище, то и сорить не хочется. Если раньше потребность в благоустройстве была на одном уровне, то сейчас она совершенно другая. Мы начинали с благоустройства самых запущенных дворовых территорий, но к нам стали обращаться москвичи, которые просили взяться за их, казалось бы, обустроенные дворы: «Посмотрите, как у нас плохо». Раньше считалось, что это «лучше некуда», а потом оказалось, что горожан такой уровень вовсе не устраивает. Потребности, как и восприятие окружающего пространства, очень быстро меняются. Мы не ориентируемся на то, чтобы поменять москвичей. Но если мы меняем городскую среду, то следом, как мне кажется, меняется и ощущение города, и сами горожане.
- Становясь мэром, вы понимали, что вам придется менять всю систему, а не подкручивать отдельные гайки?
- Абсолютно отчетливо понимал, никаких сомнений у меня в этом не было. У меня был богатый региональный опыт. Я понимал, что без реформирования бюджетной системы и системы городского управления продвигаться дальше невозможно. Пустой патернализм, заигрывание с избирателями приведет к краху любую систему. К примеру, в начале 2011 года у нас был долг перед банками 300 миллиардов рублей, хотя на самом деле никаких объективных предпосылок к тому, чтобы набирать такие долги, не было. Зато было желание закидывать проблемы деньгами и заигрывать с избирателями. За эти годы половину долга мы уже выплатили, несмотря на то, что бюджет в сопоставимых величинах в последние три года не увеличивается, а даже снижается.
- Многие ваши решения, как, например, платные парковки или введение платы за капремонт можно назвать непопулярными. Такие решения могут стоить кресла на следующих выборах. Что вам дает уверенность в своих действиях?
- Мы же проводим эти реформы не ради реформ, а для того, чтобы улучшить ту или иную сферу деятельности. Если мы вводим платные парковки, то рассчитываем, что в ближайшем будущем должна измениться транспортная ситуация. В центре города сразу стало свободнее, ускорилось движение. Если мы реформируем систему образования, то уже буквально в течение года-двух мы должны видеть результаты. Качество школьного московского образования стало в два раза лучше по всем параметрам, чем было пять лет назад. Конечно, каждая из этих реформ чрезвычайно болезненная. Но если пациента гладить по головке и кормить сладким, вряд ли он выздоровеет. В конечном итоге все станет только хуже. Тебя тогда точно не изберут. Но чтобы решиться на непопулярные реформы, нужно быть уверенным в своей команде и знать точно, что эти решения дадут положительный результат.
- При текущих темпах строительства транспортной инфраструктуры справедливо задать вопрос: ждут ли Москву пятиуровневые развязки, как в Шанхае, или есть возможность сохранить нетронутыми какие-то локальные зоны и районы?
- Мы не собираемся по всему городу строить пятиуровневые развязки. В этом нет никакого смысла. Есть такой эффект: чем больше строишь дорог, тем больше на них выезжает автомобилей. А запас автомобилей у нас большой, их количество за последние годы увеличилось на четверть, и если они все одновременно выедут на улицу, то никакие развязки не помогут. Поэтому есть смысл строить развязки в транспортных узлах на пересечении с МКАД, в каких то сложных местах внутри города. Это локальное строительство, необходимое там, где стоят глухие пробки и существует очевидная проблема. Поэтому никаких многоуровневых развязок, например, в центре города не будет. Что касается создания комфортной среды — конечно, мы строим не только развязки и дороги, но создаем инфраструктуру, максимально приближенную к жителям: бульвары, парки, скверы, дворы. Мне кажется, это все сбалансировано.
- В «новой Москве» идет интенсивное строительство. Что планируется там с точки зрения общественного пространства, культуры, других центров притяжения? Стоит ли москвичу ехать в «новую Москву»?
- Мы вообще за то, чтобы москвичам не нужно было каждый день перемещаться из одного конца города в другой. Для этого мы изменили всю градостроительную политику, стараясь не только жилье строить, но и создавать одновременно рабочие места - все для того, чтобы уменьшить эту ежедневную маятниковую миграцию. В «новой Москве» происходит то же самое. С того момента, когда «новая Москва» вошла в состав «старой», количество ее жителей увеличилось на 80 тысяч, но при этом количество рабочих мест тоже увеличилось на 80 тысяч. То есть создание новых рабочих мест идет там с опережением. Это поможет закрыть тот дефицит, который есть в спальных районах: Бутово, Солнцево, Переделкино. Проезжая утром по Киевскому шоссе, вы увидите, что там уже приличные потоки идут не только в город, но и из города. В ближайшее время мы закончим проект генерального плана развития этой территории, вынесем на обсуждение. Тогда уже станет понятно, какие там будут центры притяжения и инфраструктура.
- Как складываются у вас отношения с районом Москва-Сити? Насколько известно, недавно было принято решение о расширении делового центра за территорию ТТК.
- Я говорил как-то, что решение, принятое в свое время по строительству Москва-Сити, вряд ли добавит плюсов Москве, но за последние годы большинство ошибок было исправлено или находится в процессе исправления. Мы вложили в транспортную инфраструктуру десятки миллиардов рублей. В ближайшее время, надеюсь, приступим к строительству северного дублера, заработает МКЖД, часть Третьего пересадочного контура метро будет также проходить рядом. То есть Сити все больше и больше становится доступным с точки зрения транспорта. Я надеюсь, что в течение трех-четырех лет все объекты инфраструктуры и девелопмента будут завершены.
- Летом проходили общественные слушания по проекту развития новой территории МГУ. Обсуждался вопрос, будет ли территория этого мегапроекта закрытой или же доступной для жителей окрестных домов.
- Научно-технологический кластер создается так, чтобы он был открытым пространством, доступным всем горожанам и студентам. В этом плане в МГУ есть традиция - на Воробьевых горах огромное пространство и территория, совершенно открытая для всех желающих.
- На днях должен заработать обновленный портал mos.ru. Он сильно отличается от того, что было раньше?
- Все города проходили этот этап. Вначале каждое министерство, каждый департамент, каждое учреждение создает свои сайты, порталы и начинает работать по своему ведомству. В результате в Москве тысячи сайтов, принадлежащих бюджетным учреждениям и организациям. Тратится большое количество денег, а эффект от этого неочевиден. Поэтому, как все большие города, мы аккумулируем все эти ресурсы на едином городском портале. Я уверен, что это даст определенную синергию. На одном портале можно будет узнать все основные городские новости, получить городские услуги, узнать о работе городских служб, ознакомиться со всеми возможностями, которые есть в городе, написать заявление, жалобу и так далее. И через этот же портал выйти на какие-то специализированные ресурсы, если необходимо. Ну, и дизайн нового портала будет более дружелюбным и современным.
- Можно ли выделить какие-то группы москвичей, которые больше всех выигрывают от ваших реформ?
- Москвичи очень разные. Важно, чтобы город был удобен для всех, учитывал все интересы. Это и подростки, и молодежь, и пожилое население, работники государственных учреждений, частных компаний, промышленности, инновационного бизнеса. Город не может быть ориентирован только на одну группу, он сразу проиграет, не сможет развиваться. Это было бы большой ошибкой.