Лефортовский дворец и «летающие» люди на станциях БКЛ метро
Темы в материале:
Утерянный облик Лефортовского дворца XVII-XVIII веков и «летающие» люди из античности и нашего времени … Нет, это не анонс музейной выставки, а особенности в интерьере новых станций московского метро.
Руководитель архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс» и член Союза московских архитекторов Леонид Борзенков в интервью порталу Стройкомплекса рассказал, что вдохновляло при создании дизайн-проектов первых станций северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро – «Лефортово» и «Авиамоторная», в чем отличия дизайна центральных и «замкадных» станций.
– Леонид Леонидович, вы автор и соавтор около 20 станций московского метро. С чего начинается работа архитекторов при создании проекта?
– В нашей компании есть традиция – основываться на топонимике района проектирования новой станции метро, используя для создания ее архитектурного образа либо факты, связанные с ее названием, либо находя характерные именно для этого места интересные исторические события.
К примеру, история района Лефортово идет от подвижника Петра Первого адмирала Франца Лефорта. По указу императора для друга был построен Лефортовский дворец в награду за взятие Азова. На протяжении нескольких столетий облик и функции здания менялись. Сейчас здесь расположен Российский государственный военно-исторический архив, а первоначальный вид дворца на реке Яузе сохранился лишь на гравюрах. Поэтому мы решили изобразить дом Лефорта в виде отражения в воде. Это такая эфемерность – мы не можем увидеть тот дворец XVII-XVIII века, но можем представить его в отражении, как символ того времени, который как будто ускользает от нас.
– Как будет создаваться панно с изображением дворца?
– Художник подготовил изображение дворца по сохранившимся гравюрам. Кстати, продолжая графику гравюр, сочетание черного и белого цвета стало определяющим в проекте станции «Лефортово». Работу художника переносят на электронный носитель, а затем печатают на алюминиевых панелях. Панно площадью 86 кв. метров появится в эскалаторном павильоне станции. Его установят на последнем этапе архитектурной отделки.
– Какие еще исторические элементы пассажиры смогут увидеть на «Лефортово»?
– Из наземного павильона вы спускаетесь в подземный вестибюль и попадаете под купол кассового зала, на котором изображен герб Лефорта. Его нанесут вручную несколько художников.
– «Авиамоторную» также готовят к запуску в 2019 году. Какие особенности в этом дизайн-проекте?
– Название станции очень красноречивое. Однако здесь при создании проекта мы брали за основную идею не мотор, а авиацию и связанное с ней стремительное движение. Светодиодные светильники, расположенные на потолке, будут имитировать воздушные потоки, похожие на те, что оставляет в небе пролетающий самолет. На «Авиамоторной» появится ощущение плавного движения света. Раньше получить такой эффект было практически невозможно: вы всегда видели границы между люминесцентными светильниками, а современные технологии позволяют выполнять непрерывные световые линии от начала до конца, где стыки между частями светильников почти незаметны.
– Как еще вам удалось отобразить в проекте идею полета?
– Кроме светильников в виде непрерывных лент и трапеций, напоминающих оперение самолета, пассажиров будут встречать «крылатые» люди. В торцах станции появятся рельефы древнегреческой богини Ники и человека в костюме «крыло» для экстремального вида спорта вингсьютинг. Так мы объединим античность и наше время.
Кстати, композицию «Икар» на станции «Авиамоторная» Калининской линии метро мы перенесем – скульптура героя древнегреческой мифологии расположится в месте пересадки между двумя одноименными станциями. Ее мы установим на темном фоне, и она будет смотреться более эффектно, чем раньше.
– Что общего у дизайн-проектов станций «Лефортово» и «Авиамоторная»?
– То, что они находятся в пределах МКАД, влияет на создание проекта. Дело в том, что для станций, которые расположены ближе к центру, чаще используют спокойную палитру и естественные материалы – к примеру, натуральный камень, который лучше вписывается в архитектурную среду центральной части города.
Поэтому в дизайн-проектах станций «Лефортово» и «Авиамоторная» использовали более спокойные и лаконичные цвета: белый, черный и серый. Из материалов: мрамор, гранит, фибробетон, алюминий, нержавеющая сталь.
Когда вы движетесь к окраине столицы, за МКАД, то попадаете в более современные районы с яркими фасадами зданий и смелыми решениями в оформлении. Внешний вид станций метро не исключение: больше красок, больше искусственных материалов. Станции зачастую становятся и архитектурным, и функциональным центром района – возле них открываются торговые центры, кафе, спортивные комплексы и прочие центры притяжения.
– Сейчас, в век технологий, архитекторы метро воплощают самые необычные идеи, о которых можно было только размышлять пару десятилетий назад. Расскажите, как представляли столичную подземку в XX веке и оправдались ли ожидания?
– В советское время тоже создавали футуристические проекты. Предлагалось даже сделать в тоннелях «бегущий фильм»: поезд проезжает мимо картинок-кадров, за счет скорости статичные кадры начинают движение и в итоге получается мини-фильм. Современные технологии приносят все больше и больше возможностей: в вагонах метро устанавливаются мультимедийные экраны, необходимая информация доступна по QR коду. Думаю, реальность превзошла ожидания прошлого поколения.
– Какие идеи у современных архитекторов московского метро?
– Интерьеру столичного метро не хватает динамики. Есть идеи отойти от статичных вещей и сделать движущийся свет и элементы интерьера, но для этого требуется решить проблемы с эксплуатацией этой инфраструктуры. Хочется, чтобы они были долговечны, надежны и просты, поэтому над этими идеями требуется еще поработать, прежде чем воплощать.
Завершаются отделочные работы на двух станциях БКЛ
Двухэтажный вестибюль появится на станции БКЛ
Голосование о БКЛ метро в проекте «Активный гражданин»