timelapse

Заседание Правительства Москвы. О бюджете Москвы и принятие АИП на 2017-2020 гг.

Темы в материале

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим прогноз социально-экономического развития, проект бюджета города Москвы на 2018, 2019 и 2020 годы и Адресную инвестиционную программу. Эти документы являются основополагающими для планирования развития города на ближайшую перспективу, они определяют приоритеты развития и основные программы города Москвы.

Москва пережила сложный период, когда были различные проблемы в области экономики, связанные с санкциями, с изменением курса рубля, с ценой на сырье. И сегодня можно констатировать факт, что мы вышли на устойчивую траекторию развития, что, собственно, и отражено в проекте бюджета города Москвы. Мы планируем рост доходов в среднем около пяти процентов ежегодно. При этом в проекте бюджета предусмотрены расходы на социальную сферу, превышающие в два раза расходы на остальные направления.

Что это нам дает? Это нам позволяет самым серьезным образом пересмотреть в сторону увеличения денежные выплаты льготным категориям москвичей, в том числе пожилым людям, малообеспеченным семьям. Также это позволяет увеличить заработную плату работникам образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и других отраслей, причем это касается не только льготных категорий бюджетников, но и всех других.

Впервые в бюджете прописана строка, связанная с реализацией программы реновации. На четыре года, включая 2017-й, на реализацию данной программы мы закладываем 400 миллиардов рублей. Эта колоссальная сумма позволит обеспечить все гарантии, которые обещали москвичам по реализации данной программы и переселению их из ветхого жилья. Помимо этого, будут сохранены приоритеты в отношении строительства дорог, метрожилья и социальных объектов.

Мы в течение нынешнего года выработали целый ряд мер по поддержке промышленности Москвы. Речь идет и о поддержке технопарков, промышленных территорий, особых экономических зон, и о налоговых льготах, и о прямой финансовой поддержке развития инфраструктуры и инженерного обеспечения строящихся предприятий. Все эти меры направлены на создание высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых рабочих мест в первую очередь для москвичей.

В целом усилена социальная направленность бюджета, с другой стороны, сохранены инвестиции в развитие города, в его будущее. Прошу доложить, какой прогноз социально-экономического развития.

Владимир Ефимов (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы): Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Разрешите представить вам прогноз, подготовленный Департаментом, на ближайшие три года. Главными темами прогноза в этом году мы определили макроэкономические условия и их влияние на экономику города, на инвестиционный климат, развитие реального сектора малого и среднего предпринимательства, а также тесно связанные с этим тенденции на рынке труда и динамику заработных плат. Такой прогноз является основой доходов бюджета города и позволяет обеспечить выполнение социальных обязательств и дальнейшее развитие мегаполиса.

Сначала несколько слов хотелось бы сказать о макроэкономических условиях, в которых мы в настоящий момент находимся. По итогам 2017 года Министерство экономического развития прогнозирует среднегодовую цену на нефть марки Urals на уровне 49 долларов, что выше уровня 2016 года, но, к сожалению, существенно ниже уровня докризисного, 2014 года. Вместе с тем с учетом адаптации российской экономики к новым реалиям можно уверенно сказать, что существующие и прогнозируемые цены на углеводороды позволят сохранить поступательное ее развитие. Это подтверждают показатели экспорта и импорта и платежный баланс Российской Федерации, значения которых за 2015–2016 годы говорят нам о том, что экономика страны постепенно адаптировалась к новым экономическим реалиям. И в 2017 году мы видим уверенную тенденцию к улучшению данных показателей.

Все это позволяет прогнозировать стабильный курс доллара на ближайшую трехлетку и вместе со сдерживающей политикой Центрального банка России, которая направлена на сокращение темпов инфляции, дает нам уверенность в дальнейшем снижении темпов инфляции в городе Москве. Обращу внимание, что, по оценкам, в 2017 году мы получим исторический минимум по темпам инфляции в размере 4,8 процентного пункта, что на три процентных пункта ниже прошлого года, а к 2020 году ожидаем снижения темпов инфляции до 4,2 процентного пункта.

