Счастливого Нового года и Рождества!
timelapse
Все темы

Время не ждет

Сокращение сроков возведения объектов с сохранением качества и соблюдением требований безопасности становится сегодня одним из магистральных направлений развития строительной отрасли. В разработанном правительством общенациональном плане восстановления российской экономики речь идет о новом ритме строительства.

По данным Минстроя России, сегодня продолжительность возведения здания с нормативным сроком строительства 1 год занимает в «обычном» режиме до 38 месяцев. Менее 20% этого времени уходит на проектирование и собственно строительство, все остальное — «бумажная» работа, получение и оформление всякого рода разрешений. Оптимизация административных процедур позволит сократить эти сроки в разы, при этом доля времени на проектирование и строительство может вырасти до 70%. Иными словами, реализовать проект по возведению здания с нормативным сроком строительства в 1 год с учетом согласований можно будет за 18 месяцев. О том, что уже сделано и что еще предстоит сделать для устранения административных барьеров и ускорения строительства, в интервью «Стройгазете» рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий ВОЛКОВ.

- Минстрой уже несколько лет занимается «разбюрокрачиванием» процесса строительства. Не могли бы вы рассказать об основных направлениях этой работы?

- Мы в министерстве определили пять основных направлений, или шагов, которые необходимо сделать для того чтобы ускорить строительство, не допуская при этом удорожания или снижения безопасности. Эти шаги касаются рабочей документации, экспертного и проектного сопровождения, территориального планирования, типового проектирования, технического нормирования и особого регулирования для чрезвычайных ситуаций.

- Давайте начнем по порядку — с рабочей документации, экспертного и проектного сопровождения...

- Во исполнение поручения президента Минстроем России был разработан законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения правового статуса рабочей документации на объект капитального строительства». Предлагаемые этим документом изменения позволят обеспечить планомерный переход от нынешнего одностадийного к многостадийному проектированию и «встроить» в строительный процесс возможности внесения и оценки изменений в проекте без остановки строительства. По сути, законопроект не создает новый механизм, но возвращает отрасль к советскому опыту и международной практике многостадийного проектирования. До настоящего времени понятие рабочей документации не было отрегулировано. Теперь застройщик или технический заказчик получит право принимать решение о разработке рабочей документации без подготовки проектной документации. Это позволит дополнительно экономить до шести месяцев в крупных проектах, а также гибко управлять стоимостью и, в конечном счете, экономить средства инвестора или государства. В настоящее время законопроект прошел все необходимые согласования в правительстве и может быть принят в ближайшее время.

Что касается экспертного и проектного сопровождения, то включение в прошлом году этого понятия в Градостроительный кодекс позволило вносить изменения в проект строительства без необходимости проводить повторную экспертизу. Следующий планируемый нами шаг — ввод экспертного сопровождения на этапе концепции или подготовки обоснования инвестиций. Соответствующий законопроект с отрегулированным понятием рабочей документации уже прошел процедуру всех необходимых согласований в правительстве.

- Какие перемены ожидаются в сфере территориального планирования?

- Министерством подготовлены проекты нормативных актов, которые дадут возможность разрабатывать и утверждать проекты планировки территории до изменения генпланов, СТП и ПЗЗ. Фактически это означает, что проектирование и начало строительства могут вестись параллельно с решением земельных вопросов. Данные нормативные акты также могут быть приняты в ближайшее время.

- В последние годы Минстрой активно продвигает идею возрождения типового проектирования. Насколько использование типовых проектов ускоряет процесс строительства?

- Разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в целях введения типового проектирования. Использование типового проектного решения при гарантированном качестве исключает необходимость прохождения большинства длительных процедур, в том числе экспертизы. В настоящее время министерство проводит работу по созданию библиотек проектов повторного применения.

- Что будет сделано для уменьшения числа обязательных требований при проектировании и строительстве и сокращения количества СТУ?

- Минстрой России переработал 90% массива сводов правил и стандартов, включенных в последнюю редакцию «Перечня 1521», и разработал проект обновленного перечня, содержащий на 30% меньше обязательных требований. По мнению Минстроя, следующим шагом должно быть создание «одноканального» технического регулирования, когда разрабатывать документ может каждая компетентная организация, а за выпуск документа будет отвечать только одно ведомство. Именно при такой организации работы проблема коллизий, дублирования, попросту хаоса в нормировании будет полностью решена. Предлагается заменить перечень отдельных обязательных требований компактными и систематизированными обязательными к применению строительными нормами, содержащими минимальные требования безопасности. В соответствии с современными принципами строительного нормирования, требования к характеристикам зданий и сооружений, включая их составные части и системы, предусматривается устанавливать в строительных нормах в виде требований к готовой продукции вне зависимости от ее конструкции и исполнения.

