Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

В отделке новых станций метро впервые применили стеклофибробетон

При отделке станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро «Авиамоторная» и «Лефортово» впервые в истории столичного метростроения применили инновационный материал – стеклофибробетон (СФБ). Все подробности узнали у заместителя генерального директора Концерна «КРОСТ» Андрея Сазонова.

Российские специалисты усовершенствовали технологию создания этого уникального материала — собственная лаборатория и проектно-технологический институт позволяют Концерну «КРОСТ» экспериментировать с составами бетонов и создавать уникальную «книгу рецептов» по изготовлению бетонных смесей.

- Что такое стеклофибробетон и почему ему уделяется так много внимания?

- Стеклофибробетон сейчас востребован во всем мире. Знаковые объекты –павильон «Мост» в испанской Сарагосе от ZahaHadidArchitects, фасад Музея Фонда искусств TheBroad в Лос-Анджелесе по проекту DillerScofidio + Renfro, Национальный музей Катара в Дохе Жана Нувеля и павильон «Заповедное посольство» в парке «Зарядье».

 

 

Напомню, что криволинейный фасад павильона в «Зарядье» формировался путем послойного напыления СФБ на металлокаркас. Этот метод вызвал неподдельный интерес специалистов во всем мире.

Также среди наших реализованных проектов – входная группа станции «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии метро, беседки, лавочки и малые архитектурные формы в таких проектах как благоустройство Курчатовского института, набережная парка «Зарядье», парков и аллей на ВДНХ, в Лианозово и на других общественных пространствах Москвы.

 

 

Стеклофибробетон – это современный композитный легкий и сверхпрочный материал. Он состоит из минеральных кварцевых нитей, которые выполняют роль арматуры в бетонной матрице.

Нити принимают на себя внешние нагрузки, тем самым возрастают технические характеристики – прочность на изгиб и сжатие, ударная вязкость. Эти эксплуатационные характеристики делают область применения стеклофибробетона поистине безграничной.

 

Стеклофибробетон изобрели в конце XX века. В 1967 году в Строительном научно-исследовательском институте Великобритании была решена проблема совмещения стекловолокна с цементом, чья щелочная среда ведет себя агрессивно по отношению к стеклу. В результате добавления циркония в состав стекла оно стало устойчивым к воздействию щелочи. Это создало предпосылки для возникновения стеклофибробетона. В 1974-м панели из СФБ начали применять в США.

 

- После павильона в «Зарядье» стеклофибробетон применили и на строящихся станциях метро «Лефортово» и «Авиамоторная» Большой кольцевой линии (БКЛ). Впервые в истории столичной подземки. Расскажите об этом.

- Фабрика «Фиброль» — резидент Технопарка «КРОСТ» — изготовила почти тысячу панелей из стеклофибробетона общей площадью свыше 2 тыс. кв. метров для облицовки колонн подземных вестибюлей этих станций, кассовых залов и отделки наземного вестибюля. Максимальная высота панели достигает 6 метров.

Панели имеют допуски, которые позволяют стыковать огромные изделия так, что швы практически не видны глазу. Гидрофобное и антивандальное покрытия помогают сохранить первозданный вид облицовочных панелей на долгие годы.

Эти панели «родились» на фрезерном роботизированном комплексе FANUC. На основе заданных 3D-моделей он позволяет изготавливать формы любой сложности. Комплексом управляет один человек.

Полученную с помощью робота-фрезировщика мастер-модель, максимальная ширина которой составляет 4 метра, используют для создания форм, по которым изготавливаются элементы из СФБ.

Например, на изготовление мастер-модели большого размера (один на два метра), по которой делается заготовка для отливки изделия, уходит максимум три часа. Формы могут быть из пенопласта, дерева или гипса. А вот для отливки панелей, которые потом использовались для отделки станции метро «Лефортово» и «Авиамоторная», делались формы из фанеры и стеклопластика.

 

Для нас участие в этом проекте, разработанном архитекторами  Метрогипротранса под руководством опытнейшего Николая Шумакова, — предмет особой гордости.

