timelapse

Заседание коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! По традиции проводим коллегию Строительного комплекса, подводим итоги текущего года. С учетом опыта предыдущих коллегий сегодня считаю, что мы несколько неправильно выдерживаем ее формат, потому что бессмысленно подводить итоги шести месяцев этого года, в силу того что вы занимаетесь стратегически важными программами, рассчитанными на пять — десять лет, и шесть месяцев — что за эти шесть месяцев может произойти в строительстве, достаточно сложно оценить. Поэтому мне кажется, все-таки мы должны рассматривать в целом выполнение государственной программы строительства и других программ, в которых вы принимаете активное участие в целом, развивая Москву, становясь драйверами инвестиционного и социального роста столицы.

Несмотря на впечатляющие цифры, которых мы достигли за последние годы, сами по себе эти цифры тоже мало о чем говорят, потому что десятки миллионов квадратных метров, миллионы километров — они сами по себе мало кого интересуют. Главное в нашей с вами работе — это результат, направленный на улучшение качества жизни людей, на удовлетворение спроса. Например, четыре миллиона московских автомобилистов с нетерпением ждут, как из печи пирога, каждый ваш объект дорожного строительства: развязки, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, переезды железнодорожные, реконструкцию существующих магистралей. И в этом вы преуспели: за эти годы построено более 500 километров дорог, десятки искусственных сооружений. По сути дела, дорожное полотно — протяженность дорог, улиц в Москве — увеличилось процентов на 12, при том гигантском объеме, который был построен в Москве за все предыдущие столетия. Это, конечно, большой прорыв. И это сразу сказывается и на загруженности дорог. И хотя небольшой, но все-таки есть тренд на улучшение движения в Москве.

Миллионы москвичей, которые пользуются каждый день общественным транспортом, ждут от вас новых подвигов в строительстве метрополитена, строительстве рельсового транспорта, пригородного сообщения, МЦК. И здесь, конечно, тоже успехи очевидны: за последние годы было построено больше 100 километров рельсового транспорта — МЦК, метро; 160 километров магистралей пригородного сообщения — вместе с железнодорожниками (кстати, хотел бы им сказать огромное спасибо, за последние годы у нас сложилось очень серьезное партнерство вместе с ними), и те вложения, которые мы делаем совместно в эту инфраструктуру, — они одни из самых эффективных. В ближайшем будущем, конечно, необходимо продолжать эту работу, люди ждут ее, надеются на то, что не будем останавливаться, будем двигаться вперед.

Поэтому на ближайшие годы задачей для строительного комплекса является создание новых городских магистралей — Северо-Западной хорды, Северо-Восточной, Южной рокады, соединения Калужского шоссе со строящейся ЦКАД — все это по объему в 2,5 раза больше, чем существующая МКАД. Это сами по себе гигантские проекты, требующие колоссальных затрат — и материальных, и людских. Самое сложное, что все они проходят в живой ткани города, и по большому счету. Каждый такой объект — это сложнейшее инженерное сооружение, связанное и с проблемами автомобилистов, и с жителями, и с инженерными коммуникациями. Но тем не менее результат стоит всех этих трудностей. В итоге Москва должна получить четыре новые магистрали, которые создадут, по сути дела, дополнительный новый транспортный каркас города.

В этом году мы запускаем первый сегмент большого подземного кольца, так называемый Третий пересадочный контур. Честно говоря, я уже не знаю, как его правильно называть, мы обратились к москвичам через «Активного гражданина», чтобы они подыскали этой гигантской стройке какое-то человеческое название, понятное для людей. Это один из крупнейших проектов в мире в области метростроения. Это большое кольцо, которое еще больше, чем МЦК, 67 километров под землей, конечно, кардинальным образом изменит ситуацию в метро, разгрузит центральную линию, сделает поперечные связки — такая новая жизнь метро.

Помимо этого, конечно, горожане с нетерпением ждут, когда придет метро в Солнцево, Переделкино, в сторону Дмитровского шоссе, в Некрасовку, в Новую Москву, так что заняться есть чем, планы все сверстаны, деньгами все эти проекты обеспечены, в стройку зашли, важно выполнять график и двигаться вперед.