Снижение темпов инфляции, безусловно, сказывается и на стоимости кредитных ресурсов, которые являются одними из основных для развития экономики. Мы видим, что за последние три года сократилась почти в два раза стоимость денежных средств, которые получает корпоративный сектор города. При этом мы наблюдаем за последний год не только снижение процентных ставок, но и существенный рост объемов кредитования корпоративного сектора, что в свою очередь дополняется не менее важным показателем — сокращением просроченной задолженности кредитным организациям. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что финансовое положение организаций, работающих на рынке города Москвы, стабилизировалось и улучшается.

Основной задачей в сфере инвестиционной политики столицы является удержание достигнутого высокого уровня роста инвестиций в городе Москве. Для сравнения: Москва увеличила объем инвестиций в основной капитал с 2010 года на 70 процентов, что существенно выше аналогичных показателей по России в целом. Мы прогнозируем продолжение роста инвестиций в основной капитал на ближайшие три года в размере трех процентных пунктов в реальном выражении. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на важность реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы, которая вместе с реализуемыми мерами по развитию позволяет на каждый потраченный городом рубль привлечь дополнительно порядка трех рублей частных инвестиций.

Если говорить про сочетание внешних факторов, а также мер по развитию экономики, которые реализует город, мы видим, что все это создает привлекательные условия для ведения бизнеса в Москве в целом. В конце 2015 года Москва запустила новую программу поддержки современной промышленности. Ее суть — предоставление передовым предприятиям, создающим высокооплачиваемые рабочие места и инвестирующим в экономику города, существенных налоговых льгот. Принятые Правительством меры по налоговой поддержке таких предприятий позволяют снизить налоговую нагрузку на 25 процентов.

Сегодня мы видим и первые результаты этой программы. Сектора экономики, связанные с обрабатывающей промышленностью, наукой, информационными технологиями, то есть те предприятия, которые в первую очередь создают добавленную стоимость в нашей экономике, увеличивают свои ключевые показатели. Это касается и роста прибыли, и занятости. При этом важно отметить, что в текущем году эти показатели существенно выше, чем в предыдущем. При этом хочу также обратить внимание, что в реальном секторе экономики на сегодняшний момент работает порядка 20 процентов занятых в городе Москве.

Очень важно, что, помимо роста крупных и средних предприятий, увеличивается и предпринимательская активность малого и среднего предпринимательства. Мы в последние годы наблюдаем стабильный рост числа индивидуальных предпринимателей, что привело к увеличению на 70 процентов по сравнению с 2010 годом их количества, и Москва на сегодняшний день является абсолютным лидером в Российской Федерации по количеству зарегистрированных и ведущих свою деятельность индивидуальных предпринимателей.

Что немаловажно, эти индивидуальные предприниматели — субъекты малого и среднего бизнеса — активно ведут свою деятельность. Об этом свидетельствует рост налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса, который в 2016 году по сравнению с 2015-м составил почти 18 процентов, и аналогичную динамику мы наблюдаем и в текущем году.

Рост экономической активности, рост инвестиций, платежеспособного спроса приводит, безусловно, и к росту валового регионального продукта Москвы. Мы ожидаем, что по итогам 2017 года ВРП города увеличится на два процента. В сопоставимых темпах — в среднем около 2,2 процента в реальном выражении — мы видим динамику роста ВРП в ближайшие три года.

Что хотелось сказать про доходы населения. Безусловно, рост предпринимательской активности сопровождается и ростом доходов, причем мы видим, что в 2016 году после достаточно сложного 2015-го, когда был высокий уровень инфляции, мы вернулись к положительной динамике роста реальной заработной платы. В 2017 году эта тенденция продолжается. В ближайшие три года мы также планируем, что реальные заработные платы будут расти у населения города Москвы.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на минимальный в России уровень зарегистрированной безработицы и снижение напряжения на рынке труда. У нас количество резюме и количество вакансий в настоящий момент существенно сокращается, что говорит о том, что рабочая сила востребована на рынке труда.