 

Начать просмотр
ВОПРОСЫ   #5
Большая кольцевая линия метро
  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)
Большая кольцевая линия метро

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Назад

На БКЛ запущены 6 станций метро

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

 

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Считаю, что настало время стеклофибробетона. Архитектура столичного метро с годами претерпела серию метаморфоз – от типовой и бруталистской и до постмодернистской.

С приходом мэра Сергея Собянина в сфере развития московского метро возник запрос на авторскую архитектуру. С 2011 года в проектах новых станций стали появляться сложные формы. Так что стеклофибробетон отлично подходит для воплощения оригинальных замыслов архитекторов, проектных идей, апеллирующих к теме идентичности. Разумеется, есть камень, но это дорогое удовольствие, есть гипс, но это весьма хрупкий материал…

- Планируется ли внедрять стеклофибробетон на других станциях метро?

- Метро во всем мире всегда было и будет демонстрационной площадкой самых амбициозных архитектурных концепций. Новые станции — яркое тому подтверждение. Архитекторы Метрогипротранса и бюро, которые регулярно участвуют в конкурсах на проекты московских станций, инициируемые Москомархитектурой и лично главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым, постоянно генерируют смелые идеи.

Мы, со своей стороны, всегда готовы предоставить им уникальную техническую базу, которой располагаем, а также задействовать потенциал своих инженеров и разработчиков в решении таких важных общегородских задач, как строительство метро.

 

Стеклофибробетон — универсальный материал, его можно применять не только в отделке внутренних пространств, но и на фасадах. И уже сейчас в центре Москвы появляются такие объекты.

- Какие инновации применяет «КРОСТ» в жилищном секторе ?

- Один из главных трендов сегодня – проектирование и строительство зданий бионической формы. Архитектурная бионика рассказывает об эмоциональной связи человека и природы, ведь именно природа дарит нам вдохновение. Это восхищение перед гармоничными линиями и формами транслируют не только обтекаемые архитектурные объемы, но и сам материал, из которого они созданы. Бионические здания, спроектированные Антонио Гауди, Сантьяго Калатравой и Захой Хадид, прекрасны в том числе благодаря правильному выбору стройматериалов.

Из стеклофибробетона можно изготовить как декоративный элемент, украшенный сложным растительным орнаментом, так и цельную бионическую форму. При этом предельно быстро и качественно.

В качестве примера можно привести спроектированные и реализованные Концерном «КРОСТ» объекты жилого комлекса «Невский», где на фасадах и в интерьерах входных групп применены элементы из стеклофибробетона. Отмечу лифтовые холлы в корпусах «Голландского дома» на территории ЖК «Велтон Парк», украшенные декоративными элементами из СФБ.

Еще один объект сейчас в стадии строительства — трио небоскребов Wellton Towers в Хорошево-Мневниках, чей стилобат в бионическом стиле облицовывается элементами из стеклофибробетона.

 

 

Фасадное решение для Wellton Towers разработал наш проектно-технологический институт «А-Проект.К». Белоснежные фасадные панели из архитектурного бетона с глубоким рельефным рисунком создают иллюзию движения за счет светотени.

Облик фасада будет меняться в зависимости от угла падения солнечных лучей и ракурса. Общая площадь фасадов превысит 70 тыс. кв. метров (из них площадь облицовки рельефными панелями — 25 тыс. «квадратов»). Таким образом, это можно будет считать самой большой оптической иллюзией в мире.

 

 

Фабрика «Мажино» (резидент Технопарка «КРОСТ») разработала специальную технологию и рецептуру белого бетона именно для этого проекта — были сформулированы особые требования по таким параметрам, как прочность, долговечность и стойкость цвета. Всего изготовили 4600 белоснежных панелей из железобетона каждая весом 1350 кг при габаритах 1,5 на 3,3 метра и 1,6 на 3,3 метра.

К монолитному основанию они крепятся с помощью кронштейнов из нержавеющей стали. Внутренний армокаркас уникального сооружения выполнен из нержавеющей стали.

Планируем разрабатывать и совершенствовать аналогичные решения. Мы чутко реагируем на самые свежие веяния в мировой архитектуре, благо наши технологические возможности это в полной мере позволяют.

 

Строящиеся станции метро в Москве

 

Большая кольцевая линия метро

 

Строительство жилья в Москве

Ольга Зеневич