Для москвичей очень важно, чтобы их дети без очереди попадали в детские сады, школы, получали там лучшее образование.  Десятки и сотни объектов образования, конечно, позволили снять очереди в детские дошкольные и школьные учреждения, создать уникальные объекты, одни из самых лучших в стране в области образования. Необходимо продолжать строительство больниц, поликлиник, так как это одна из самых проблемных сфер в Москве — здравоохранение. Мы строим целый ряд крупнейших клиник, таких как Морозовская детская больница, новая больница в Коммунарке, инновационные клиники в Сколкове, в Международном московском медицинском кластере тоже есть чем заняться. Необходимо помнить, что эти стройки являются также приоритетными, а не вторичными, предметно уделять им контроль и внимание, следить, чтобы соблюдались графики строительства.

Конечно, очень важно было создать условия для бизнеса, для его развития. Как вы знаете, в Москве за предыдущие годы в силу бурного развития и отставания коммерческого, делового строительства был создан достаточно большой дефицит торговых и офисных площадей, несмотря на, казалось бы, их большой объем. Мы видели, как возрастают, вспухают спекулятивные цены на эту коммерческую недвижимость, мы видели, как москвичи, не имея возможности приобрести товары в своих районах, переезжали в другие  округа, за МКАД, создавая дополнительные транспортные потоки. Компании, особенно среднего бизнеса, начинали перемещаться в другие регионы, не получая адекватную офисную недвижимость в Москве. Все эти перекосы за последние годы были устранены. Возведено около 10 миллионов квадратных метров офисных, торговых, многофункциональных площадей, и ситуация выровнялась. Бизнес начал возвращаться в Москву, стала доступной по коммерческим ставкам аренда торговых площадей, офисов. Это большое подспорье для развития бизнеса в Москве, для того чтобы он оставался в Москве и работал на Москву.

Одной из главных проблем, несмотря на бурное строительство, остается обеспечение москвичей жильем. Это самый худший показатель и в стране, и в мире — всего 19 квадратных метров на человека. Ни в одном мегаполисе в современном мире такой низкой обеспеченности нет. Есть, конечно, объективные причины — это отсутствие больших площадок для застройки. Здесь есть еще и некая, мне кажется, спекулятивная история, когда есть желание, чтобы все-таки жилья было поменьше, оно было бы подороже, девелоперам это очень интересно, так как окупаемость проектов  очень высокая. Но для москвичей большинство таких проектов становятся просто недоступными, и само предложение на рынке очень маленькое: мы на душу человека строим меньше, чем в любой другой области страны. Это, конечно, дает свои негативные результаты.

Одновременно с этим мы видим резкое ухудшение качества жилого фонда в Москве. Тот жилой фонд, который был построен 50–60 лет тому назад, в хрущевский период , начал достаточно быстро устаревать и превращаться в ветхое и полуаварийное жилье. Мы видим, как оно в ближайшие годы начнет уже переходить в стадию аварийного, создавая целые депрессивные районы. Поэтому по просьбе москвичей, с помощью голосования  мы создали программу реновации, в которую вошло пять тысяч домов. В результате реализации этой программы мы не только сможем обеспечить реновацию ветхого жилого фонда, но и дать дополнительные возможности москвичам для покупки жилья. Программа тяжелейшая, сложная, и сложная не только с точки зрения технической, в силу того что мыстроим в застроенных микрорайонах, рядом с существующим жильем, рядом с существующей инфраструктурой, необходимо учитывать интересы граждан — и тех, кто переселяется, и тех, кто живет рядом, учитывать комплексность развития социальной инфраструктуры, транспортной, инженерной, благоустройства, целый комплекс труднейших и сложнейших вопросов в застроенном городе. Но я уверен, что вы с этим справитесь.