Сергей Семенович, хотелось бы отметить, что город изменился за последние годы, но мы изменили здесь не только общественные пространства, транспорт и социальную инфраструктуру — изменилась и экономика города. В городе созданы условия для тех, кто производит, создает, изобретает. Мы прошли достаточно сложный период восстановления после изменения экономической ситуации в 2014 году, и на сегодняшний момент мы можем уверенно прогнозировать, что сложившаяся ситуация в экономике города, а также внешние факторы, влияющие на его экономику, позволят нам в ближайшие три года исполнить все обязательства, которые мы закладываем в бюджете города Москвы на ближайшие три года. Спасибо.

Сергей Собянин: Спасибо. Есть вопросы к докладчику? Елена Юрьевна (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Елена Зяббарова), пожалуйста.

Елена Зяббарова: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Правительства и участники заседания! Представляю проект бюджета города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Бюджет формировался в условиях выхода на устойчивые темпы экономического роста и низких темпов инфляции. Москва в 2016 году успешно прошла период адаптации и восстановления экономики после кризисных явлений 2014 и 2015 годов, заметно снизилась зависимость от внешних факторов, сохранен экономический потенциал. Оживление в экономике сегодня хорошо видно и по бюджетным параметрам.

Ожидается, что рост доходов городского бюджета в текущем году составит порядка 13 процентов, при этом, в отличие от предыдущего года, когда высокий рост доходов во многом был обеспечен за счет высокой инфляции, в текущем году реальный рост доходов связан с восстановлением доходной базы бюджета Москвы.

В предстоящие три года планируется стабильное увеличение доходов на уровне пяти процентов ежегодно. Ключевым фактором экономического роста является проводимая Правительством Москвы взвешенная бюджетная политика, обеспечивающая формирование оптимальной структуры бюджета с задачами сохранения социальной направленности, достаточного объема инвестиций и расходов на развитие города. Представленный к рассмотрению проект бюджета нацелен на дальнейший экономический рост, предусматривает увеличение социальных обязательств и является бюджетом развития.

О доходах. Объем доходов определен на основе прогноза социально-экономического развития города с учетом основных направлений городской бюджетной и налоговой политики, а также законодательных новаций, влияющих на поступление доходов в бюджет. Проектом предусмотрены следующие суммы доходов по годам: 2018 год — два триллиона 104 миллиарда рублей, 2019 год — два триллиона 207 миллиардов рублей и 2020 год — два триллиона 317 миллиардов рублей. Вы видите это на слайде.

Доля налоговых доходов в 2018 году составит около 90 процентов. При этом в структуре налоговых доходов у нас происходит последовательное увеличение доли поступлений от специальных налоговых режимов, то есть от упрощенной системы налогообложения, от патентов, от индивидуальных предпринимателей, и региональных и местных налогов, то есть тех доходных источников, которые напрямую зависят от проводимой городом политики по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства. Вы можете видеть на слайде, что доля специальных налоговых режимов в 2010 году в структуре налоговых доходов составляла 2,2 процента, а к 2018 году мы планируем вклад от индивидуальных предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, субъектов малого и среднего бизнеса до 4,7 процента.

С 2013 года основным источником налоговых поступлений у нас является налог на доходы физических лиц. Как вы видите на слайде, его доля в структуре налоговых доходов — 46,4 процента. Этот налог является наиболее стабильным источником, поскольку его формирование в большей степени зависит от фонда оплаты труда, который в городе растет ежегодно и за счет создания рабочих мест, легализации бизнеса, роста заработной платы. В ближайшие три года мы ожидаем увеличение поступлений по данному источнику около семи процентов ежегодно.

Вторым по значимости источником налоговых доходов в структуре является налог на прибыль — его доля 35,6 процента. Устойчивость налоговой базы по этому налогу сегодня обеспечена поступлениями от организаций торговли, транспорта, обрабатывающей промышленности, строительства, энергетики, информационных технологий и связи, организаций гостевого сектора столицы — то есть наших городских, уже неконъюнктурных отраслей.

Поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами — упрощенной и патентной системами налогообложения, продолжат расти опережающими темпами, порядка 14 процентов ежегодно. Увеличение поступлений от них является безусловным индикатором роста деловой активности и развития малого и среднего предпринимательства.

Рост вклада субъектов малого и среднего предпринимательства заметен не только по доходам от специальных налоговых режимов, доля поступлений от данной категории организаций в общем объеме доходов серьезно увеличилась за последние четыре года. Вы видите на слайде: в 2014 году совокупный объем доходов от этого сектора составлял 15 процентов, а на сегодняшний день уже более 20 процентов — вклад предприятий. Это означает, что продолжает снижаться зависимость городского бюджета от платежей крупных налогоплательщиков.

При формировании доходной части бюджета учтены все изменения федерального и городского налогового законодательства. Доля неналоговых доходов в проекте бюджета постоянна и составляет порядка десяти процентов от общего объема доходов.

Теперь о расходах. Расходы бюджета города на 2018 год запланированы в объеме два триллиона 326,5 миллиарда рублей с ростом на 5,2 процента к уровню текущего года. Расходы на финансирование государственных программ составляют два триллиона 127,7 миллиарда рублей. Их доля в структуре расходов бюджета остается высокой, более 91 процента. Объемы финансирования в разрезе каждой государственной программы города представлены на слайде.

В области расходов сохраняется безусловная приоритетность социальной сферы. Проект бюджета обеспечивает существенное увеличение социальных обязательств. Социальные расходы вырастут в 2018 году темпами, превышающими в два раза темпы роста остальных расходов. В проекте бюджета предусмотрен существенный рост социальных выплат. В 2018 году на оказание мер социальной поддержки в денежной форме предусмотрены лимиты для этого в объеме 240,8 миллиарда рублей. Это почти на 27 процентов больше, чем в текущем году, а в абсолютном выражении это на 51 миллиард больше.

Заложены лимиты на увеличение выплат жителям старшего поколения, семьям с детьми, малообеспеченным семьям, многодетным, семьям с детьми-инвалидами. А вот если говорить о трехлетнем периоде, то в предстоящие три года на социальные выплаты будет направлено около 720 миллиардов рублей — это на 36 процентов больше, если сравнивать с предыдущей трехлеткой.

Увеличивается объем ассигнований на предоставление мер социальной поддержки в натуральной, неденежной форме: это бесплатный проезд для льготных категорий москвичей на наземном пассажирском транспорте, метро, Московском центральном кольце, в пригородном железнодорожном транспорте, обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи. В совокупности за три года расходы на натуральные льготы составят более 553 миллиардов рублей — это больше чем на 20 процентов, нежели было израсходовано в предшествующие три года.

В целом мерами социальной поддержки за счет средств городского бюджета охвачены более 3,5 миллиона горожан.

В рамках социальных расходов хотела бы специально остановиться на вопросе оказания высокотехнологичной помощи. На следующий год у нас запланировано увеличение расходов на это направление в полтора раза к уровню 2017 года. В проекте бюджета учтены средства для повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, причем для категорий как включенных в майские указы, так и не указанных в них.

В проекте бюджета предусмотрены необходимые расходы на деятельность и развитие транспортной системы города, которая является ключевым фактором, влияющим на качество жизни людей и функционирование экономики. На финансирование транспортной системы планируется направлять ежегодно порядка 20 процентов от общего объема расходов. И почти две трети расходов по транспортной программе составляют бюджетные инвестиции: это строительство и метрополитена, и объектов улично-дорожной сети.

Первоочередное внимание уделяется и развитию общественного транспорта. В целях повышения его комфортности и безопасности в проекте бюджета предусмотрены средства на приобретение подвижного состава — трамваев, комфортабельных автобусов, вагонов метрополитена. Все эти новые транспортные средства соответствуют современным требованиям: имеют низкий уровень пола, оборудованы кондиционерами, видеонаблюдением, навигационным оборудованием и, что важно, оснащены аппарелями и специальными местами для проезда маломобильных пассажиров.

