На всех участках Большой кольцевой линии (БКЛ) метро ведутся работы по проектированию и строительству станций, кольцо планируется замкнуть в 2023 году. Генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков рассказал в интервью порталу Стройкомплекса о конструктивных решениях и архитектурных особенностях одной из будущих станций БКЛ – «Электрозаводская».
– Сергей Анатольевич, на Большом кольце метро будет 31 станция. Каждая очень значима в этом мегапроекте. Как изменится транспортная ситуация с открытием станции «Электрозаводская» на БКЛ?
– Основная задача Большой кольцевой линии – связать все существующие и будущие радиальные линии метро для создания удобных пересадок в удалении от центра города. Также она улучшит ситуацию на критически загруженных участках действующей Кольцевой. К примеру, станция БКЛ «Электрозаводская» сможет разгрузить центральные узлы метро и северные участки Калининской, Арбатско-Покровской и Сокольнической линий. Она улучшит транспортное обслуживание района Басманный.
Отмечу, что после открытия всех станций БКЛ время пассажиров в пути существенно сократится – на 10-30 минут.
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ – 70 км, на нем расположены с 31 станция и три электродепо.
БКЛ стала самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав бывшего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Впервые план создания второй кольцевой линии возник в 1947 году, когда еще строилась первая Кольцевая. Различные планы предлагались в 1970-е, 1980-е и 2000-е годы, но проект реализован не был. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Назад
Большое кольцо соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно сделать порядка 50 пересадок. В ходе строительства Большого кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошёвский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща.
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ - «Авиамоторную», «Лефортово» и «Нижегородскую». В канун нового, 2021 года, была запущена станция «Электрозаводская».
Станции «Мнёвники» и «Народное Ополчение» открыты 1 апреля 2021 года.
7 декабря 2021 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке Большой кольцевой линии. Среди них – девять новых станций: Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная – «Каховская».

1 марта 2023 года президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли последний участок нового кольца, на котором находится девять станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Назад
Линия была построена в максимально короткие сроки – в течение 10 лет, при этом со дня открытия первой станции БКЛ в 2018 году и до завершения строительства прошло всего пять лет.
Справиться с трудностями удалось благодаря применению передовых технологий строительства.
Так, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов. Эту технологию использовали на перегонах «Народное Ополчение» – «Мнёвники», «Воронцовская» – «Зюзино», а также при строительстве пересадки «Петровский парк» – «Динамо».
При строительстве станции «Нижегородская» применили технология top-down, когда подземная часть возводится «сверху-вниз» от уровня земной поверхности. Сначала бетонируют перекрытия и сваи-колонны, а потом работы идут вглубь с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволяет работать в условиях плотной застройки и экономит время.
Станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей центрального ядра делового центра «Москва-Сити». Чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были смонтированы виброгасящие плиты, поглощающие колебания от движения поездов.
На станции «Текстильщики» впервые в истории Московского метро головную часть 10-метрового тоннелепроходческого щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде. Уникальная операция выполнялась с помощью портальной системы, которая имеет возможность вести работу с весом порядка 1,2 тыс. тонн.
Ранее щит опускали по частям с помощью кранов-многотонников и монтировали уже в котловане. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа ТПМК.
В ходе строительства был установлен ряд строительных рекордов:
- на станции БКЛ «Марьина Роща» установлены самые длинные эскалаторы в столичном метро протяженностью 130 метров;
- 33 тоннелепроходческих щита было задействовано при строительстве БКЛ;
- 20 тыс. человек участвовали в строительстве Большого кольца;
- 500 погонных метров за месяц прошел щит «Лилия» при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ.
БКЛ полностью соответствует высоким стандартам Московского транспорта, которые включают:
- бесстыковой путь – технологию, обеспечивающую комфорт пассажиров, плавность и тишину поездок в метро, увеличение срока службы инфраструктуры;
- датчики на основе RFID-меток – путевые датчики, помогающие машинистам управлять поездами точнее и безопаснее;
- подогрев ступеней в вестибюлях – зимой не образуется наледь и повышается безопасность пассажиров;
- освещение – подобрана оптимальная освещенность на станциях, что позитивно влияет на настроение пассажиров;
- пожаробезопасные зоны для маломобильных пассажиров, куда подается свежий воздух – в случае чрезвычайной ситуации здесь можно укрыться от пожара;
- лифты и тактильную плитку.

Назад
– Станция расположится на границе Центрального и Восточного округов Москвы. На какое количество пассажиров она рассчитана?
– После открытия станции БКЛ «Электрозаводская» появится пересадочный узел с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии и платформой Казанского направления Московской железной дороги. Таким образом, пассажиропоток этой станции БКЛ составит 337 тыс. человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик – 33,7 тыс. пассажиров в час.

– Сколько потребуется вестибюлей и эскалаторов для такого количества людей?
– У станции будет один наземный вестибюль. Для выхода пассажиров на поверхность установят четыре эскалатора, их монтаж начнут летом, а осенью справа от них установят лифт для маломобильных людей.
Далее по коридору от эскалаторов вы попадете на платформу. Кстати, тоннели до станции уже готовы. Нам пришлось работать в сложных гидрогеологических условиях, так как трасса проходила под рекой Яузой и железнодорожными путями.


– Когда будет готова станция?
– Сейчас финишируют монолитные и гидроизоляционные работы. После мы приступим к возведению перегородок технических и служебных помещений, первичной отделке и монтажу внутренних инженерных систем. К концу 2020 года планируем завершить основные строительные работы.
– Чем сможет похвастаться станция «Электрозаводская» в плане дизайна?
– Архитектурный облик вестибюля будет складываться из контрастного сопоставления облицовочных материалов – гладкие панели триплекса – это многослойное стекло – и алюминиевые просечные панели со стеклянными полированными поверхностями витражей.
Уже четко прослеживается главный элемент декора станции – большие панорамные проемы, в нижней части которых смонтируют светильники.

По задумке архитекторов, отражение света должно распространяться по всему проему и тем самым создавать выразительное пространство. На моем опыте в метростроении такие конструктивные решения применяются впервые.
Проемы выполнены из массивной опалубки диаметром три метра и размещены по обеим сторонам путевых стен на уровне верхней части колонн. Над центральным залом станции разместятся технологические помещения для служб московского метрополитена.

Колористические решения станции, вестибюля, переходов и лестниц выполнят в едином архитектурно-художественном стиле. В отделке присутствуют натуральные камни – гранит и мрамор, а также современные и износостойкие материалы из сэндвич-панелей.
– Какие еще станции БКЛ строит «Мосметрострой»?
– Помимо «Электрозаводской» мы строим на Большой кольцевой станции «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща», а также «Авиамоторная» и «Лефортово». Последние две откроются для пассажиров уже в этом году.
Напомним, длина БКЛ с 31 станцией составит около 70 км. Первый участок линии от «Петровского парка» до «Делового центра» открылся в феврале 2018 года. Также в декабре 2018 года открыли одну из самых сложных станций – «Савёловская». Она вошла в состав первого участка БКЛ на северо-западе столицы.
Сквер и мост через Яузу появятся в ТПУ «Электрозаводская»
Роботы создали панели для двух станций БКЛ
26 станций метро начнут строить в Москве в 2020 году
Все о строительстве Большого кольца метро