Еще раз поздравляю с уникальным объектом — Большой спортивной ареной «Лужников», где мы сегодня находимся. Строители сдали ее в срок, с хорошим качеством. По оценке ФИФА, это один из самых лучших стадионов мира. Так что есть чем гордиться, особенно тем, что иностранцев здесь практически не было, это все сделано нашими руками, руками московских, российских строителей. Спасибо за работу.​

Марат Хуснуллин (заместитель Мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства): Уважаемый Сергей Семенович, «Лужники» сданы в срок и в утвержденном бюджете, что немаловажно, и относится только к 10 процентам всех построенных в мире стадионов, чтобы в срок и в запланированный бюджет возвести такого уровня стадион. Кроме этого, у нас есть сегодня и «Спартак» готовый, у нас есть и готовый ЦСКА, и самое главное, у нас есть девять тренировочных площадок в детских и юношеских спортивных школах, в которых занимаются 10 тысяч детей. Сергей Семенович, Вы нам поручили четыре года назад — все выполнено! Дети занимаются каждый день.

Следующий знаковый объект, который мы всем комплексом сейчас пытаемся сделать, сдать к Дню города, — конечно же, «Зарядье». Это тоже то решение, которое было принято Президентом, Вы нам дали поручение воплотить его в жизнь. Могу сказать, что у нас уникальный мост, который там построен, — 70 метров без единой опоры, единственный в стране. Даже проводить его экспертизу никто не брался без сбора всех институтов, работающих в этой сфере, потому что это забетонированные без единой опоры натяжные тросы. Он прошел позавчера испытание — 240 тонн, понес с запасом, четыре тысячи человек может находиться одновременно на этой смотровой площадке и видеть Кремль и парк как на ладони. Пять тысяч человек работают в круглосуточном режиме, к Дню города мы парк намерены сдать. Считаю, что это будет один из самых уникальных объектов не то что в нашей стране, а в мире.

Всего кроме 80 парковых зон, которые уже по поручению Сергея Семеновича созданы в городе, еще 80 будет создано в ближайшие два года. Это я говорю про места массового отдыха. Также активнейшими темпами строится сегодня детский парк в Нагатинской пойме, мы были недавно, Сергей Семенович, с Вами, Вы видели, какой темп работ. Считаю, что в 2018 году у города появится объект мирового уровня.

И наша задача, конечно, сейчас — все намеченные планы по «Зарядью» закончить и сдать объекты в срок. У нас в 2018 году — филармония, которая тоже будет мировой жемчужиной. Я точно говорю, что мировой жемчужиной будет в области музыки. И конечно же, наша задача всю территорию «Лужников», и мы это в решении записали, привести в надлежащий вид. Она уже практически благоустроена, но одновременно мы еще строим 14 объектов, причем это объекты мирового уровня. Что говорить о плавательном центре? Плавательный центр — 58 тысяч квадратных метров, три чаши с раздвигающимися крышами, можно и летом, и зимой пользоваться. Теннисный центр — 50 тысяч квадратных метров под одной крышей, самый крупный в Европе, тоже проектируется и строится. Я называю только уникальные объекты. Всего 300 тысяч квадратных метров площадей и различных объектов находится в стройке, 160 гектаров территории на 95 процентов благоустроено.

Конечно, следующая задача, сверхзадача, которая у нас есть, — это метро. Мы тяжело, как говорится, запрягали эту программу, и за последние пять лет мы многое сделали. Протяженность московского метро мы увеличили на 30 процентов: 101 километр метро построили, 55 станций сдано. Задача этого года еще сложнее: мы должны достроить 42 километра и 19 станций. Такого объема мы никогда не строили за всю историю Москвы, да и в мире — есть только два таких примера, когда единовременно в год сдают такое количество метро. Порядка 50 тысяч человек работают в круглосуточном режиме, чтобы с этой задачей справиться. Деньги Вы, Сергей Семенович, дали, полномочия все дали. Физически людей не хватает, остальное все у нас для работы есть, и задача, которую мы в решении коллегии прописали, — закончить метро и, как Вы сказали, выйти на следующий гигантский проект. Или не выйти, а завершить — это Третий пересадочный контур. Это самая большая кольцевая ветка метро в мире. 67 километров, 31 станция, 21 пересадка на действующие радиальные железные дороги и на радиальные линии метро. Никто еще в мире такого проекта не реализовал. 24 тоннелепроходческих щита работают в круглосуточном режиме, людей еще надо будет добавлять.