При этом строительные нормы не будут содержать требований по применению определенных объемно-планировочных или конструктивных проектных решений, материалов определенных видов и марок, правил проведения работ и других требований описательного характера, за исключением случаев, когда из-за отсутствия указанных требований не может быть обеспечено соблюдение требований технического регламента. Такого рода требования предусматривается устанавливать в сводах правил для применения на добровольной основе. Применение строительных норм дополнительно может уменьшить количество обязательных требований еще примерно на четыре тысячи. Разработаны соответствующие изменения в технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Документ внесен в правительство, и мы ожидаем его принятия в самые короткие сроки.

В 2019 году законодательно урегулирован единый реестр, где должны содержаться все документы, необходимые для экспертизы и государственного строительного надзора. Это важнейший инструмент для работы представителей строительного рынка. Подзаконные акты, необходимые для работы реестра, разработаны, прошли все этапы согласования и также могут быть приняты в ближайшее время.

Применение строительных норм, сокращение обязательных требований и создание «одноканального» технического регулирования позволят существенно уменьшить потребность в получении СТУ, сделать эту потребность не широкой практикой, а исключением из правил. Это облегчит работу строителей. Например, в 2017 году количество разрабатываемых СТУ составило более 2,5 тыс. штук, в 2019 году эта цифра увеличилась практически вдвое и составила более 4,5 тыс. При этом на получение СТУ уходит до двух месяцев, а стоимость варьируется в среднем от 500 тыс. до 3 млн рублей.

- Очевидно, что процессы строительства в чрезвычайных ситуациях отличаются от тех же процессов, протекающих в «штатном режиме». Каким в министерстве видят техрегулирование в условиях ЧС?

- Да, фактором, важность которого мы осознали в последнее время особенно четко, становится порядок работы в условиях чрезвычайной ситуации. Любые, даже самые совершенные правила, рассчитанные на регулярный порядок, в этом случае, как правило, не годятся. При этом понятно, что месяцы строительства в чрезвычайных условиях являются слишком длительным сроком. Поэтому при ЧС все процессы, включая проектирование и строительство, необходимо осуществлять строго параллельно. Особый порядок реализации строительных проектов позволит получать разрешительную документацию, возводить и оформлять объект за время, которое не превосходит нормативный срок проектирования и строительства. Если типовое модульное здание можно построить за пять недель, то его нужно уметь строить за пять недель вместе с разрешениями, процедурой выбора исполнителей, сдачей в эксплуатацию и оформлением прав на объект недвижимости.

В настоящее время проводится серия рабочих совещаний с руководителями подкомитетов технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», направленных на выработку предложений, отвечающих на вызовы времени. Так называемая «новая реальность», в которой оказался весь мир в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, показала, что эпидемиологическая обстановка отражается абсолютно на всех сферах жизнедеятельности общества. Процессы в строительной отрасли уже перестраиваются. Перед нами стоит задача проанализировать и решить, как должно измениться техническое регулирование, чтобы отрасль преодолела экономические последствия пандемии и продолжила свое развитие. Хочу особо отметить, что Минстрой России при проведении работы, направленной на снижение административной нагрузки и оптимизации нормативно-технической базы, сохраняет приверженность своей миссии — обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В ускоренном режиме

Эксперты ПК 3 «Строительство. Основные положения нормирования», ПК 10 «Жилые, общественные и производственные здания и сооружения» и ПК 11 «Проектирование и строительство транспортных сооружений» в ускоренном режиме готовят предложения по совершенствованию технического регулирования, в том числе по вводу в нормативную базу практики строительства быстровозводимых зданий и сооружений. «Подкомитетам при участии ФАУ «ФЦС» необходимо дать предложения для разработки нормативно-технической и, если потребуется, нормативно-правовой базы под быстровозводимые здания, — заявил заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков в ходе недавнего онлайн-совещания с руководящим составом и членами подкомитетов. — Мы должны создать условия, при которых быстровозводимые здания действительно будут строить оперативно». При этом замминистра призвал учитывать опыт строительства таких объектов Министерством обороны Российской Федерации.

Алексей Торба Строительная газета