timelapse

«Абсолютно любое здание может быть классной архитектурой»

Темы в материале

Сергей Кузнецов о Правилах землепользования, знаковых проектах и проблемах архитектурного образования.

Москва – город, в котором архитекторам есть где развернуться. Здесь реализуются уникальные масштабные проекты, не имеющие аналогов в мире. О том, какие новые здания и общественные пространства появятся в Москве, об особенностях архитектурных вузов столицы рассказал «МП» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Какие знаковые события в архитектурной жизни столицы можно отметить в уходящем году? 

– На мой взгляд, самым заметным в городском хозяйстве стал проект «Моя улица». Сейчас Москва переживает бум в сфере благоустройства. Мы воспринимаем город как единое пространство. Ни один проект сегодня не обходится без благоустройства территории вокруг. Активно продвигается работа с набережными Москвы-реки. Реализуются такие ключевые для города проекты, как реновация ЗИЛа, стадиона «Лужники», создание парка «Зарядье».

Расскажите, пожалуйста, об этом парке. 

– Над проектом парка «Зарядье» работает лучшая команда, которую только можно было придумать. В 2014 году при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина мы провели международный архитектурный конкурс и выбрали концепцию победителя Diller scofidio + renfro. Проект содержит множество оригинальных идей и предложений, например, «парящий» мост, набережная, соединенная с подземным музеем и самим парком, реконструкция существующих объектов наследия. Ключевая фишка парка – здание филармонии. Оно будет расположено в юго-восточной части парка, со стороны Китайгородского проезда. Особенностью концертного зала являются фасады, два из которых будут расположены в наклонном рельефе местности – концертный зал будет словно бы «вкопан» в холм, с другой стороны будет так называемая «стеклянная кора», представляющая собой светопрозрачное покрытие с деревянными перемычками, под которым будут расти деревья. Она придаст зданию выразительный силуэт и защитит от непогоды не только филармонию, но и открытый амфитеатр. В эту «кору» будут вмонтированы солнечные батареи. Проект концертного зала очень сложный, да и сам объект уже после возведения фасадов потребует точной настройки, как музыкальный инструмент. Мы планируем открыть его в 2018 году, а сам парк будет доступен для посетителей уже ближайшей осенью. Сейчас там полным ходом идет высадка деревьев, к открытию их будет 650, и около 7 тыс. кустарников. Также строители ведут работы по возведению опор «парящего» моста – уникальной смотровой площадки.

В этом году Архсовет рассмотрел множество проектов, касающихся центра Москвы. Какие знаковые объекты появятся на центральных улицах столицы в ближайшие годы? 

– В ноябре Архсовет одобрил проект здания Музеев Московского Кремля внутри квартала Средних торговых рядов на Красной площади. Это очень хорошая работа, поддержанная всеми членами совета. Я рад, что проект с такой сложной судьбой в итоге обрел понятную структуру. Крайне важной идеей стала открытость музея городу, притом что в нем есть контраст оживленного пространства Красной площади и более камерного пространства внутри квартала. Все это является хорошей комбинацией свойств и качеством этого проекта, а это внушает надежду, что место, долгое время пребывавшее в строительных лесах, наконец-то будет успешно реализовано.

Также в этом году Москомархитектура утвердила проект департамента культуры города Москвы по обновлению детского зоопарка. Его разработало бюро Wowhaus, известное по целому ряду проектов общественных пространств в Москве, начиная с Крымской набережной и построек в парке Горького. Новые функции, сеть пешеходных дорожек и современное благоустройство, которое они добавят на территории зоопарка, безусловно, позволит более эффективно использовать это пространство и реализовать новые интересные сценарии для посетителей.

Сколько архитектурно-градо-строительных решений было выдано в этом году, какие архитектурные проекты вы могли бы отметить? 

– В 2016 году Москомархитектура выдала более тысячи АГР. Абсолютно любое здание может быть классной архитектурой. Вспомним гаражи, построенные Константином Мельниковым (гараж «Интуриста», гараж Госплана), вошедшие в число лучших произведений архитектуры XX века. Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы следит за качеством проектов не только жилых домов, социальных, культурных, спортивных объектов, но и гаражей, складских комплексов, подстанций скорой помощи, следственных изоляторов и других утилитарных построек. Они являются частью городской среды.

Например, в качестве примера хорошей архитектуры можно привести комплекс зданий для СИЗО-7 в Люблине. Согласно проекту различные части режимного объекта образуют единое решение с узнаваемым элементом в виде гребенки на фасадах корпусов, а в отделке зданий используются преимущественно светлые цвета с коричневыми и светло-зелеными элементами декора.

В СВАО будет реконструирована киностудия «Союзмультфильм». Это тоже очень интересный проект с архитектурной точки зрения. Здание получит навесные фасады, которые обеспечат утепление существующих стен, минимальные теплопотери и экономическую эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, у них будет интересный рисунок – выступающие декоративные ленты, которые, по замыслу архитекторов, создадут ассоциации с кинопленкой и покадровой съемкой.

Осенью этого года на выставке «Открытый город» очень подробно обсуждалась тема образования в сфере городского планирования и архитектуры. Какие основные тенденции и проблемы вы могли бы выделить? 

– Мы наблюдаем, что относительно небольшое количество студентов, заканчивая бакалавриат, идут выше – в магистратуру, чтобы затем, получив ученую степень, двигать вперед архитектурную науку. Это говорит о том, что люди не хотят связывать свою судьбу с «академкой», хотя архитекторами после окончания вуза становятся 85% выпускников, что, кстати, если сравнивать с другими специальностями, очень неплохой результат. Еще один важный момент состоит в том, что по сравнению с большими зарубежными архитектурными институтами в наших вузах очень маленькое количество иностранных студентов. В основном это студенты из стран СНГ и других стран ближнего зарубежья. Это тоже не очень хороший сигнал, потому что мы понимаем, что взаимная интеграция сегодня в образовательных и профессиональных кругах – залог развития.

Вызов нашего времени для профессионалов в области градостроительства и планирования состоит в огромном объеме информации и необходимости постоянно повышать свою компетенцию, следуя за стремительно меняющейся жизнью. Профессия и образовательные процессы меняются быстро, важно отслеживать эти тенденции и понять, чему стоит учить молодежь. Это необходимо в первую очередь для города, потому что от уровня подготовки наших студентов зависит качество архитектуры, недвижимости и всей городской среды в целом. На сегодняшний день мы накопили опыт, достаточный для того, чтобы не только потреблять продукт образования, но и самим начать производить что-то свое, разобраться, что можно улучшить, развить, ввести в практику. Например, город сейчас активно строит метро, поэтому следующий конкурс на разработку концепции новых станций мы уже позиционируем как шанс для молодых архитектурных практик проявить себя.

Конец года ознаменован обсуждением Правил землепользования и застройки. Как они отразятся на жителях Москвы? 

– Это очень прозрачный, ясный, понятный и четкий документ, устанавливающий единые правила в пределах Москвы. Я сам, проектируя как архитектор, знаю, что тема развития территорий всегда была тайной, вызывала различные слухи и домыслы, поскольку не было базы, где можно было бы почерпнуть сведения о том, какое развитие планируется. Важно, что ПЗЗ создаются как публичный документ, который появится в свободном доступе. Любые изменения в него также будут анонсироваться и станут известны всем заинтересованным сторонам.

Светлана Баева