Среди задач, которые мы в решении коллегии прописали, — мобилизоваться Департаменту строительства, «Мосинжпроекту», всем городским структурам к безусловной сдаче метро в намеченные сроки. Но я хочу сказать про еще одну особенность метро: с учетом всех планов, которые приняты, с учетом того, что Сергей Семенович буквально неделю назад окончательно утвердил новый вариант Адресной инвестиционной программы, мы получили разрешение на градостроительное проектирование еще 43 километров метро — с продлением до Троицка, до Северного, с продлением еще целого ряда отдельных направлений. Итого, если все эти планы, которые мы сегодня имеем как поручения, подтвержденные деньгами, — все сложить, то у нас метро увеличится почти в два раза. Никто еще, ни один мегаполис мира за 10 лет метро в два раза не увеличивал. Нет таких примеров. Те, кто стартовал с нуля, может, увеличивали, но я имею в виду из тех, у кого уже 30 километров метро было построено.

Мы продолжаем работать по дорожному строительству. Здесь мы взяли умеренный темп.

Я хотел бы еще сказать про железные дороги. Несмотря на то что в прошлом году мы запустили, безусловно, успешный проект — МЦК, который всем нравится, Мэром принято решение совместно с «РЖД» продолжать работу по улучшению МЦК. Еще с тремя радиальными направлениями железной дороги в течение 2017–2018 годов мы сделаем интеграцию по принципу «сухие ноги». Люди будут с железной дороги переходить на МЦК, даже не выходя на улицу.

Запроектировано семь пешеходных переходов , еще порядка восьми объектов: дополнительных конкорсов, платформ — все находится в проектировании и строительстве. То есть МЦК продолжает жить, продолжает развиваться.

И самое главное, что по модернизации железной дороги принято новое кардинальное решение, не все, может быть, о нем знают, — это дальнейшая поэтапная реконструкция Киевского направления МЖД и с потенциальным выходом на трехминутный интервал движения поездов. То есть так же практически, как метро ходит в час пик, через три минуты будут ходить поезда, практически будет полноценное метро. Сегодня мы уже полным ходом занимаемся проектированием, и пять новых железнодорожных станций строим. И уже в 2018 году первые станции будут сданы. Работу по модернизации железнодорожного сообщения мы, Сергей Семенович, активно продолжаем. И сейчас задача, несмотря на все другие стройки, не потерять этот темп, Вы нам неоднократно об этом говорили.

Следующий серьезный шаг — дорожно-транспортное строительство. За последние три года мы вышли на своеобразный рекорд — строительство более 100 километров дорог ежегодно. Еще не менее 100 километров в год имеем в соответствии с Адресной инвестиционной программой. Но главное даже не дороги, а искусственные сооружения. Каждый четвертый построенный в Москве тоннель, мост, эстакада возведены за последние шесть лет. 26 процентов всех искусственных сооружений города построено за последние шесть лет. По темпам строительства дорожно-транспортной инфраструктуры мы вышли в тройку мировых лидеров наряду с Пекином, Шанхаем и Нью-Йорком. И самое главное, что у нас есть сейчас все — и деньги, и возможности — для последующих планов по строительству еще целого ряда крупных объектов.

То есть мы делаем все, чтобы разгрузить город от пробок. Скорость движения увеличилась на 13 процентов по сравнению с 2010 годом, загруженность дорог снизилась на 23 процента, а протяженность УДС выросла на 13 процентов. Это притом что у нас добавился миллион автомобилей — это 25 процентов к имевшемуся количеству. Этот показатель просто самый лучший в мире за последние пять лет, достигнутый в этой области. Также хотелось бы не снижать этот темп.