Предусмотрены необходимые средства на содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства, инженерно-транспортных сооружений, обеспечение их безопасности и расходы всех других государственных программ Москвы.

В проекте бюджета обеспечивается необходимый для столичного мегаполиса баланс средств, направляемых на функционирование и развитие социально-экономического комплекса города. Четверть от общего объема расходов планируется направить на финансирование Адресной инвестиционной программы и реализацию программы реновации жилищного фонда. А с учетом средств, направляемых на приобретение оборудования, проведение ремонтов, доля бюджета развития в структуре расходов бюджета занимает более трети.

Вопросы финансового обеспечения каждой из государственных программ рассматривались в период подготовки бюджета на заседаниях бюджетной комиссии под председательством Мэра Москвы. Не ослабляется внимание в проекте бюджета к обеспечению устойчивости бюджетной системы города. В предстоящие годы продолжится проведение взвешенной политики управления государственным долгом.

Как вы видите на слайде, с 2011 года долг Москвы на сегодняшний день уменьшился более чем в шесть раз — с 300 миллиардов рублей до 47 миллиардов рублей, а к концу 2017 года составит чуть более 35 миллиардов рублей. При дальнейшей реализации жесткого курса по сокращению долга без осуществления новых заимствований мы сможем закончить предстоящую бюджетную трехлетку с объемом государственного долга 31,5 миллиарда. Москва сохраняет статус региона с очень высокими показателями долговой устойчивости, что подтверждается российскими, международными рейтинговыми агентствами. Так, в 2017 году российское агентство АКРА присвоило Москве максимально возможный рейтинг.

С учетом изложенных подходов определены значения основных характеристик бюджета. Вы видите их на слайде, я не буду называть: доходы, расходы, параметры дефицита. Предусмотрено в бюджетной трехлетке последовательное снижение дефицита.

Уважаемые коллеги, представленный на ваше рассмотрение проект бюджета соответствует нормам бюджетного законодательства, приоритетам бюджетной политики и сбалансирован по финансовым показателям. Прошу одобрить проект распоряжения для представления законопроекта о бюджете в Московскую городскую Думу. Благодарю за внимание.

Сергей Собянин: Спасибо. Есть вопросы, коллеги? Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), пожалуйста.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Сегодня предлагается к утверждению Адресная инвестиционная программа на 2018–2020 годы с учетом строящихся объектов в 2017 году и переходящих остатков по транспортной инфраструктуре на 2021 год. Таким образом, мы вновь практически рассматриваем трехлетнюю программу, а с учетом этого и следующего года это пятилетняя программа, которая позволяет нам системно продолжить развитие города.

С учетом ранее принятых градостроительных решений обеспечивается строительство транспортных, социальных инфраструктурных объектов, которые позволяют создать комфортную городскую среду, причем не только за бюджетные средства. Адресная инвестиционная программа является своего рода инструментом по привлечению инвестиций в различные отрасли городского хозяйства и социальную сферу.

Начиная с 2011 года Правительство Москвы последовательно увеличивает финансирование капитального строительства для решения приоритетных задач городского развития. Этот тренд сохранен и на последующий период до 2020 года включительно. Все ранее заложенные в предыдущих программах показатели сохраняются, а по ряду показателей, таких как транспортное строительство, развитие жилищного строительства, они значительно увеличиваются.

По итогам реализации Адресной инвестиционной программы с 2018 по 2020 год будет построено и запроектировано порядка 600 новых объектов. Хотелось бы остановиться на следующих значимых для города проектах, реализация которых намечена на указанный период. Большую долю финансирования программы по-прежнему составляют расходы на развитие транспортной инфраструктуры — это около 70 процентов от общего объема финансирования. Два основных направления — это развитие метро и дорожной транспортной инфраструктуры.

С учетом принимаемой сегодня программы, которая подразумевает продолжение масштабного строительства метро, проектирование и обеспечение технологической возможности его продления на перспективу, мы планируем, что за это время будут достроены следующие линии: это «Рассказовка» — «Петровский парк», «Некрасовка» — «Авиамоторная», «Столбово» — «Севастопольский проспект», основные участки ТПК будут закончены, участки «Саларьево» — «Столбово», «Селигерская» — «Дмитровское шоссе», станция «Беломорская» и шесть депо.