И главный вопрос, за который нас Сергей Семенович постоянно справедливо критиковал, — это транспортно-пересадочные узлы. Мы долго не могли начать этот проект. Сегодня уже уверенно можно сказать, что из 134 капитальных транспортно-пересадочных узлов 55 находится в проектировании и стройке, на 13 узлах — я говорю про крупные капитальные транспортно-пересадочные узлы — у нас появились инвесторы, которые активно вошли в работу, а некапитальных у нас порядка сотни уже сделано. То есть мы эту работу не останавливаем, и задача, конечно, — интегрировать их с метро. Пока не очень мы довольны темпами, но ТПУ в городе уже состоялись. 14 миллионов квадратных метров потенциал недвижимости вокруг них, метро заложено по правилам землепользования и застройки. То есть нам есть чем заниматься в ближайшие годы.

Также хочу сказать о строительстве недвижимости. По итогам семи месяцев этого года у нас не очень хорошая ситуация с вводом недвижимости. Но могу сразу успокоить, что в городе выдано разрешений на строительство 38 миллионов квадратных метров. Мы планируем порядка восьми миллионов сдать. Есть объективные причины задержки по срокам, это связано с подключением к инженерным сетям. Cегодня это серьезный тормоз. Вы дали, Сергей Семенович, поручение провести совместное совещание, сейчас мы к нему готовимся. Есть вопросы, связанные с оформлением документов, мы очень много работаем с Росреестром, пытаемся снять все эти проблемы с нашими коллегами из экономического блока, блока городского имущества, городского хозяйства. Мы пытаемся решить проблему, но пока она есть. И я думаю, что к концу года мы проведем ряд организационных совещаний и все-таки выровняем этот показатель. И как задачу мы себе ставим разобраться с ускорением ввода недвижимости.

У нас продолжает активно развиваться Новая Москва. На слайде вы видите, как активно строится ТиНАО. Но главный показатель, что мы создали сто тысяч рабочих мест. Сергей Семенович, и Ваше поручение, мы, если позволите, пропишем в решении коллегии — создать специальную рабочую группу вместе с коллегами из блока экономической политики, префектуры, Департамента развития новых территорий именно по созданию рабочих мест.

В зале присутствует весь наш клуб инвесторов. Привлечение инвестиций — это стратегическая задача. Дороги показывают, что у нас первый пояс полностью сетью дорог и метро уже накрыт, то есть все для этого есть, есть вся базовая инженерия, головные сооружения есть. Поэтому надо сейчас активно создавать рабочие места, и это главная задача на ближайшее время.

По транспорту мы вышли в общей сложности на проектирование и строительство, с учетом ЦКАД, по 200 километров новых дорог и несколько десятков искусственных сооружений. 

Следующий блок, на который серьезно хотел бы обратить внимание, — это долевое строительство. В этом году у нас произошел просто колоссальный рост: мы удвоились по долевому строительству. Чтобы понимать: мы с 567 миллиардов идем за один триллион привлеченных средств. Это просто гигантские цифры. У нас на 40 процентов вырос объем ипотечных кредитов, на 40 процентов возросло долевое участие. И здесь, Сергей Семенович, Вы неоднократно нам ставили задачу контролировать долевое строительство. К счастью, мы с уверенностью можем сказать, что за последние шесть лет не допустили ни одного проекта, который бы привел к увеличению количества обманутых дольщиков, вопросы по 11 тысячам обманутых дольщиков мы решили, еще часть у нас сейчас в работе, и Вы утвердили с 1 августа дорожную карту, задача — эту дорожную карту жестко всем исполнять. Она требует концентрации всех органов власти, всех инвесторов, к которым мы обращаемся за помощью по решению этих вопросов. Но это такая цифра, которая, с одной стороны, очень позитивна, с другой стороны, очень опасна, потому что более триллиона средств в долевом строительстве — это очень большая ответственность. И здесь Москомстройинвестом беспощадно проводились проверки, отмечались все нарушения совместно с коллегами из прокуратуры. Мы не можем допустить обмана и появления новых дольщиков — это ключевой момент.

За прошедшие семь месяцев у нас прошел серьезный прорыв — то, что Вы утвердили в ПЗЗ. Вообще, кроме 38 миллионов квадратных метров недвижимости, у нас на 80 миллионов квадратных метров в ПЗЗ град-потенциал утвержден. Инвесторам никуда ходить не надо, написали в электронном виде заявку — и получили все градостроительные разрешительные документы. То есть у нас на 10 лет вперед град-потенциал в городе утвержден.

Единственно, мы столкнулись с тем, и неоднократно к нам обращался клуб инвесторов, что действительно, техническая рокировка ПЗЗ требует на сегодняшний день очень серьезного изменения подходов. Потому что иногда для того, чтобы поменять пять метров площади, приходится проходить всю процедуру публичных слушаний, поэтому, Сергей Семенович, Вы давали нам поручение, если можно, мы тоже пропишем в решении коллегии, чтоб мы с Минстроем, с блоком Правительства Российской Федерации подумали, как технически нам правки вносить в ПЗЗ, чтобы из-за мелких каких-то объемов не держать инвесторов и не задерживать вводы огромных объектов. Клуб инвесторов Москвы тоже готов активно этим заниматься. Мы ГПЗУ сократили с 30 до 20 дней, продолжаем работу по сокращению процедур. Я думаю, что сейчас еще целый блок решений подготовили по сокращению процедур, то есть мы еще порядка 13 процедур сократим в области строительства.

У нас очень неплохо идет работа по ценообразованию. Хочу сказать, что продолжается колоссальная экономия бюджетных средств. Вот уже за семь месяцев 81 миллиард сэкономили бюджетных средств за счет экспертизы. И второй момент. То право, которое мы получили по спецтехусловиям, — 500 спецтехусловий разработано и выпущено Москвой за семь месяцев. Это и новые все технические, и ноу-хау, это возможность узаконивать то, чего нет в нормативной базе на федеральном уровне. И конечно, для нас это огромная помощь в строительстве. Мы активно этой работой продолжаем заниматься. Здесь хотелось бы поблагодарить Мосгорэкспертизу, но и самое главное — продолжать работу с федеральным центром по утверждению единых смет и нормативов, чтобы федеральная и московская база были единой. Для нас это принципиально, для нас это экономика и, самое главное, качество всех проектов. Мы несколько совещаний проводили, но, скорее всего, будем просить Вас еще на федеральном уровне провести такое совещание.

В прошлом году мы провели большую работу по урбанфоруму. В этом году он прошел очень удачно, огромное количество делегаций было, 100 тысяч посетили шоу-рум по программе реновации. Но главное — нас Pricewaterhouse оценил, сравнил с другими мегаполисами. Могу сказать, что по динамике развития мы на втором месте, уступая чуть-чуть Пекину, а по эффективности развития — на шестой позиции в мире. То есть Москва сегодня входит в десять самых крупных агломераций мира, по этим показателям мы в стабильных лидерах.

И конечно, главный, наверное, итог всей этой нашей работы — это реновация. Сложнейший закон, огромное публичное обсуждение, которым в мире аналогов нет. Чтобы в таком большом городе 16 миллионов снести и построить новое жилье, пока аналогов этой программы нет. Но мы сейчас под Вашим руководством, с теми штабами, которые Вы проводите, ежедневно занимаемся этим вопросом, шаг за шагом, уже и стартовых площадок имеем 323 на пять миллионов 800 тысяч квадратных метров. И каждую неделю у нас добавляются возможности и уверенность в том, что у нас все получится по этой программе.

Я хотел бы сказать особые слова благодарности за то, что Вы постоянно занимаетесь вопросами градостроительства. Вам, конечно, непросто работать, потому что, когда Вы во всем разбираетесь и ставите нам такие задачи тяжелые, тяжело их выполнять, но мы стараемся, Сергей Семенович. И хотелось бы, конечно, ключевой вопрос по реновации — за короткий срок подготовить всю градостроительную документацию. Это очень серьезный вызов, это сложнее, чем организовать стройку. Мы должны для старта сейчас сделать колоссальный объем граддокументации.