Также в программе заложено проектирование, подготовка граддокументации, технологическая подготовка для будущего развития метро, которое было принято на заседании штаба по градполитике. Это возможность продления линии от Рассказовки до Внукова, от Столбова до Троицка, от станции «Деловой центр» до Рублево-Архангельской линии, от «Дмитровского шоссе» в район Северный. Таким образом, активная работа по развитию метрополитена позволяет нам планировать комплексное развитие транспортного каркаса столицы.

Также в составе Адресной инвестиционной программы предусмотрено проектирование и строительство технологической части 55 транспортно-пересадочных узлов. К работе по транспортно-пересадочным узлам мы также планируем активно привлекать инвестиционные средства. Будет продолжена совместная работа с «РЖД» по реализации проекта интеграции станций МЦК и метро с радиальными направлениями железной дороги. Также отдельными ассигнованиями предусмотрено развитие Киевского направления Московской железной дороги и строительство трех новых станций на Киевском направлении и одной на Курском направлении МЖД.

Будет продолжаться активная работа по строительству дорог и транспортной инфраструктуры. Предлагается ввести порядка 300 километров дорог, более 40 пешеходных переходов и порядка 80 искусственных сооружений: мостов, эстакад, путепроводов. Таким образом, несмотря на и так высокие темпы транспортного строительства в Москве, они не будут снижены согласно утверждаемой новой программе. И мы будем ежегодно строить более 100 километров дорог.

По сравнению с прошлогодней Адресной инвестиционной программой, включено 37 новых объектов протяженностью порядка 130 километров, 44 искусственных сооружения, 13 пешеходных переходов. Планируется в рамках Адресной инвестиционной программы закончить такие важные для города транспортные объекты, как Северо-Западная хорда, построить основные участки Северо-Восточной хорды, закончить основные работы по продлению Южной рокады. Будет построен южный дублер Кутузовского проспекта, будут построены все подъездные дороги к северному дублеру Кутузовского проспекта, который финансируется за счет инвесторов, полностью завершится транспортное обеспечение территории ЗИЛ.

Также планируется построить подъездные дороги на территории ТиНАО к АДЦ «Коммунарка». Собираемся полностью завершить соединение Калужского шоссе с МКАД, ЦКАД также в 2019 году планируется построить. Продолжим строительство масштабного дорожного объекта Солнцево — Бутово — Видное, что является полноценной скоростной магистралью и дублером МКАД. И завершение формирования поперечных связей и транспортного каркаса на присоединенных территориях.

Также предусмотрена работа по созданию наземного городского пассажирского транспорта в виде реализации нового крупного объекта, это трамвайная линия протяженностью 5,2 километра с одним искусственным сооружением — эстакадой, с участком скоростного движения от станции метро «Пражская» в районе Бирюлево Западное с трамвайным депо на 150 единиц подвижного состава. Реализация данного проекта позволит значительно улучшить транспортную ситуацию в районе Бирюлево.

В целях продолжения создания комфортной городской среды продолжается масштабная работа по реконструкции набережных Москвы-реки. Предлагаемая к утверждению проекта АИП реконструкция следующих участков набережных: Карамышевской, Симоновской, Крутицкой — и проектно-изыскательские работы от Филевского парка до территории театра «Мастерская Петра Фоменко». Также набережная на территории завода имени Лихачева.

Также планируется выделение субсидий для инженерно-экологического обустройства озера Черное в районе Некрасовка и благоустройства прибрежной территории озера с целью создания условий для занятий спортом, активного отдыха, проведения досуга, что значительно позволит улучшить текущую ситуацию проживания в Некрасовке.

С текущего года финансирование жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры — объектов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и спорта — будут осуществляться как за счет средств Адресной инвестиционной программы, так и за счет субсидий из бюджета города Москвы, предоставляемых Московскому фонду реновации жилой застройки. На эти цели предусмотрены значительные средства в бюджете города Москвы — порядка 478 миллиардов с учетом субсидий этого фонда.

На эти средства планируется построить в городе 2,7 миллиона квадратных метров жилья, 137 объектов социальной инфраструктуры, новые детские сады и школы, поликлиники, культурно-спортивные объекты появятся в 11 административных округах города Москвы (в 90 районах столицы).

При этом по госпрограмме «Жилище» продолжится строительство жилых домов для обеспечения жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы: это очередники, нуждающиеся, в целях переселения и так далее. Наделение этих категорий москвичей жильем запланировано на уровне прошлых лет, снижения темпов не будет.

По программе «Образование». В соответствии с проектом Адресной инвестиционной программы предусмотрено строительство 85 объектов образования на 35 340 мест: это 28 детских садиков и 57 школьных зданий. В 2018 году предусмотрено включение новых 16 объектов образования, в том числе в районах Ново-Переделкино и Некрасовка, а также в районе Царицыно.

По программе «Здравоохранение» планируется завершить строительство 52 объектов, в том числе 27 поликлиник на 15 400 посещений в смену, 18 больничных корпусов, семи подстанций скорой медицинской помощи, а также завершить реконструкцию семи ранее начатых объектов. В частности, планируется завершить такие крупные объекты, как первая очередь больницы с родильным домом в поселке Коммунарка, которая будет обслуживать как территорию ТиНАО, так и район Южное Бутово.

В планах закончить  строительство двух лечебных корпусов общей мощностью 500 коек на территории больницы № 1 имени Пирогова. За счет средств бюджета в этом году уже будет завершено и со следующего года вступит в эксплуатацию на территории медицинского кластера диагностический центр общей площадью 10 тысяч квадратных метров и продолжится проектирование и строительство лечебных корпусов уже с учетом привлечения средств иностранных инвесторов.

Также в АИП по программе «Здравоохранение» включено 11 новых объектов. Это строительство радиологического корпуса на территории Морозовской детской городской клинической больницы, детская поликлиника в районе Бирюлево Восточное, детская поликлиника в районе Царицыно.

Кроме того, устойчивое комплексное развитие территорий, развитие транспортной, инженерной инфраструктуры позволили привлечь в социальную сферу города огромное количество внебюджетных инвестиций. Всего за этот период будет построено 85 объектов социального назначения за счет средств инвесторов: 51 объект образования, 10 объектов здравоохранения, 19 объектов спорта, пять объектов культуры.

Среди значимых объектов, построенных в рамках комплексного развития и с участием АИП, — стадион «Динамо», комплекс водных видов спорта «Арена легенд», центр художественной гимнастики на территории «Лужников», парк развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме.

По программе спорта в 2018–2020 году будет завершено строительство 18 объектов, в том числе одного футбольного поля, девяти ФОКов, двух бассейнов, двух объектов в «Лужниках». В 2018 году Москва получит полностью подготовленную к проведению чемпионата мира по футболу инфраструктуру. Самый главный объект мундиаля — БСА «Лужников» — введен в эксплуатацию в этом году.

Кроме того, в АИП включен современный крупный спортивный комплекс с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута в районе Некрасовка. Это было по обращению жителей к Мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. Также в ближайшие три года запланировано проектирование пяти горнолыжных склонов (Заречье, Шипиловский, Севастопольский, Ново-Переделкино, Куркино), строительство которых создаст жителям условия для занятий спортом и активного отдыха.

По программе культуры планируется построить и реконструировать 27 объектов, в том числе пять музейных, пять театральных зданий, завершить реставрацию на трех объектах культурного наследия. В 2018 году будет введен в эксплуатацию концертный зал в открывшемся парке «Зарядье». В 2019 году планируется завершить реставрацию уникального памятника — усадьбы Останкино. В этом году завершаем работу по строительству Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, со следующего года он готов будет принять посетителей.

С учетом изложенного предлагаю утвердить на данном заседании Правительства Москвы Адресную инвестиционную программу города на 2018–2020 годы для дальнейшего развития. Спасибо за внимание.