И заканчивая свое выступление, Сергей Семенович, я хотел бы поблагодарить всех коллег, хотел бы, конечно, поблагодарить наших строителей, сотни тысяч которых в круглосуточном режиме у нас работают на стройках. Хотел бы поблагодарить моих коллег из комплекса градостроительной политики, всех наших коллег из Правительства, заместителей Мэра, всех руководителей департаментов, всех специалистов, потому что эту работу без единения, без единого желания реализовать не получается. Отдельно хочу сказать спасибо и нашему клубу инвесторов, нашим застройщикам крупным, подрядчикам крупным, Московской городской Думе, потому что огромное количество законов принято, подзаконных актов, всем нашим структурам, которые занимаются обеспечением безопасности, мы тесно со всеми работаем — и с прокуратурой, и с Федеральной службой безопасности, и с МВД. То есть много у нас вопросов, находящихся в ведении разных служб и ведомств, которые нам нужно решать. И спасибо, они всех нас активно поддерживают. И самое главное, Сергей Семенович, хочу сказать спасибо Вам за ту поддержку, за то доверие. Что еще можно говорить, когда очередная Адресная инвестиционная программа утверждена, и опять утверждена с увеличением. Так что работать и работать на ближайшие годы вперед. Спасибо всем огромное.

Сергей Собянин: Марат Шакирзянович высказал принципиальный тезис о том, что не хватает людей на стройках, и это действительно так. Но мне кажется, дело не в том, что у нас масштаб такой, что не хватает людей, а в том, что у нас есть патологическое недоверие к тому, что эта стройка будет продолжаться, что будет обеспечен стабильный городской заказ, что компании, которые наращивают свои объемы и мощности, будут востребованы на рынке. Я видел, как это происходило пять лет тому назад, три года тому назад, но самое странное, я вижу, что это происходит и сегодня.

Уважаемые коллеги, мы с вами работаем уже почти семь лет. Все планы, которые мы намечали, мы реализуем в большем объеме. И город продолжает развиваться в динамике, которую мы с вами заложили, и эта динамика не уменьшается, а увеличивается. Более того, я вам скажу, что экономика города, несмотря на все сложности, адаптировалась к экономической ситуации. Экономика стала более диверсифицированной, более устойчивой, мы это видим по всем показателям, в том числе и по стабильности динамики роста бюджета. Мы уверены в Москве больше, чем когда-либо.

Мы видим динамику поступления в бюджет и экономические параметры нашего бюджета, отсутствие долга, видим стабильность поступлений и перспективу. Мы не зависимы ни от «Газпрома», ни от колебаний нефтяных цен. Сегодня экономика зависит от самих москвичей, от той экономики, от тех предприятий, от тех сегментов в экономике, которые здесь созданы, и они чрезвычайно устойчивы. Даже в условиях санкций, кризиса и так далее — мы в самых тяжелых условиях видим обратный эффект, нарастание экономического потенциала, улучшение финансового состояния города. Поэтому мы не боимся планировать, принимать решения на перспективу — не на год-два, а на десятилетия, закладывая такие программы, как строительство метрополитена, реновация жилья, строительство крупнейших магистралей и так далее и так далее.

Поэтому я убедительно вас прошу не пытаться скукожить свою компанию и не пытаться на маленьких объемах заработать — зарабатывайте на масштабе, на потоке, давая возможность раскрыться городу, давая возможность быстрее реализовать мегапроект. Те, кто этого не поймет, уйдут с рынка. Мы не будем терпеть отставаний, не будем терпеть срыва сроков. Будьте добры исполнять обязательства, тем более эти обязательства полностью покрыты рублем — стабильное финансирование, обеспечение необходимой документацией. Поэтому я очень прошу включаться в эту работу и соответствовать той динамике развития, которая есть в городе.

А в целом я, конечно, присоединяюсь к Марату Шакирзяновичу в том, что в городе проведена колоссальная работа. Москва на самом деле номер один в мире по динамике развития. И это, конечно, во многом благодаря вашему труду. Спасибо, коллеги!